Syndication Bureau: Судьбу XXII века будет определять Африка?
Syndication Bureau: Судьбу XXII века будет определять Африка?
5 лет назад 1453 Александр Белов, Максим Исаев, Витольд Репертович (Witold Repetowicz), Саана Уосикайнен (Saana Uosukainen), Юхо Таккунен (Juho Takkunen), Ник Терс (Nick Turse)
Аннотация
 
Сегодня средний возраст населения в Африке составляет 20 лет. Для сравнения: средний возраст в развитых экономиках ЕС, США и Японии составляет 42 года. Учитывая огромное количество молодого населения, по оценкам ООН, африканским странам ежегодно придётся создавать 18 млн новых рабочих мест до 2035 года. Откуда возьмутся эти рабочие места?

Если вас интересует наше коллективное будущее, то вам следовало бы обратить внимание на Африку. Давайте начнём с очевидных фактов, например, с демографии Африки. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году численность населения Африканского континента удвоится, до 2,4 млрд человек, а к концу нынешнего века, как ожидается, достигнет 4,3 млрд человек. К этому моменту около трети всего человечества будет проживать на Африканском континенте, пишет Афшин Молави в статье для издания Syndication Bureau.

Часто говорят, что 21-й век станет азиатским веком, однако к концу текущего века Африка почти догонит Азию. Можно ли сказать, что 22-й век станет африканским веком?

Африке придётся преодолеть нелёгкий путь. Одной из самых крупных проблем, с которой сталкивается Африка в настоящий момент, а также столкнётся в будущем, остаётся создание новых рабочих мест. По данным Африканского банка развития, когда население Африки достигнет 2,4 млрд человек, примерно одна треть будет составлять молодежь. Это означает, что потребуется 800 млн новых рабочих мест.

В Африканском банке развития сравнили рост населения континента в течение следующих трёх десятилетий с «бомбой замедленного действия». Вот почему новое африканское континентальное соглашение о свободной торговле (AfCFTA) имеет жизненно важное значение. Соглашение подписали практически все страны, оно вступило в силу 30 мая и привело к созданию крупнейшей в мире зоны свободной торговли с момента создания Всемирной торговой организации в 1995 году. 

Иностранные инвесторы часто жалуются на отсутствие внутриафриканской торговли, что затрудняет приток инвестиций в более мелкие страны. Нигерия, население которой составляет почти 200 млн человек, привлекательна для инвесторов; а соседний Нигер, население которого чуть более 20 млн человек, значительно менее привлекателен для инвесторов.

AfCFTA — это хорошее начало, но не стоит ожидать, что революция произойдёт в одночасье. По-прежнему сохраняются огромные препятствия. Соглашение о свободной торговле подобного масштаба, подписанное преимущественно между развивающимися странами, может превратиться в нечто широко признанное и выгодное только через несколько лет, если не десятилетий. Но на фоне растущих антиглобалистских настроений в некоторых частях ЕС и Соединённых Штатов AfCFTA может выступить в качестве мощного и крайне необходимого противовеса.

Сегодня средний возраст населения в Африке составляет 20 лет. Для сравнения: средний возраст в развитых экономиках ЕС, США и Японии составляет 42 года. Учитывая огромное количество молодого населения, по оценкам ООН, африканским странам ежегодно придётся создавать 18 млн новых рабочих мест до 2035 года.

Откуда возьмутся эти рабочие места? В век автоматизации производства низкоквалифицированные и полуквалифицированные рабочие места займут роботы. Ситуацию для Африки, по крайней мере в краткосрочной перспективе, осложняет продолжающаяся торговая война между США и Китаем, которая может ослабить обе страны. Учитывая жизненно важную роль Китая в качестве крупного импортёра африканских сырьевых товаров и инвестора в африканскую инфраструктуру, а также роль США в качестве крупного прямого иностранного инвестора, торговый спор между Вашингтоном и Пекином будет иметь серьёзные последствия для Африканского континента. 

