Сегодня мы расскажем вам о человеке по имени Карун. Не путать с братом пророка Мусы – пророком Харуном, который был также его помощником. На пути служения Аллаху и распространения веры, он был рядом с пророком Мусой до последнего момента.
В свою очередь, Карун – это имя очень богатого человека, жившего во времена пророка Мусы, выходца из рода Исраила.
В первое время Карун казался человеком, верующим в пророческую миссию Мусы. Однако, отказавшись подчиниться приказу Аллаха и давать зекет (закят), он сблизился с фараоном и стал врагом пророку Мусе.
Дружба Каруна с фараоном, считавшего себя богом, крепла, богатства Каруна увеличивались. Его сокровища были столь несметны, что даже самые сильные люди с большим трудом могли поднять ключи от хранилищ. (Сура Касас, 76 аят).
Наивно полагая, что достичь столь большого богатства ему удалось исключительно благодаря своей смекалке, уму и сообразительности, Карун возгордился. Его самолюбование не знало границ, а в сердце угнездились жестокость и злость.
У пророка Мусы были два непримиримых врага: Фараон и известный своими дьявольскими суждениями Хаман. И неизбывной болью для него стал Карун, бывший по сути «своим», но занявший вражескую позицию.
Согласно сведениям, приведенным в тафсирах – толкованиях Корана, когда от Аллаха пришел приказ выплачивать зекет, пророк Муса начал сбор подати с зажиточных Исраилевых сынов. Это пришлось не по душе прижимистому Каруну, вскоре он начал агитировать других не выплачивать зекет (зякат). Также он пытался очернить имя достопочтенного пророка Мусы. Заплатив женщине легкого поведения, он попытался обвинить пророка в совершении «зины» - прелюбодеяния. На одном из собраний, пророк Муса, по обыкновению выступал перед народом с проповедями. В том числе он говорил о недопустимости одного из тяжких грехов – прелюбодеяния. И в это время Карун приподнявшись с места, спросил:
- Это правило, оно касается и тебя тоже? На что пророк Муса (г.с) ответил:
- Конечно, оно распространяется на всех и на меня тоже.
-Тогда почему ты прелюбодействуешь? У меня есть доказательства того, что ты – прелюбодей! – с этими словами Карун представил изумленному взору собравшихся ту самую женщину, которой он заплатил.
Однако, по воле Аллаха, в сердце падшей женщины зародился страх перед Всевышним, и она отказалась лжесвидетельствовать. Вот так доброе имя Мусы не было опорочено, а злые помыслы Каруна не свершились.
Видя неблаговидные поступки Каруна, правдивые люди говорили ему:
Оставь свою неуемную гордыню. Используй богатство, данное тебе Аллахом для пользы этого мира, не забывая о судном дне и жизни вечной. Совершай благое, помня, как облагодетельствовал тебя Всевышний. Перестань сеять смуту.Поистине, Аллах не любит сеящих смуту нечестивцев». (Сура Касас, 76,77 аяты.)
Однако, Карун не услышал слов, к нему обращенных, отвергая наставления соплеменников, он не хотел понимать, что богатство, достаток даются рабу Аллаха как испытание, что за все деяния придется держать ответ. И даже выступал против:
Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю. (Сура Касас, 78 аят.)
Страницы истории хранят десятки, сотни судеб людей, обладавших богатством, превосходившим достаток Каруна, обладавших еще большей силой, чем у него. И также, как и он, они, забыв о благочестии, возомнили себя вершителями жизни, забыв о том, что благо, дарованное Всевышним было дано для испытания. И даже все богатство и положение, которое они занимали среди людей, на земле этой, не уберегли их от наказания Аллаха. Но даже примеры из жизни не заставили Каруна задуматься.
Восхваляясь достатком, Карун даже перед своими соплеменниками выходил торжественно, во всем великолепии убранства, выставляя напоказ свое богатство. И это пробуждало интерес в некоторых людях, делая достаток и удовольствия земной жизни привлекательными. И предпочитавшие блага этой жизни, дарам в жизни вечной, они говорили:
О, вот если бы у нас было то, что есть у Каруна. Воистину, он обладатель великой доли». (Сура Касас, 79 аят.)
