Японцы до неузнаваемости изменили жизнь заброшенного острова
Японцы до неузнаваемости изменили жизнь заброшенного острова
4 года назад 949 maximonline.ru Александр Сидоров. Павел Шляпников. Benesse Art Site Naoshima

Островок Наосима расположен неподалеку от Сикоку, примерно в часе езды на пароме. Еще четверть века назад об этом месте даже в Японии мало кто слышал. Убогие рыбацкие деревеньки с крохотными домиками и удобствами во дворе. Невзрачные рисовые поля. Редкая растительность — следствие варварской добычи меди. Все — как и на многих других островах. Ничего примечательного, за исключением удивительно красивого ландшафта. Однако сегодня этот клочок суши стремятся во что бы то ни стало посетить ведущие архитекторы, модные дизайнеры и продвинутые художники, а также все те, кто интересуется современным искусством. И их все больше. «Лента.ру» отправилась на Наосиму за подробностями.

Мечты сбываются

Все началось с желания вдохнуть жизнь в увядающие территории, дать жителям отдаленной японской провинции шанс изменить свою судьбу, сделать маленький остров полноправной частью большого мира. Примерно об этом в начале 1980-х годов часто беседовали друг с другом глава крупного издательского дома Fukutake Publishing Тецухико Фукутаке и мэр Наосимы Чикацугу Мияке. После смерти Тецухико его дело продолжил сын Соитиро. Именно он сумел воплотить в жизнь отцовские мечты. Фукутаке, миллиардер и филантроп, позднее занялся образовательным бизнесом и переименовал свою компанию в Benesse, что в буквальном переводе с латыни означает «жить хорошо».

Он приобрел на острове несколько участков и собрался инвестировать значительные средства. Труднее всего было понять — во что именно, ведь природные ресурсы на тот момент были исчерпаны, а туристической инфраструктуры попросту не существовало. И тогда родилась идея создать на Наосиме уникальный заповедник современного искусства. Расчет оказался поразительно верным. Сегодня на острове не счесть гостей, причем не только иностранцев, но и японцев.

В южной части острова установлена знаменитая желтая тыква Яёй Кусамы легендарной японской художницы, которую называют крестной матерью поп-арта
В южной части острова установлена знаменитая желтая тыква Яёй Кусамы легендарной японской художницы, которую называют крестной матерью поп-арта
Фото: Lepre Luciano / Tips Images / Globallookpress.com

Почему именно остров? По словам Фукутаке, актуальное искусство, вскрывающее самые болезненные проблемы современного общества, растворяется в пространстве породившего его мегаполиса, утрачивая изначальные смыслы и социальную остроту. А вот в отрыве от цивилизации оно обретает пронзительно точное звучание. Можно не соглашаться с господином Соитиро относительно комфортной экологической среды для современного искусства, но актуальное арт-пространство с роскошной коллекцией концептуальных инсталляций посреди глухой японской провинции действительно воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. 

Спустя несколько лет случилась еще одна знаковая встреча. Однажды на ужине господин Фукутаке познакомился с Тадао Андо, одним из самых креативных и востребованных японских архитекторов. Ему в итоге и выпала честь реализовать проект мечты.

Мир как искусство

Андо не просто построил музей, точнее, несколько отдельных музеев, но сами здания превратил в оригинальные арт-объекты. Здесь все имеет значение — нарочито неправильная форма помещений, лестниц, окон и дверных проемов, угол наклона стен, цвет, свет и звук во внутреннем пространстве. Каждое сооружение, возведенное из однотипных бетонных блоков, — это своеобразный лабиринт, и путешествие по нему превращается для посетителя в элемент сложного художественного акта.

Вид на Chichu Art Museum
Вид на Chichu Art Museum

В основу проекта каждого здания положена идея нераздельного единства природы, архитектуры и искусства. С одной стороны, сооружения органично вписаны в окружающий ландшафт: из окон, с балконов и открытых площадок открывается вид с определенным ракурсом и на определенную часть острова. С другой — в отдельных помещениях расположены инсталляции. Причем почти все они созданы специально для музеев Наосимы.

