Турция пришла на Кавказ навсегдa. Азербайджан как региональная держава: возможности и риски
Турция пришла на Кавказ навсегдa. Азербайджан как региональная держава: возможности и риски
3 года назад 3962 golosislama.com ceist.ru

Парламент Турции одобрил предложение Реджепа Эрдогана по отправке турецкого воинского контингента в Азербайджан. Похоже, тем самым были расставлены все точки над i вокруг спора Москвы и Анкары насчет присутствия турецких миротворцев в Карабахе. Как известно, сам Путин дал понять, что он против военного присутствия Турции в Карабахе, сказав:

«Зачем же провоцировать армянскую сторону наличием турецких солдат на линии соприкосновения?».

Впрочем, несколько сот турецких военных до этого уже находились в Карабахе. Таким образом, Турция, скажем так, начала активно продвигать свои интересы на Кавказе, невзирая на недовольство России.

Москва неофициально на отправку турецких войск в Карабах отреагировала как-то невнятно, отметив, что это делается якобы в рамках соглашения о совместном с Турцией «мониторинговом центре» на территории Азербайджана. Известный российский востоковед Марат Муртазин на наш вопрос, как Кремль теперь отреагирует на введение воинского контингента Турции в Карабах, ответил, что «никакого турецкого контингента в Карабахе не будет». При этом он добавил:

"Их привлекут по приглашению азербайджанской стороны для работы на территории Азербайджана с целью мониторинга соблюдения перемирия при помощи беспилотников, и только. В Карабахе будут только российские военнослужащие."

Между тем Р. Эрдоган продолжает повторять, что турецкие солдаты примут участие в «совместной миротворческой миссии» в Карабахе. Напомним, что Москва не раз официально заявляла, что в этом регионе будут только российские миротворцы. Учитывая все эти факты, можно предположить, что Кремль, возможно, пока решил проглотить «турецкую» обиду. Но насколько долго это продлится - одному богу известно.

Некоторые эксперты считают, что Анкара через Карабах «поколебала» монополию Москвы на Кавказе и «Россия, по крайней мере частично, «потерпела поражение» от Турции в конфликте между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха». Марат Муртазин, комментируя этот тезис, заметил, что монополии России на Кавказе «нет уже 30 лет», ссылаясь на недавние слова Путина о том, что Азербайджан вправе иметь союзнические отношения с Турцией. М. Муртазин буквально написал по этому поводу:

«После распада СССР каждая страна стала самостоятельной: Грузия, Азербайджан перестали жить с оглядкой на Россию, да и Армения осталась только по своей бедности и одинокости. Нынешний кризис в Карабахе, наоборот, укрепил позиции России на Кавказе, а то что Турция оказалась задействованной, то только благодаря позиции Алиева и благосклонности Путина».

Сотрудничающий с рядом аналитических центров США азербайджанский эксперт Рамис Юнус в комментарии для platon.asia заявил: «Турция пришла в регион навсегда. Это член НАТО и это в интересах НАТО. Россию будут выдавливать и поэтому будет жесткая борьба за Армению между Россией и Западом. Азербайджан во всем этом играет ключевую роль по всем вопросам и Турция ее гарант». Ряд экспертов считает, что одной из главных причин Карабахской войны стала борьба за важный коридор в Турцию на маршруте китайского Экономического пояса Шелкового пути. В частности, известная российская журналистка, знаток Кавказа Юлия Юзик написала в Фейсбуке:

«Пашинян…реально заблокировал транспортные артерии Нового шелкового пути. Ввёл визы для водителей всех иранских грузовых фур, кстати, под борьбу с ковидом. Создал пробку на маршруте. Теперь участок маршрута уходит под контроль Погранслужбы ФСБ, Ильхам получил Карабах - все довольны (кроме жителей Армении)».

Некоторые наши отечественные «мыслители» тоже об этом писали, что, мол, раньше Азербайджан выходил на Турцию через Иран, и теперь станет легче перевозить турецкие товары в Баку. Они добавляют, что лучше начнет работать китайский шелковый путь через Актау и Курык, когда и грузы из Китая, Казахстана, других стран ЦА быстрее будут поступать в Европу через Турцию. Спору нет, эти эксперты во многом правы. За тем лишь исключением, что Азербайджан и до этого имел транспортную связь с Турцией в рамках ЭПШП посредством железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Кроме того, чтобы запустить железнодорожный коридор в Турцию через Карабах понадобится время, несмотря на недавнее заявление Турции о скором начале строительства этой ж/д.

