Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 1
Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 1
9 лет назад 3022 www.islam.ru/
Ринат Габбасов

Сегодня мы поговорим о мусульманском гении экономической, исторической, политической и социальной мысли, опередившего века – знакомьтесь, его зовут Ибн Халдун, полное имя Абу Зайд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Халдун аль-Хадрами аль-Ишбили.

Звезда арабского Магриба Ибн Халдун родился в Тунисе в 1332 году (732 по хиджре) в андалузской семье. В своей достаточно долгой жизни учёный стал свидетелем драматических событий на стыке времён и цивилизаций, встречался с высокопоставленными мусульманскими руководителями своей эпохи и даже занимал должность верховного судьи. Но самым главным достижением, которое он оставил после себя всем последующим поколениям, стал его легендарный труд «Китаб ал-Ибар» (полное название переводится на русский язык, как «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть»). Особенно ценной является первая часть этой книги, называемая «Мукаддима» (Введение).

Известный американский историк Арнольд Тойнби утверждал, что с точки зрения «как широты, так и глубины видения, а также чисто интеллектуальной мощи» Ибн Халдун обозначил и разработал философию истории, которая «несомненно является наибольшей работой в своем роде, которая когда-либо была создана каким-либо интеллектом в каком-либо времени или месте». Не только историки, но и многие западные социологи, философы, экономисты и по сей день признаются, что в своих трудах они щедро заимствовали идеи Ибн Халдуна. Но мы, оставив за рамками данной статьи все остальные дисциплины, в которые Ибн Халдун внес свой неоценимый вклад, остановимся на некоторых аспектах экономической мысли.

Ибн Халдун открыл огромное количество фундаментальных понятий экономики, многие из которых вошли в современный оборот. Его труды и сегодня сохраняют актуальность. Например, за пять веков до Адама Смита он говорил о необходимости разделения труда, опередил Рикардо  в открытии трудовой теории стоимости и Кейнса в определении функции государства как стабилизатора экономики. Ибн Халдуна цитировали и цитируют ведущие теоретики экономики и даже существует мнение, что Карл Маркс при написании своего легендарного «Капитала» многое заимствовал из трудов этого учёного.

В своём труде «Ильм ат-Тарих» Ибн Халдун рассмотрел причины и истоки событий в человеческой истории. Этим он привнеёс свежие изменения к более ранней практике, ограничивающейся записью исторических событий и династий.

В «Мукаддима» Ибн Халдун выводит научные принципы, которые регулируют рост и падение династии или государства или цивилизации.

Он рассматривает взлет и падение династий или цивилизаций, как тесно зависящие от благополучия или страдания народа. (Скажем, шотландский экономист Адам Смит написал «Исследование о природе и причинах богатства народов» спустя 4 века после Ибн Халдуна!)

Он пропагандировал теорию круга причинности, также называемой кругом справедливости. Эта теория знакомит нас с ролью переменных, от которых зависит эффективное функционирование экономики. С этой целью он проанализировал все переменные, начиная с Шариата, людей, справедливости, развития, правительства и богатства.

Согласно Ибн Халдуну, историография, известная как Ильм ат-Тарих, это наука, которая исследует причины и истоки событий в человеческой истории, а не просто записи исторических событий и династий.

Такой причинно-следственный анализ был важен для Ибн Халдуна, потому что он жил в то время, когда уже начался мусульманский спад, и как сознательный мусульманин, он очень хотел, чтобы наступили лучшие времена.

Как ученый-социолог он знал, что такие изменения не могут быть рассмотрены без предварительных уроков из истории. Ему было важно установить факторы, которые привели к такой великой цивилизации, сперва расцветшей из скромных начинаний, а затем последовательно пришедшей в упадок. «Мукаддима» является результатом этого понимания.

Он примеряет научный метод для получения принципов, которые регулируют рост и падение династии, государства или цивилизации. Эти принципы, которые отражают законы Аллаха, по мнению Ибн Халдуна лишь частично определены в Коране и Сунне. Они должны быть разработаны на основе анализа исторических событий.

Так как стержнем анализа Ибн Халдуна являются люди, он воспринимает взлет и падение династий или цивилизаций в тесной зависимости от благополучия или несчастья народа.

В его исследовании, взлеты и падения зависят не только от экономических показателей, но и от других факторов, которые определяют качество индивидов, общества, правителей и институтов.

Таким образом, «Мукаддима» пытается установить факторы, влияющие на это качество, изучив роль тесно связанных между собой моральных, психологических, политических, экономических, социальных, демографических и исторических факторов в росте и падении династий и цивилизаций.

«Мукаддима» содержит обстоятельную дискуссию по экономическим принципам, большая часть которых является оригинальным вкладом Ибн Халдуна в экономическую мысль. Однако, он также заслуживает уважения за привнесение ясности в дискурс своих предшественников и современников в мусульманском мире.

Его понимание ряда экономических принципов было настолько глубоко и опережало свое время, что некоторые из теорий, предложенных им почти шесть веков назад, явились предтечами некоторых более сложных современных формулировок этих теорий. 

Междисциплинарная динамическая модель

Модель Ибн Халдуна сводится в значительной степени к его совету о важности роли государя. По этому поводу он пишет: «Власть правителя может стать совершенной только посредством реализации положений Шариата; положения Шариата могут быть реализованы только правителем; правитель может реализовать власть только через людей; людей можно поддержать только богатством; богатство можно получить только через развитие; развития можно достигнуть только через справедливость; справедливость является критерием, с помощью которого Аллах будет оценивать человечество, а правитель ответственен за реализацию справедливости».

Совет, по словам самого Ибн Халдуна,  это «восемь мудрых принципов политической мудрости, каждый из которых увязан с остальными для взаимного придания силы, таким образом, что невозможно отличить какой из них является первым, а какой последним».

Исследование отражает междисциплинарный и динамичный характер его анализа. Оно является динамичным и объясняет, как политические, моральные, социальные и экономические факторы взаимодействуют с течением времени и приводят к подъему и упадку цивилизаций.

Оно междисциплинарное, поскольку соединяет Шариат, политическую власть, людей, богатство или запасы ресурсов, развитие и справедливость круговым и взаимозависимым образом, так, что каждый фактор влияет на другой.

Работа этого цикла проходит через серию мероприятий на протяжении трех поколений, или почти сто двадцать лет. Одна из переменных действует в качестве спускового крючка, а другие могут реагировать на это таким же образом или другим. Реакция всех переменных запускает причинно-следственный круг, который позже стали называть кругом справедливости. (Продолжение следует)

0 комментариев