Соитиро Фукутаке время от времени приглашает погостить на острове какого-нибудь крупного современного художника, предлагает создать то, что тому нравится, и разместить там, где тот считает правильным.

Большая тройка

Главный среди музеев Наосимы — Benesse House Museum. В экспозиции — концептуальные работы Энди Уорхола, Дэвида Хокни, Ива Кляйна, Дженнифер Бартлет и других знаменитостей. Среди концептуальных инсталляций — механические «Болтуны» Джонатана Борофски, панель со световыми «посланиями» зрителям Брюса Наумана, каменное «Полнолуние» Ричарда Лонга и фотоэкспозиция морских горизонтов Хироси Сугимото. Но наиболее впечатляюще выглядит, пожалуй, «Муравьиная ферма с государственными флагами». Творение Юкинори Янаги представляет собой стену с государственными флагами, выложенными из цветного песка и затем частично «разобранными» живыми муравьями. Идея проста: муравьи символизируют людей, которые в современном мире постоянно перемещаются по миру и тем самым медленно, но верно разрушают границы.

Творение Юкинори Янаги представляет собой стену с государственными флагами, выложенными из цветного песка и затем частично «разобранными» живыми муравьями
Творение Юкинори Янаги представляет собой стену с государственными флагами, выложенными из цветного песка и затем частично «разобранными» живыми муравьями
Фото: YANAGI STUDIO

На заметку: При музее Benesse имеется одноименный бутик-отель, состоящий из четырех отдельных корпусов. Самый известный — тот, в котором все комнаты выходят в замкнутый овальный коридор без крыши. Он так и называется: Benesse House Oval. Это своеобразное окно в мир — едва ли не наиболее фотографируемое место на острове. А в самом музее есть отличный ресторан, где можно заказать ланч в стиле кайсэки — из множества небольших порций блюд традиционной японской кухни.

Benesse House Oval — это своеобразное окно в мир и едва ли не самое фотографируемое место на острове
Benesse House Oval — это своеобразное окно в мир и едва ли не самое фотографируемое место на острове
Фото: Look / Hauke Dressler / Diomedia.com

Вторая точка музейного маршрута — Chichu Art Museum. Внушительных размеров здание было построено, в сущности, для огромного полотна позднего Моне с неизменными лилиями в Живерни. Это одна из очень немногих работ, которые были приобретены Фукутаке, а не заказаны специально. Ее вместе с несколькими другими картинами поместили, как в драгоценную шкатулку, в идеально белую комнату, отделанную каррарским мрамором. В таком пространстве полотна обрели совершенно иную энергетику.

Одно из немногих творений современных концептуалистов в Chichu Art Museum — инсталляция американца Уолтера Де Марии. Огромный, до блеска отполированный гранитный шар установлен на широкой лестнице в просторном помещении с многочисленными позолоченными брусками на стенах. Если смотреть на шар сверху, кажется, что он «улыбается» посетителю отражением ступенек. 

Инсталляция Тацуо Миядзимы «Море времени»: множество электронных тахометров со светящимися циферблатами, помещенных в водоем
 
Инсталляция Тацуо Миядзимы «Море времени»: множество электронных тахометров со светящимися циферблатами, помещенных в водоем
Фото: Benesse Art Site Naoshima / Art Consulting Firm

Наконец, третья, важнейшая остановка на арт-маршруте — музей знаменитого корейского мастера-минималиста Ли Уфана, совсем небольшой, но содержательный. Здесь несколько знаменитых картин и каменных скульптур Ли Уфана, в их числе «Диалог», «Камень памяти», «Комната молчания» и «Комната для медитации». А выставочное пространство максимально интегрировано в довольно сложный и сильно пересеченный ландшафт: даже войти в него можно только через подземный тоннель.

На заметку: По острову постоянно курсирует городской автобус. Кроме того, в порту можно взять в аренду велосипед и доехать на нем практически до любой точки, благо везде проложены удобные дорожки.