Отметим также, что на днях, согласно указа В. Путина, ФСБ России получила право осуществлять контроль за транспортным коридором между Карабахом, азербайджанской Нахичеванской автономной республикой и Турцией. То есть Москва придает очень большое значение данному коридору, раз доверила миссию по контролю за ним своей «державной опоре» - ФСБ. Тем временем в первую очередь турецкие аналитики утверждают, что Анкара по итогам Карабахской войны добилась немало геоэкономических бонусов, помимо коридора ЭПШП. (Напомним, что Турция стремится стать «логистической супердержавой».) Как известно, в результате «Карабахского» соглашения откроется транспортный коридор Азербайджана с Ираном через Мегринский район Армении с выходом на Каспий и далее в Центральную Азию. В турецких СМИ уже пишут, что в итоге снят созданный Сталиным «искусственный географический барьер внутри тюркского мира». Правда, теперь непонятно, проглотит ли Анкара то, что ФСБ будет контролировать все эти транспортные коридоры? Как бы то ни было, но пока основной гешефт от Карабахской войны получила Россия.

В этой связи нельзя исключать, что Анкара на пару с Баку может начать очередную военную кампанию с целью взять под контроль всю территорию Карабаха, аннулировав все существующие соглашения. (К тому же значительная часть азербайджанского общества ругает Алиева, что он «на полдороге остановился», не продолжил отвоевание всего Карабаха.) И это будет прямой вызов России. И если она решит «наказать за ослушание» Баку, то неминуем большой военный конфликт в Закавказье. По крайней мере, президент Азербайджана И. Алиев заявил, что обратится за помощью к Турции «в случае, если его страна подвергнется «агрессии» со стороны третьих сил», видимо, подразумевая Россию. В этом свете сегодняшний ввод войск Турции в Карабах, в конце концов, может закончиться конфликтом с Россией. Путин ведь сказал:

«Мне все-таки, кажется, удалось убедить и наших турецких партнеров, и наших коллег в Азербайджане в том, что не надо создавать условия или предпосылки для разрушения наших договоренностей, такие условия, которые бы провоцировали одну из договаривающихся сторон на какие-то крайние меры и крайние действия». 

К слову, бывший «министр обороны» ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) в своем блоге написал, что военное столкновение РФ и Турции в Закавказье неизбежно. Тем более что напряженность вокруг Карабаха, видимо, будет сохраняться еще долгое время. Не случайно В. Путин заявил:

«Окончательный статус Карабаха не урегулирован, мы говорим о том, что сохраняем статус-кво, на сегодняшний день существующее положение, что будет дальше, это предстоит решить в будущем или будущим руководителям, будущим участникам этого процесса».

Иначе говоря, Москва настроена на такой разворот событий, и поэтому на Кавказе следует ожидать развития конкуренции России и Турции.

Среди всего прочего, отдельные аналитики полагают, что возобновление Карабахского конфликта может привести к турецко-иранской войне, учитывая наличие между Ираном и Турцией некоторых геополитических и геэкономических противоречий в этом регионе, не говоря уже про Ближний Восток. По меньшей мере, Иран отнесся к вводу войск Турции в Карабах весьма настороженно. Тегеран обеспокоен тем, что теперь, после Карабахской победы, Азербайджан, может претендовать на членство в НАТО. Тем не менее, можно сказать, что Турция «силовым путем» начала расширять на постсоветском пространстве зону своих геополитических интересов, в том числе вопреки Москве. И данный факт о многом говорит, возможно, и о том, что Россия отчасти смирилась с этим…

Азербайджан как региональная держава: возможности и риски

По итогам победы Азербайджана во Второй Карабахской войне проницательные аналитики стали говорить о нем как о новой региональной державе. Об этом говорит российский либерал Андрей Илларионов - со знаком "минус", об этом со знаком "плюс" пишет Ибрагим Карагюль, главный редактор околоправительственного турецкого издания Yeni Şafak:

"Азербайджан выступил в качестве лидера, новой силы Кавказа. Он преодолел психологию «защиты», обнаружил в себе чувство собственного достоинства как нации и армии, научился преобразовывать свою экономическую мощь в политическую и военную мощь. Алиев - это новый влиятельный лидер. Он собирается осуществить радикальную трансформацию внутри.

Отныне будут предприниматься крайне важные шаги, которые еще больше укрепят Азербайджан, и мы будем свидетелями этих процессов. При администрации Алиева Азербайджан больше не будет государством, которое известно одним лишь Карабахом. Или страной, ассоциирующейся лишь как задний двор России и Ирана".

Однако надо понимать, что в геополитике большим возможностям почти всегда сопутствуют большие риски, особенно для тех, кто неспособен ими воспользоваться.