Однако, люди, обладавшие умом и достаточной мудростью, впитавшие в себя глубинный смысл проповедей пророка Мусы, предупреждая собратьев из числа заблудившихся, говорили:
«О,горе вам! Аллах вознаградит лишь тех, которые уверовали и поступали праведно. И это будет дано лишь терпеливым». (Сура Касас, 80 аят.)
Восхищаясь красотой земного мира, вы забываете о том, что богатство – преходяще. Что достаток и даже самые несметные сокровища – всего лишь временные дары Аллаха. Вечным даром Всевышнего, которым он одарит своих рабов из числа праведных является Рай. Отчего же вы столь близки к благам преходящим и не стремитесь к благам вечным!
Финал жизни хвастливого и недалекого Каруна весьма печален. Земля развершись по воле Аллаха, поглотила его вместе со всем богатством, имуществом. И Карун, еще вчера с самодовольным видом бахвалявшийся своим умом и знанием, благодаря которым он достиг столь большого богатства, считавший пророка Мусу врагом, исчез в недрах земли безвозвратно.
«Мы заставили землю поглотить его дом и его самого. И не было у него сторонников, которые могли бы помочь, помимо Аллаха, и не было ему оказано помощи». (Сура Касас, 81 аят.)
История о бесславной кончине Каруна потрясла многих. Еще вчера смотревшие на его достаток с долей зависти, с нескрываемым интересом, отчаянно желавшие оказаться на его месте и обладать такими же богатствами люди, задумались, осознав, признали величие Аллаха.
«Лишь только Аллах увеличивает или ограничивает удел - ризык своих рабов. И если бы Аллах не оказал нам милость, Он бы заставил землю поглотить нас. Видели ли вы? Неверующие не избегут наказания». (Сура Касас, 82 аят.)
Резюмируя вышесказанное, можно лишь добавить следующее.
В Коране немало аятов, повествующих о народах, которых настиг гнев Аллаха. Знаменательно, что все они были обладателями большого достатка и имущества. Конечно, жить в достатке, быть богатым не возбраняется, и не является грехом. Однако, тяжелым грехом являются пороки, которые, как правило, порождает большое богатство - гордыня, самовлюбленность, жадность, неблагодарность. Отсутствие «сытого сознания» приводит человека к моральному обнищанию, толкает его в яму пороков. Первопричиной же этого, обычно является ошибочное суждение, которого придерживаются многие. «Все, что я имею, я получил благодаря своему умению, своей силе, уму, знаниям. Это не – дар Аллаха, я сам этого достиг», - и именно это суждение имеет разрушительную силу и приводит к бесславному концу.
Вспомним пророка Сулеймана. Ему были даны мудрость и знания, которыми не обладал больше никто. Своим могуществом Аллах подчинил ему обитателей животного мира и джиннов. Он был обладателем великого богатства и большой силы, о которых можно только мечтать. Несмотря на это, пророк Сулейман, не уставал возносить благодарность Всевышнему, его сердце не тронула ржавчина гордыни, напротив, он усилил свое поклонение:
Мы даровали знание Давуду (Давиду) и Сулейману (Соломону), и они сказали: «Хвала Аллаху, Который предпочел нас многим из Своих верующих рабов»- сказали они... Сулейман (Соломон) наследовал Давуду (Давиду) и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано от всего сущего. Это и есть явное превосходство (или явная милость)». (Сура ан намль, 15,16 аяты.)
В одной из своих дуа, обращаясь к Аллаху, он говорил:
Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов. (Сура ан намль, 19 аят.)
Многие из нас знают историю царицы Балкис. Увидев установленный перед ним трон царицы Балкис, пророк Сулеймен (Соломон) так объяснил это:
Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или же буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь — Богатый, Великодушный. (Сура ан намль, 40 аят.)
Не впускать богатство в свое сердце, пользоваться им во благо, не допуская служения материальному, помнить, что имущество, данное Всевышним - лишь дар, которым необходимо распорядиться по уму, не заражая душу ненасытным вирусом обогащения, быть благодарным за предоставленное, за то, что имеешь, не уставать возносить благодарность Всевышнему – важные вещи, о которых должны помнить мусульмане.