Бесхозяйное жилье: в каких случаях акимат может отобрать квартиру
|
В Казахстане акиматы могут признать квартиру бесхозяйной, если недвижимость не имеет собственника, владелец неизвестен, отказался от нее или скончался, не оставив наследников. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказали в Управлении жилищной политики Алматы.
Отвечая на официальный запрос редакции, в ведомстве пояснили, что квартиру ставят на учет как бесхозяйную в органах юстиции по заявлению местных исполнительных органов, на территории которых находится недвижимость. Если в течение года после постановки на учет не объявится собственник или наследник и никто не заявит прав на имущество, акимат имеет право обратиться в суд, где жилье могут признать собственностью государства.
Как отметил юрист Сергей Уткин, акиматы ставят квартиру на учет как бесхозяйную после того, как о ней станет известно. А именно: сотрудники госорганов должны зафиксировать заявление от граждан о некоей брошенной квартире. О жилище, в котором никто не живет и за которым не присматривают, акимату могут сообщить жители, соседи, участковый инспектор и другие лица. Без основания местные исполнительные органы не могут начать процедуру отчуждения. Если же основания нет, то это должно заинтересовать соответствующие правоохранительные органы, подчеркивает юрист.
Он пояснил, что жилье может пустовать и год, и десять лет - четких временных рамок нет. После получения данных о возможной бесхозяйной квартире сотрудники госоргана проверяют наличие у жилья собственника. Если владелец отсутствует - скончался и не оставил наследников, например, то квартиру регистрируют как уже бесхозяйную.
"Брошенным жилищем считается пустующее, оставленное собственником без присмотра, без исполнения обязанности по его содержанию и тому подобное жилье. Если в жилище кто-то живет, то оно брошенным и оставленным никак считаться не может. Если собственник имеется, но, к примеру, учится за границей продолжительное время, его квартира, конечно, не может быть признана бесхозяйной, так как у жилья по документам есть собственник", - подчеркивает юрист.
Однако в Управлении жилищной политики Алматы говорят другое: по закону в бесхозяйных квартирах могут проживать посторонние люди, ухаживать за ней, делать ремонт и оплачивать коммунальные счета, но они не будут считаться законными владельцами. Как только квартиру включат в коммунальный жилищный фонд, от постояльцев потребуют освободить ее, отметили в акимате Алматы.
"Не допускается признание бесхозяйным имущества лиц, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. Над ним (имуществом - авт.) учреждается опека, или оно переходит по наследству согласно общим правилам. Согласно пункту 3 статьи 242 ГК РК собственник жилья в любое время, до возникновения права собственности у другого лица на такое имущество, вправе обратиться с заявлением о снятии с учета принадлежащей ему недвижимой вещи как бесхозяйной и вновь принять ее в свое фактическое владение", - сообщили в Управлении жилья Алматы.
Пригодные для проживания квартиры из коммунального жилищного фонда распределяются очередникам, которые нуждаются в жилье. Но можно и купить такую недвижимость на аукционе. Квартира выставляется на торги на портале реестра государственного имущества gosreestr.kz.
Уполномоченным органом является Управление финансов города Алматы.
"Если недвижимое имущество ранее никем не приватизировано, то собственник - государство. Однако брошенное жилье может быть передано в собственность жильцам, проживающим в таком жилье, по приобретательной давности на основании решения суда", - подытожили в управлении жилья.
По словам юриста Сергея Уткина, чтобы не остаться без жилья, нужно соблюдать несколько несложных правил. К примеру, если приходится оставлять квартиру на долгое время, нужно оплачивать коммунальные расходы и позаботиться о том, чтобы за ней кто-нибудь приглядывал.
"Даже если никто в квартире не живет, счета все равно приходят. Отопление, вывоз мусора, какие-то расходы все равно есть, и их нужно оплачивать. Нужно в ЦОНе получить электронную цифровую подпись, и где бы человек ни находился, через ЭЦП можно проверять, какие в отношении его квартиры зарегистрированы права, обременения и прочее. Это надо делать хотя бы раз в год или чаще. Все действия, касающиеся брошенных квартир, акимат должен регистрировать, и это все отображается в системе. Если человек замечает, что что-то не так, то сразу принимает меры", - говорит Уткин.
При этом, по информации юриста, в функции акиматов не входит объявление в розыск пропавших владельцев квартир, однако выполнить элементарную проверку - попытаться связаться с владельцем квартиры и посетить само жилье - сотрудники госоргана обязаны.