Имея протяженность около 15 километров, Алма-Атинский метрополитен состоит из 11 станций и ежедневно перевозит около 100 тысяч пассажиров. Линия, станции которой оформлены в национальных мотивах, входит в число самых интересных туристических маршрутов города.
Строительство Алма-Атинского метрополитена началось в 1988 году еще во времена Советского Союза, но было приостановлено из-за распада этого государства. Позже оно было возобновлено, и метро было введено в эксплуатацию 1 декабря 2011 года спустя 23 года после начала строительства.
Источник: AA
Сейчас Алма-Атинский метрополитен имеет протяженность около 15 километров и состоит из 11 станций, но ведутся работы по его расширению. Планируется, что он будет иметь три линии. Пока действует только одна.
Источник: AA
Метрополитен входит в число тех систем метро в мире, которые построены в самых сложных условиях, так как находится в горной местности и в сейсмически-активной зоне. Станция Абая, расположившаяся на глубине 78 метров под землей, является одной из самых глубоких станций метро на земном шаре.
Источник: AA
Названия станций и их оформление были вдохновлены историей и культурой Казахстана. Например, станция «Райымбек батыра» названа в честь Райымбек-батыра (1705-1785) – борца за свободу казахов от джунгарских захватчиков, станция «Абая» – в честь казахского поэта-просветителя, основоположника казахской письменной литературы Абая Кунанбаева (1845-1904), «Жибек Жолы», что переводится как «Шелковый путь», – в честь этого древнего торгового пути, проходившего и по территории Казахстана.
Источник: AA
Не обойдены были вниманием и природные достопримечательности страны. Станция «Алатау» получила название в честь горного хребта Заилийский Алатау, который величаво поднимается над Алма-Атой, «Сайран» – в честь одноименно водохранилища, излюбленного места купания горожан летом, «Сары-Арка» – в честь степи в центральном Казахстане. Станция «Алмалы», что переводится как «Яблочная», отсылает к названию города.
Источник: AA
Каждая станция оформлена в стиле, перекликающемся с ее названием. Это делает метрополитен одним из самых интересных туристических маршрутов Алма-Аты. При проектировании станций были продолжены лучшие традиции архитектурного проектирования.
Источник: AA
Каждая станция уникальна и сочетает в себе высокую эстетику, историзм и национальные художественные мотивы. Их украшают тематические панели, рассказывающие о культурном и историческом наследии казахского народа. При отделке стен и полов использовались натуральные облицовочные гранитные камни месторождений Курдай, Курта и Капал-Арасан в Казахстане.
Источник: AA
На станции «Абая» установлен бронзовый рельеф, изображающий Абая Кунанбаева, а на стене написаны отрывки из его произведений.
Источник: AA
Станцию «Сары-Арка» украшают художественные панно, иллюстрирующие степную флору и фауну, а в торце центрального зала можно увидеть панно с изображением бегущего табуна на фоне столицы Казахстана — Астаны, которая расположена на Сары-Арке.
Источник: AA
Станция «Алмалы» спроектирована с использованием мотивов, иллюстрирующих историю Алма-Аты, с изображением яблока, символа города. Витражное панно с искусственной подсветкой, украшающее ее, передает идею древнего города и цветущего сада, а его центральную часть занимает яблоня с плодами, как символ плодородия, древа жизни и благоденствия.
Источник: AA
Интерьер станции «Театр имени Мухтара Ауэзова» украшен национальным орнаментом и сценами из быта кочевников. В торце платформы располагается живописное мозаичное панно с изображением сцены из спектакля.
Источник: AA
Источник: AA
Источник: AA
Алма-Атинский метрополитен является одним из любимых мест как для туристов, приезжающих в город, так и для любителей фотографии.
Источник: AA
Ташкентский метрополитен - музей под землей c уникальной архитектурой
Метрополитен ежедневно обслуживает более полумиллиона пассажиров благодаря 4 линиям протяженностью 70,8 км, на которых расположены 50 станций с пятью пересадочными узлами
Станции Ташкентского метрополитена в Узбекистане привлекают внимание своей уникальной архитектурой и благодаря своим декоративным решениям напоминают музей под землей.
Строительство Ташкентского метрополитена, первого в Центральной Азии, началось в1972 году в период СССР. Метрополитен ежедневно обслуживает более полумиллиона пассажиров благодаря 4 линиям протяженностью 70,8 км, на которых расположены 50 станций с пятью пересадочными узлами.