Добыть территории - только половина дела, тогда как другая половина - суметь ими воспользоваться и удержать их. Нет сомнения в том, что Баку сейчас начнет превращать освобожденные территории Карабаха в свою витрину. Так же делала и Россия в Крыму с той принципиальной разницей, что Азербайджан получает возможность развивать территорию, признанную за ним международным сообществом, тогда как отторгнутый Россией у Украины Крым сразу был обложен санкциями и превратился для нее в своего рода "чемодан без ручки".

Но история с Крымом может быть поучительна для Азербайджана и в частности для его главы, проведшего блестящую операцию по освобождению большей части Карабаха, еще в одном отношении. В 2014 году, после "Крымнаша" рейтинг Владимира Путина взлетел до небес, и то же сейчас произошло с рейтингом Ильхама Алиева в Азербайджане. Однако прошло шесть лет и уже в нынешнем 2020 году опросы общественного мнения показывали рекордно низкие данные поддержки Путина россиянами за все годы его нахождения у власти. И это логично, так как вечно выезжать на одном Крыме нереально. 

Схожим образом сегодня обстоят дела и в Турции - при всех внешнеполитических успехах Реджепа Тайипа Эрдогана сегодняшние опросы показали падение рейтинга его партии до рекордных 30%. Это происходит в результате продолжающегося экономического кризиса, в том числе падения курса турецкой лиры. В случае почти уже неизбежного прихода к власти в США Джо Байдена, обещавшего свергнуть Эрдогана, и усиления санкционного давления Запада на Турцию, ее экономическое положение может еще более ухудшиться, что будет сказываться и на поддержке избирателями правящей партии. Президент Эрдоган сейчас пытается принять решительные кадровые и системные меры для изменения этой ситуации, так как иначе внутренние проблемы Турции могут подорвать ее внешнюю политику.

У Ильхама Алиева сейчас, по-видимому, будет запас прочности в виде нескольких лет, когда на него будет работать успех во Второй Карабахской войне. Но очень важно, чтобы эти годы не были потеряны для развития страны и чтобы завоеванные возможности действительно были использованы, а проблемы, волновавшие азербайджанцев до войны, начали решаться, а не замораживались в надежде на то, что одна победа позволит пожизненно почивать на лаврах. 

Надо понимать, что те, кого категорически не устраивает эта победа и возвышение Азербайджана, будут не сидеть сложа руки, а готовить реванш. И это касается не только реваншистских сил в Армении и армянской диаспоре, но и тех влиятельных глобальных сил, которые воспринимают Турцию как главную угрозу, а Азербайджан теперь будут воспринимать как ее форпост на Южном Кавказе. Кампания с целью признания независимости т.н. НКР, информационное и экономическое давление на Азербайджан, поддержка внутри него антиправительственных настроений и сил и планирование на фоне возможной дестабилизации военной разморозки конфликта и пересмотра его итогов - это риски, которые возникают перед Азербайджаном уже сейчас.

Чтобы противостоять им, ему потребуется и дальше усиливать свою армию, восстанавливать освобожденные территории, развивать экономику и политическую систему страны в целом, чтобы снижать имеющиеся в ней социальные и политические противоречия. Все это будет возможно, но только в том случае, если в эти процессы будет вовлечена вся нация, которая проявила себя во время этой войны, но будет невозможно в рамках клановой коррупционной системы с властью, надеющейся на вечный эффект от одной победы. 

Наконец, надо понимать, что роль региональной державы всегда предполагает то или иное влияние на процессы, происходящие за ее пределами. И говоря о превращении в нее Азербайджана, его противники боятся именно этого, в частности, солидарности с ним российских мусульман и шире тюркских народов, проявленной в ходе этой войны. Понятно, что положение Азербайджана, имеющего на своей территории российскую мину замедленного действия в виде ее военного контингента, сегодня не таково, чтобы позволить себе откровенно конфронтационные действия в отношении Москвы. Однако что он может себе позволить и что он, на наш взгляд, должен делать - это развивать свою "мягкую силу" в российском информационном, общественном и политическом пространстве, направляя ее на изменение российской внешней политики в благоприятную для себя сторону.

И еще раз - подобные задачи требуют соответствующего уровня тех, кто их будет решать, то есть, мобилизации лучших человеческих сил, своих и своих союзников. Если Азербайджан сумеет это сделать, значит, он сохранит завоеванное в виде освобожденных территорий и роли региональной державы и сумеет выйти на новый геополитический уровень. Армения, победившая в прошлой войне и стремившаяся стать "Израилем на Кавказе", не сумела этого сделать и в итоге потеряла завоеванное. Чтобы не повторить ее ошибки, Азербайджану теперь надо будет стать "Турцией на Кавказе", а самой Турции суметь выстоять в том противостоянии, которое начнется с приходом Джо Байдена в Белый дом.   

0 комментариев
Архив