Хвала Всевышнему, Господу миров. Благословение и приветствие пророку Мухаммаду ﷺ, его семейству, сподвижникам. Изначально данные вопросы были написаны для моих детей, моей семьи и близких, теперь, с надеждой на то, что размышление над ними принесёт пользу и другим, решил их опубликовать.
1. Какими вы желаете видеть своих детей?
2. На сколько процентов вам удалось воспитать детей такими, какими бы вы желали их видеть?
3. Являетесь ли вы мусульманином? Каким должен быть настоящий мусульманин?
4. Как вы думаете, на сколько процентов вы являетесь истинным мусульманином?
5. Или же вы являетесь лицемером (мунафик)?
6. Что должны делать дети для того, чтобы они могли считаться теми, кто уважает родителей?
Если вы подумаете над тем, как бы вы хотели, чтобы ваши дети относились к вам, то поймёте ответ на этот вопрос.
Перечислите, какие знаки уважения должны оказываться детьми родителям.
7. Каким образом человек, стремящийся к мирскому, оказывает почтение чиновнику? Где грань между подчинением, уважением, подхалимством и рабством?
Ещё важное для размышления
1. Если вы являетесь чиновником и считаете себя верующим человеком, то к вам есть вопросы:
Сколько раз в течение дня вы видите себя рабом Всевышнего Аллаха? Вы видите себя всегда господином, а работников – своими рабами? Разрешил ли вам Тот, Кто является настоящим Господином этих людей, относиться к ним как к своим рабам? Согласны ли они служить вам? Разве не Тот Аллах ﷻ, что сотворил вас, сотворил и их? Бойтесь того дня (Судного дня), когда не будет другого правителя, кроме Всевышнего.
Если не было ни того, ни другого (то есть, разрешения господина и согласия этих людей), не получается ли, что вы притеснитель и тот, кто силою присвоил себе чужие права?
2. Совершили ли вы покаяние за то, что относились к ним надменно?
Некоторые вопросы для размышления о грехе хулы:
1. Что такое хула (гибат)? Какой величины грех за её совершение? Плюс к тому, что хула является грехом, ещё является и нечистью в смысловом её значении, при наличии которой невозможно духовно приблизиться к Всевышнему, и Аллах ﷻ не принимает того, кто совершает хулу.
إن الغيبة هي نجاسة معنوية لا يمكن التقرب بها إلى الحضرة القدس الإلهية وتغلق أبواب القبول أمامه
2. Кто вас сотворил?
3. А тот, кого мы поносим, разве он сам создал себя таким плохим?
4. А его деяния Кем были сотворены?
5. И ещё, вы полагаете, что являетесь положительным только потому, что сами себя создали? Если это так, тогда того человека (которого поносите) тоже почему, вместо Всевышнего Аллаха, сами не сотворили?
6. Вы верите во Всевышнего? В Его слова (книги)? В Судный день? Что будет отчёт, воздаяние и возмездие? Утверждая словами, что верите, верите ли вы в перечисленное всем сердцем? А если верите, то зачем поносите действия Аллаха ﷻ? Зачем поносите Его творения?
Как в книгах описаны ответы на эти вопросы, спросите у тех, кто обладает знаниями.
7. Или же у вас заключён договор со Всевышним Аллахом о том, что вам всё дозволено? Из-за того, что у вас знатное происхождение? Или из-за того, что вы являетесь алимом? Или из-за того, что у вас много денег? Или из-за того, что вы являетесь особым мюридом? Или из-за того, что ваш тесть или отец – богатые люди?
8. Или же тот человек, которого вы поносите, должен быть для вас самым любимым человеком, ибо, причиняя себе такой большой вред, вы стараетесь спасти его в Судный день, отдав ему имеющиеся у вас воздаяния, а сами готовы остаться ни с чем?
9. Теперь, если подумать, не получается ли так, что вы стали тем, кто даёт оценку творениям Всевышнего Аллаха? Не получается ли это оценкой Самого Творца ﷻ?
فالذم له ذم للخالق فإن من ذمَّ صنعة فقد ذم صانعها
10. После всех этих вопросов кем вас называть? Кто вы? Не требуете ли вы, чтобы люди поклонялись вам?
11. Есть к вам ещё одна просьба: составьте список тех, кто лучше вас, и тех, кто хуже. И тогда сможете узнать, как вы оцениваете себя на самом деле.
Вот ещё некоторые вопросы для того, чтобы поразмышлять над собой:
Если какой-то человек скажет про вас что-либо неприятное или совершит обидный для вас поступок, как вы поступите? Я думаю, вы станете говорить:
1) Он это сделал из-за вражды ко мне.
2) Он сделал это специально, намеренно, желая причинить мне вред.
3) Он младше меня, и я сделал ему много добра, или я его вообще и знать не знаю.
4) Он сделал это из-за того, что хочет занять мою должность, или завидует мне.
Теперь не получается ли, что вы такой совершенный человек, о котором нельзя ничего говорить?
1. Кто дал такой характер (нрав) тому человеку, которого вы порицаете? Кто дал ему такие мысли?
2. Для себя вы находите 69 +1 оправдание; разве нельзя найти для него хотя бы одно?
3. То возвеличивание, которое вы требуете к себе, делают ли творения (рабы) Аллаха ﷻ по отношению к своему Творцу?
4. Вы смело порицаете, кого хотите; а по отношению к вам никому ничего нельзя говорить?
Когда же видишь, что вы требуете от людей, возникают ещё вопросы:
а) Кто вы?
б) Кем вы себя возомнили?
в) Находите ли вы во Всевышнем Аллахе такое же нетерпение (то есть, если кто-либо из людей станет говорить об Аллахе ﷻ то, что не соответствует Его величию), которое находите в себе по отношению к тому, что сказали о вас?
г) Не ставите ли вы себя выше всего?
После того как ответите на эти вопросы, оцените себя. Может быть, после этого вы перестанете порицать таких же людей, как и вы.
Если же вы узнали и поняли, что это плохо, и вам стыдно перед Всевышним Аллахом, но, как бы ни старались, не можете оставить всё это, то я дам вам совет. Такой совет, который необходим вам так же, как безногому – костыли или старцу – трость: практикуйте путь суфизма (тарикат), обучаясь ему у истинных шейхов (духовных наставников).
Источник: духовно-просветительская газета «Ас-салам»