Первая линия Ташкентского метрополитена, получившая название Чиланзарская, была запущена в 1977 году. Протяженность линии составляет 23,7 км и на ней расположено 17 станций.
Узбекистанская линия протяженностью 14,3 км была введена в эксплуатацию в 1984 году. Третья линия Ташкентского метрополитена – Юнусабадская - была запущена в 2001 году. Строительство этой линии протяженностью 10 км и состоящей из 8 станций началось после обретения Узбекистаном независимости. Четвертая линия Ташкентского метрополитена называется Линия Тридцатилетия независимости Узбекистана. Она была введена в эксплуатацию в 2020 году.
Ташкентский метрополитен продолжает расширяться, к 2030 году планируется увеличить общую протяженность сети до 150 км.
- Каждая станция привлекает внимание своим неповторимым дизайном
Станции Ташкентского метрополитена напоминают подземные художественные музеи благодаря разнообразию архитектурных стилей.
На убранство станций повлиял в том числе и период, при котором велось строительство.
Использование при строительстве купольной техники (куббе), свойственной среднеазиатским мечетям, придает станциям уникальный облик.
Станции метро носят имена известных личностей, таких как Алишер Навои, Гафур Гулям, Абдулла Кодирий, Юнус Раджаби, Амир Темур Хиёбони, а также географические названия Чиланзар, Юнусабад, Алмазар. Станция Ташкентского метро имени Алишера Навои попала в список самых красивых интерьеров подземного транспорта в мире.
- Каждый обязательно должен посетить Ташкентский метрополитен
В беседе с корреспондентом «Анадолу» узбекский архитектор Алишир Сабиров сообщил, что Ташкентский метрополитен, строительство которого началось еще во времена Советского Союза, был для своего времени очень масштабным и особенным проектом.
Он отметил, что метро строилось в сложных условиях, поскольку город расположен в зоне, где проходят подземные воды и высок риск землетрясений.
По словам архитектора, к разработке метро были привлечены многие научно-исследовательские институты, которые работали над тем, чтобы создать объект, который смог бы выдерживать землетрясение магнитудой 9 баллов.
Сабиров указал, что впервые при строительстве ряда станций Ташкентского метрополитена было отдано предпочтение купольной технике, свойственной среднеазиатской архитектуре и широко используемой при строительстве мечетей.
Данный стиль пользуется большим успехом и придал неповторимый облик Ташкентскому метрополитену, - отметил архитектор.
«Станции ташкентского метрополитена являются не только лучшими архитектурными сооружениями своего времени, но и обладают красивейшими художественными особенностями. Благодаря инкрустации, картинам, узорам, украшениям и колоннам Ташкентский метрополитен напоминает музей под землей. Каждый, кто приезжает в Ташкент, обязательно должен посетить Ташкентский метрополитен», - считает Сабиров.
Загруженность японского метро больше не измеряют показателем «чтения газеты»
Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии по долгу службы обязано постоянно мониторить степень загруженности пассажирских вагонов в метро и поездах. Для того чтобы информировать пассажиров, и для сбора статистики о работе транспортной системы. До недавнего времени для этого использовался показатель «чтения газеты», но теперь его признали устаревшим.
По старой системе оценки загрузка в 100 % означает, что у каждого в вагоне есть свое место, сидячее или стоячее. Загрузка в 150 % означает возможность развернуть и читать газету во время движения, но уже 180 % – это когда трудно ее складывать. При уровне в 200 % вместо газеты можно читать только компактный журнал. Ну а 250 % означает такую давку, в которой невозможно двинуть рукой, чтобы перевернуть страницу.
В новой системе оценки измеряется телесный контакт людей в вагоне. Уровень 100 % не изменился, при 150 % плечи еще не соприкасаются, но при 180 % уже есть постоянный физический контакт с соседями. Тем, кто стоит у двери, приходится постоянно ворочаться из-за людского потока на остановках. Показатель в 200 % означает, что все на всех давят, всем тяжело, а стоящие у дверей не могут пошевелиться.
Интересно, почему японские власти просто не заменили газеты смартфонами? Например, загрузка в 100 % – это когда можно делать селфи на вытянутой руке. При 150 % можно играть на гаджете двумя руками, но при 200 % уже только читать с экрана. А при 250 % устройство даже не вытащить из кармана.