Воплощению мечты о региональной интеграции в Центральной Азии мешают Россия и ЕАЭС
Воплощению мечты о региональной интеграции в Центральной Азии мешают Россия и ЕАЭС
3 года назад 4078 central.asia-news.com Канат Алтынбаев, Ксения Бондал. Продавец раскладывает фрукты и овощи на рынке. Местные специалисты указывают на необходимость развивать эффективное экономическое взаимодействие между странами Центральной Азии. Алматы, 25 апреля 2020 г. [Руслан Пряников/AFP]

Жители Центральной Азии все чаще высказывают мнение о необходимости фокусироваться на региональной экономической интеграции. Тем не менее, Кремль всеми силами старается этого не допустить.

Государствам Центральной Азии следует объединиться для решения общих проблем региональной безопасности и содействия экономическому росту. Однако, по мнению экспертов, на пути к этой цели стоят Россия и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Некоторые говорят, что если бы не Россия, центральноазиатские республики могли бы встать на этот путь много лет назад.

По словам Шаирбека Джураева из Бишкека, соучредителя и президента НПО Crossroads Central Asia, страны региона пытались создать региональные интеграционные платформы, такие как Организация «Центральноазиатское сотрудничество» (ОЦАС), с 1990-х годов.

«Однако эти усилия были прекращены с приходом России [в ОЦАС] в 2004 году, а [в 2006 году] ОЦАС и вовсе была расформирована», — сказал Джураев.

image

Министры иностранных дел государств Центральной Азии и заместитель госсекретаря США Дэвид Хейл позируют для фото на встрече в формате «C5+1». «C5+1» — это платформа для обсуждения политических вопросов между странами Центральной Азии и США. Нур-Султан, 21 августа 2019 г. [МИД Казахстана]

«По сути, приход РФ убил эту организацию и создал новую — Евразийский экономический союз, координируемый Москвой».

По словам Джураева, у маленьких стран, таких как Кыргызстан, не было другого выбора, кроме как присоединиться к ЕАЭС, поскольку отказ повлек бы за собой такие последствия, как закрытие границ для торговли и соответствующие экономические потери.

Кроме того, кыргызские трудовые мигранты в России оказались бы в еще более ужасных условиях, чем раньше, добавил он.

Изменение восприятия

В прошлом государственные чиновники Казахстана считали мечты о сотрудничестве в Центральной Азии и критику ЕАЭС прерогативой независимых экспертов.

Однако в апреле 2018 года Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ) опубликовал статью, указывающую на то, что приоритеты внешней политики правительства начинают меняться.

«На сегодняшний день [Евразийский экономический] союз претерпевает беспрецедентное давление из-за того, что прагматика, рынок, принципы свободной торговли существенно ослабли. Зачастую превалирует геополитика», — отмечается в статье.

Разочарование казахстанских властей, очевидно, связано с участившимися претензиями и встречными исками между членами ЕАЭС.

Жесткие меры российских надзорных органов по защите своего внутреннего рынка причиняют убытки экспортерам из других стран ЕАЭС — несмотря на то, что блок якобы поощряет свободную торговлю.

Так, в марте исполнительный орган ЕАЭС сам признал незаконным ограничение российскими властями импорта казахстанских помидоров и перца в декабре прошлого года.

«В этих условиях оптимальный путь видится в кооперации стран Центральной Азии... С 2017 года наметилась новая динамика отношений с Узбекистаном, демонстрирующим прагматизм и все большую открытость», — говорится в статье КИСИ.

В аналитическом материале отмечается, что в 2018 году произошел существенный сдвиг в отношениях стран Центральной Азии.

15 марта того же года президенты четырех центральноазиатских государств и глава парламента Туркменистана встретились в Астане, что стало первым региональным саммитом с 2009 года.

«Перспектива региона видится в формировании множественного поля геоэкономических проектов, которые бы давали возможность для более лучшего отстаивания и продвижения национальных позиций в переговорах с другими странами», — говорится в статье.

