Что мешает деятельности частных детективов в Казахстане?
|
Частная детективная деятельность не признана национальным законодательством как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, хотя общемировая практика свидетельствует о признании цивилизованными государствами данного вида предпринимательской детальности.
7 октября 2021 года в НПП "Атамекен" состоялось заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Каирбека Сулейменова. Участие в работе совета приняли представители государственных органов, бизнеса и ассоциаций. На совете рассмотрен вопрос о частной детективной деятельности.
Открывая совет, Каирбек Сулейменов напомнил, что частных детективов в Казахстане должны были узаконить еще 9 лет назад: поручение о введении института частной сыскной деятельности было озвучено президентом Нурсултаном Назарбаевым в послании народу Казахстана в 2012 году: "Социально экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана".
В 2013 году правительством был разработан и внесен в парламент проект Закона "О частной детективной деятельности", который, в последующем был отозван разработчиком из-за принципиальных возражений отдельных министерств и ведомств.
"…чрезмерная перестраховка, переоценка наступления возможных угроз и рисков, прогнозирование образования конкуренции между государством и частным сектором сохраняют монопольное право правоохранительных и специальных органов на охрану общественного порядка, борьбу и профилактику преступности, защиту граждан от незаконных и преступных посягательств", – отметил председатель совета Каирбек Сулейменов.
Частная детективная деятельность не признана национальным законодательством как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, хотя общемировая практика свидетельствует о признании цивилизованными государствами данного вида предпринимательской деятельности. В законодательстве нет запрета на осуществление частной сыскной деятельности. Современное положение института частного сыска нелегитимно. Эта деятельность осуществляется в завуалированной форме частными охранными предприятиями, службами безопасности коммерческих предприятий (банков), а также отдельными физическими лицами.
В то же время отсутствие правового регулирования частной сыскной деятельности позволяет лицам, предоставляющим такого рода услуги, уклоняться от налоговых, лицензионных и других обязательных платежей в бюджет, они не несут юридической ответственности перед клиентами и неподконтрольны государственным органам. Кроме этого, нелегитимность частной детективной деятельности может вовлечь в эту сферу криминальные структуры, которые в завуалированной форме будут иметь возможность использовать услуги частного сыска в преступных целях.
Право на защиту прав и свобод граждан, как любое монопольное положение, в итоге ведет к стагнации и дефициту качества представляемых услуг. В 2020 году из почти 71 тыс. обжалованных решений и действий всех органов государственной власти и их должностных лиц (70 927) на правоохранительные органы приходится почти 11 тыс. обжалований (10 898) что составляет 15,3%. В 2020 году по вопросам правосудия было подано почти 15 тыс. жалоб (14 980) – 19,6% от числа всех обращений (76 364). По вопросам деятельности административной полиции поступило более 2 тыс. жалоб (2036) – 7,7% от всех обращений в ее адрес (26 434); по вопросам следствия – более 8,5 тыс. жалоб (8 656), или 13% от общего количества (66 256). Такие цифры не только не настораживают, а являются сигналом серьезных проблем в сфере правоохранительной деятельности.
Бремя ответственности за обеспечение правопорядка должно быть возложено в целом на общество, в том числе и на бизнес, считают участники совета. Государство должно сотрудничать и совместно нести бремя ответственности за преступность и ее последствия, что полностью охватывается концепцией Закона "О профилактике правонарушений".
Позиция государственных органов по регламентации частной детективной деятельности не разделяется гражданами, юридическими лицами, в том числе профессионалами-правоохранитенлями. Результаты исследований и фактические данные правовой статистики показывают, что существующая монополизация системы безопасности личности недостаточно эффективна, отметил Каирбек Сулейменов. Защита прав и интересов юридических и физических лиц была бы более плодотворной в случае вовлечения в эту сферу субъектов частной сыскной деятельности.
"Принятие правовой регламентации позволит создать правовую основу института частной детективной деятельности и стимулировать развитие профессионального рынка частных детективных услуг. Это в целом положительно скажется на развитии малого и среднего предпринимательства", – подытожил Каирбек Сулейменов.
В ходе совета были озвучены рекомендации министерству юстиции, МВД и Генеральной прокуратуре. Так, министерству юстиции в соответствии с Законом "О правовых актах" рекомендовано предусмотреть разработку проекта закона о частной детективной деятельности и совместно с МВД и Генеральной прокуратурой ее концепцию.