Однако есть и другая сторона медали. В африканской истории также были случаи эффективных экономических преобразований. Молодые африканские предприниматели создают и внедряют инновации, а крупные африканские предприятия переросли региональный уровень и вышли на глобальный. С другой стороны, известны случаи, когда рост среднего класса привёл к потребительскому буму в крупных городах континента. Несмотря на то, что иностранная помощь играет определённую роль, ключевые африканские страны, так же как и другие страны мира, нуждаются в обеспечении экономического роста под руководством частного сектора.

Одной из определяющих особенностей нашей эпохи сегодня является массовый рост торговли и инвестиций на «глобальном Юге». Страны «глобального Юга» больше не ждут, когда Запад поможет им инвестициями, вместо этого они всё больше и больше начинают взаимодействовать с другими развивающимися рынками.

Дубай стал чем-то вроде Майами для Африки, превратившись в крупный центр для африканского бизнеса, торговли, финансов и туризма, в то время как организации ОАЭ стали крупными инвесторами в африканские экономики. Такие компании, как Etisalat и Emirates, базирующиеся в Абу-Даби и Дубае соответственно, приобрели широкую известность на Африканском континенте и превратились в ключевых участников региональной торговли. DP World — один из крупнейших мировых портовых операторов, штаб-квартира которого расположена в Дубае, — управляет восемью морскими и внутренними терминалами на Африканском континенте. В торгово-промышленной палате Дубая зарегистрировано огромное количество африканских предприятий (12 тыс.).

Саудовская Аравия недавно объявила о крупных инвестициях в нефтехимию и нефтепереработку в ЮАР в рамках запланированных инвестиций в размере $10 млрд. Знания Саудовской Аравии в сфере создания крупных промышленных предприятий — таких как Saudi Aramco и нефтехимическая компания SABIC, — которые позволили бы предоставить много новых рабочих мест, необходимо распространить по всему Африканскому континенту. Турция продолжает инвестировать крупные средства в африканские рынки, а Turkish Airlines выступает в качестве мультипликатора силы в сфере коммуникаций, в то время как Марокко позиционирует себя в качестве воздушного, финансового и образовательного центра, связывающего ЕС с африканскими странами, расположенными к югу от Сахары. Египет стремится использовать свой потенциал в технической сфере, чтобы превратиться в крупный центр цифровых технологий.

С другой стороны, предприниматели и крупные африканские предприятия из стран, расположенных к югу от Сахары, могли бы поделиться своим опытом в достижении масштабных и прорывных результатов, нередко в очень трудных условиях, с ближневосточными и североафриканскими странами для развития Североафриканского региона и более широкого Ближневосточного региона.

В этой связи трансграничные торговые и инвестиционные потоки, связывающие более широкий Ближний Восток с Африкой, могут обогатить обе стороны. Но дело не только в цифрах. Диалог должен стать гораздо более активным. Дубай мог бы многому научиться у Дакара, а у Абу-Даби есть немало опыта, которым он мог бы поделиться с Аддис-Абебой.

Bloomberg: Запад может допустить роковую ошибку в отношении Африки
Аннотация
 
Главный американский дипломат на континенте Тибор Надь недавно заявил, что Африка представляет собой «в основном аграрное общество». Не только Надь придерживается подобной точки зрения. В немецком «Плане Маршалла для Африки» говорится, что «сельские районы определят будущее Африки». Это ошибочная точка зрения. Более того, это опасная точка зрения.

Африканский континент представляет собой в основном сельскую местность. По крайней мере так думают высокопоставленные западные чиновники, когда они рассуждают об Африке. Главный американский дипломат на континенте Тибор Надь недавно заявил, что Африка представляет собой «в основном аграрное общество». Не только Надь придерживается подобной точки зрения. В немецком «Плане Маршалла для Африки» говорится, что «сельские районы определят будущее Африки», пишут Джад Девермонт и Тодд Мосс в статье для издания Bloomberg.

Это ошибочная точка зрения. Более того, это опасная точка зрения. В Африке расширяется процесс урбанизации. Будущее континента будет зависеть не от отдалённых сельских пространств, а от оживлённых кластеров Лагоса, Аддис-Абебы и Киншасы. Крупные города превращаются в локомотивы развития континента, что может привести к определённым последствиям в энергетическом секторе, сфере безопасности, управления и области общественных услуг. Возможные риски могут увеличиться из-за низкого уровня контроля за процессом урбанизации.