Без России

Такое сдвиг происходит на фоне того, что ЕАЭС все больше выглядит как инструмент для геополитических махинаций России.

Страны-участницы ЕАЭС в основном высказывают претензии к Москве, заявил ранее в этом месяце директор Группы оценки рисков из Алматы Досым Сатпаев.

По его словам, Москва и не собиралась создавать благоприятные условия для торговли в рамках ЕАЭС, поскольку для России союз является не экономическим, а геополитическим проектом, направленным на усиление влияния России.

Наблюдатели считают, что, поскольку ЕАЭС не может интегрировать регион, странам Центральной Азии следует развивать эффективное экономическое сотрудничество.

Директор ташкентского исследовательского института «Караван знаний» Фархад Толипов отметил, что у Центральной Азии есть мощный интеграционный потенциал, который имеет в основе множество факторов.

«Наши страны связаны между собой экономическими, транспортными, энергетическими и приграничными узами, как единая система. Кроме того, наши народы имеют много общего в историческом, этническом, религиозном и культурном аспекте», — сказал он.

По словам Толипова, такие небольшие страны, как в центральноазиатском регионе, должны объединяться, чтобы вместе противостоять общим вызовам региональной безопасности, при том, что «мы соседствуем с двумя великими державами с геополитическими претензиями на Центральную Азию».

Даулет Ахметов, поставщик строительных материалов из Нур-Султана, считает, что Центральная Азия имеет собственный объемный рынок, который позволит развивать экономику региона.

«Нам нужно открыть внутренние границы для передвижения трудовой миграции и товаров, развивать свои производства и создать зону свободной торговли в регионе. Только так мы получим возможность окрепнуть экономически и разговаривать с державами на равных», — утверждает он.

Создание специального регулятора ЕАЭС повлечет серьезные последствия, предупредили эксперты

Создание единого финансового регулирующего органа приведет к далеко идущим экономическим и политическим последствиям для Центральной Азии — в том числе к тому, что Россия будет контролировать валюты входящих в союз государств.

image

Российский работник с листами ненарезанных тысячерублевых купюр на фабрике «Гознак». Москва, 11 июля 2019 г. [Александр Неменов/AFP]

Россия начала разработку специальной финансовой структуры, которая позволит ей установить правила игры на общем финансовом рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и расширить свою гегемонию внутри блока, предупреждают наблюдатели в Казахстане.

15 апреля, во время онлайн-заседания Консультационного совета по валютной политике центробанков государств-членов ЕАЭС, участники обсудили договор о создании наднационального органа по регулированию финансовых рынков.

В договоре о создании ЕАЭС, вступившем в силу 1 января 2015 года, говорится, что после гармонизации законов в сфере финансовых рынков, будет принято решение о создании единого регулирующего органа в 2025 году, располагаться он будет в Алматы.

Казахстанские эксперты уверены, что в результате Казахстан и другие участники ЕАЭС столкнутся с экономическими и политическими последствиями.

image

Штаб-квартира Евразийского банка развития (ЕАБР). ЕАБР в январе 2006 года учредили Россия и Казахстан для расширения торгово-экономических связей между двумя странами. В 2009 году к ним присоединились Армения и Таджикистан, в 2010 году — Беларусь, в 2011 году — Кыргызстан. Алматы, 22 апреля. [Ксения Бондал/Каравансарай]

«Как только мы объединим наши финансовые рынки в один, устанавливать правила на нем будет тот, кто сильнее и крупнее », — уверен экономист Арман Бейсембаев из Алматы.

«В ЕАЭС это Россия, и значит, ее влияние в этом союзе еще больше усилится», — прогнозирует он.

Для борьбы с высокой инфляцией в России Центробанк страны начинает «убирать» из экономики деньги, чтобы цены на товары не росли, и перестает печатать рубли, говорит Бейсембаев.

«Инфляция растет, когда люди много покупают. Чтобы этого не было, разными способами Центробанк начинает “высушивать” наличность на рынке и перестает печать новые купюры», — добавил экономист.