Деревня со вкусом

Наосима известна не только благодаря Benesse. В трех километрах от музейного комплекса в приморской деревеньке Хонмура у местных жителей выкупили несколько старых домов, отреставрировали и превратили их в современное арт-пространство. Тут можно помедитировать над инсталляцией Тацуо Миядзимы «Море времени» (множество электронных тахометров со светящимися циферблатами, помещенных в водоем). Или пережить удивительный эффект «прозрения», посетив «Храм света» Джеймса Таррела (официально он именуется «Южным храмом»), где всего за несколько минут глаз привыкает к темноте и выхватывает из необратимо отступающего мрака все новые пространства. Или отыскать концептуальное творение Синро Отаке: статуя Свободы, притаившаяся за носом рыбацкой лодки. Или попробовать отличить от настоящих цветов и бамбуковых палочек те, что целиком сделаны из… дерева. 

В деревеньке Хонмура у местных жителей выкупили несколько старых домов, отреставрировали и превратили их в современное арт-пространство
 
В деревеньке Хонмура у местных жителей выкупили несколько старых домов, отреставрировали и превратили их в современное арт-пространство

В той же деревне в столетнем доме — небольшой музей самого Тадао Андо. В привычно изломанном пространстве хранятся многочисленные фотографии, эскизы и модели разных проектов архитектора-концептуалиста.

Впрочем, на Наосиме арт-объекты разбросаны повсюду. На холмах то здесь, то там от малейшего дуновения ветра постоянно меняют свой облик кинетические скульптуры Джорджа Рики. В южной части острова на пирсе возле одного из пляжей установлена знаменитая желтая тыква Яёй Кусамы легендарной японской художницы, которую нередко называют крестной матерью поп-арта. А в порту, куда прибывают паромы с Сикоку, имеется еще одна ее тыква — красная.

Следует признать, что Соитиро Фукутаке добился поставленной цели. Маленькая, забытая Богом Наосима вернулась к жизни. Сегодня именно сюда стремятся десятки тысяч людей со всего мира. И именно этот клочок суши для многих выступает широким мостом не только в мир современного искусства, но прежде всего в мир современной Японии и ее удивительной культуры, очень традиционной и одновременно устремленной в будущее.

Японцы построят уникальный деревянный небоскреб за 6 млрд долларов (фото)

Закончить возведение здания строительная компания планирует к 2041 году, таким образом отметив 350-й юбилей.

Только 10% конструкций здания будут сделаны из металла и цемента, остальное — дерево. Внутри — 8000 квартир, где на балконах будут произрастать живые деревья и кустарники.

Конструкция будет укреплена системой трубчатых подпоров и диагональных балок. В условиях постоянных японских землетрясений дерево как более эластичный материал даже лучше подходит, чем металл и стекло, отметили в архитектурном агентстве.

Стоимость возведения здания составит 600 млрд йен (около 5,6 млрд долларов). Это вдвое больше, чем обычный небоскреб такого же размера. Однако менеджеры настаивают, что стоимость может значительно снизиться, так как использование дерева для построек такого типа — очень молодая технология. По мере ее развития процессы должны оптимизироваться.

Идея деревянного небоскреба не нова для Японии. С 2010 года действует закон, обязывающий применять дерево в строительстве любых зданий выше трех этажей. Кроме того, деревянные многоэтажки есть и в других странах, например, в Миннеаполисе и Ванкувере. Но самое высокое из них — всего 53 метра.

Создатели проекта гордятся «отрицательным загрязнением», которое повлечет за собой постройка здания. Производство бетона приносит 8% от общего выхлопа углерода в атмосферу, производство стали — 5%. Леса, напротив, потребляют углерод, таким образом улучшая экологическую обстановку.

Вопреки ложному убеждению, что Япония предельно индустриализирована, леса занимают 2/3 территории японских островов, и эта страна занимает одну из первых строчек в рейтинге количества деревьев на одного гражданина.

0 комментариев
Архив