Национальный банк Казахстана ведет себя иначе.

«У нас печатается много тенге. Если мы попадем под влияние единого регулятора, то уже не сможем так действовать. То есть Россия будет решать, сколько и когда мы сможем напечатать денег в своей стране», — опасается Арман Бейсембаев.

«Под контролем России»

Ситуация с автономностью членов союза ухудшится, когда ЕАЭС подойдет к моменту создания единой валюты, добавил экономист.

В интервью «Российской газете» в сентябре 2019 года председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Андрей Бельянинов заявил, что в качестве единой валюты в ЕАЭС нужно выбрать рубль.

ЕАБР в январе 2006 года учредили Россия и Казахстан для расширения торгово-экономических связей между двумя странами. В 2009 году к ним присоединились Армения и Таджикистан, в 2010 году — Беларусь, в 2011 году — Кыргызстан. Штаб-квартира банка находится в Алматы.

Бельянинов уверен, что при создании единого регулятора в ЕАЭС нужно ориентироваться на ЕАБР.

«На мой взгляд, это прообраз будущего центрального банка нашего ЕАЭС, только без права денежной эмиссии», — заявил он.

Казахстанские власти, в свою очередь, подчеркнули, что ничего подобного не случится.

«Высказывания руководства ЕАБР не соответствуют действительности и противоречат договоренностям, принятым в рамках Евразийского экономического союза», — сообщили в Национальном банке Казахстана в ответ на выступление Бельянинова в российском СМИ.

Арман Бейсембаев не сомневается: что бы ни говорил Нацбанк Казахстана, все идет к созданию единой валюты в ЕАЭС.

«У нас объединяются фондовые рынки, таможенные политики, начнут создавать единый финансовый рынок, появится единый регулятор», — говорит он.

«Логично, что на его базе будет создана единая валюта, и основную выгоду от этого получит Россия, потому что печатный станок поставят там».

И это Россия будет решать — давать нам денег или нет. Если она посчитает, что у нас их слишком много, мы не сможем сами напечатать эту валюту. Мы будем полностью подконтрольны российской стороне», — считает экономист.

Отказ от доллара?

Россия уверяет, что единый регулятор не лишит участников ЕАЭС независимости в денежной политике, отметил финансист Андрей Чеботарев из Нур-Султана.

«Когда год назад члены Евразийской экономической комиссии приезжали в Нур-Султан, я присутствовал на нескольких совещаниях и обсуждал с ними создание единого финансового рынка», — рассказал он.

«И представители комиссии сказали, что единый финансовый рынок подразумевает, что на нем должен быть единый регулятор и он появится. Но выпускать деньги, устанавливать ставки по кредитам и депозитам в каждой отдельной стране-участнице ЕАЭС будет ее центральный банк», — говорит Чеботарев.

Появление единого финансового рынка — один из способов углубить интеграцию в союзе, в том числе для того, чтобы уйти от расчета за товары в американской валюте, считает он.

«Ведь между Казахстаном и России до сих пор 50% расчетов осуществляется в долларах. Единый финансовый рынок должен снизить влияние валюты США в этой части мира», — добавил Чеботарев.

Однако ограничить использование доллара в Центральной Азии невозможно, убежден Арман Бейсембаев.

«В ЕАЭС находятся пять стран, и вроде бы на очереди вступление Узбекистана, но он, скорее всего, не ввяжется в этот союз, потому что узбеки умнее, чем мы», — сказал он.

«Ни одно из наших государств не является самодостаточным и не обеспечивает себя полностью для того, чтобы отказаться от различных иностранных товаров, которые покупаются за доллары и евро», — полагает Бейсембаев.

«При этом у Казахстана и России основными товарами для продажи на мировом рынке являются нефть и металлы на глобальный рынок за доллары. На этом разговоры об отказе от американской валюты заканчиваются», — констатировал он.

0 комментариев
Архив