По данным Всемирного банка, урбанизация является единственной наиболее важной трансформацией, которую претерпит Африканский континент в нынешнем столетии. Африканские страны, расположенные к югу от Сахары, уже на 40% состоят из городов, а десятки миллионов людей ежегодно пополняют численность городского населения. По разным оценкам, к 2050 году в Африке будет, по крайней мере, девять «мегаполисов» с численностью населения более 10 млн человек и более двух десятков городов с численностью населения свыше пяти млн человек, что соответствует численности населения Вашингтона.

По некоторым оценкам, численность потребительского класса в Африке уже превысила 300 млн человек. Потребительский класс в значительной степени сосредоточен в нескольких крупных мегаполисах, таких как Каир, Йоханнесбург, Киншаса, Лагос и Луанда. По оценке Африканского банка развития (АБР), до 12 млн молодых африканцев ежегодно оканчивают школу и пополняют рынок труда. Почти все высокооплачиваемые вакансии в сфере финансов, информационных технологий, искусства, обработки данных и даже производства будут находиться в густонаселённых кластерах.

Но, конечно, урбанизация имеет ряд серьёзных минусов. В среднем 60% жителей африканских городов живут в трущобах и часто страдают от инфекционных и неинфекционных заболеваний. Распространённость СПИДа, как правило, выше среди городского населения, чем среди населения сельских районов. Всё большее число городских жителей страдают от ожирения. 

Успешная интеграция Африки в глобальную экономику зависит от успеха или неудачи её городов, а не от сельских общин. Сельское хозяйство не может предложить сколь-нибудь привлекательных перспектив для молодых и образованных людей. Учитывая это, просто диву даёшься, что западные усилия по оказанию помощи развитию континента до сих пор не могут освободиться от устаревшей сельской парадигмы. Программы помощи необходимо переориентировать на города.

По данным агентства международного развития США, Вашингтон тратит на поддержку сельских районов Африки более чем в два раза больше, чем на поддержку городских районов, расположенных к югу от Сахары. Среди международных доноров только департамент международного развития Великобритании выделяет значительные ресурсы на разработку программ и проведение исследований, ориентированных на развитие муниципалитетов.

Между тем американские силы безопасности сосредоточили своё внимание на неконтролируемых пространствах в Сахеле или Сомали, в то время как одни из самых смертоносных террористических атак происходят в городах, в том числе в Бамако в 2017 году и Найроби в 2013 году. Ситуация в сфере безопасности будет только ухудшаться, поскольку экстремистские группы переключили своё внимание на городские районы, так как их привлекают городские финансовые сети, аэропорты, транзитные пути, а также богатый выбор лёгких целей, таких как отели, торговые центры и дипломатические объекты.

Что могли бы предпринять США и их союзники, чтобы урегулировать растущие риски в городских районах Африки? Во-первых, США должны переориентировать свои инвестиции на поддержку крупных городских кластеров, а не стран в целом. Агентство США по международному развитию может направить больше средств на решение проблем, связанные с развитием городов. Вашингтон мог бы выдвинуть инициативу «Умный город» для выстраивания партнёрских отношений между африканскими городами и технологическими компаниями США в области безопасности, транспорта, водоснабжения, электроснабжения и многого другого. Во-вторых, США могли бы активизировать дипломатическое взаимодействие с муниципальными лидерами. Посольства США могут наладить более тесные связи с губернаторами и мэрами региона. 

В-третьих, в рамках инициативы по электрификации Африки Power Africa, запущенной американским правительством в 2013 году, приоритетным направлением должна стать крупномасштабная электрификация больших городов. Высокая стоимость электроэнергии и низкая надёжность электрических сетей в крупных городских районах являются одним из главных препятствий на пути создания новых рабочих мест. Сейчас инициатива Power Africa в основном сосредоточена на электрификации сельских поселений. С другой стороны, также важно провести электроэнергию в те сельские районы, где её никогда не было. Это позволило бы увеличить производительность сельских общин и прокормить новых жителей городов.

Наконец, США должны направить средства на подготовку африканских полицейских сил, а не только военных. Полиция Африки получает менее 2% американского финансирования, предназначенного для поддержки служб безопасности африканских стран, расположенных к югу от Сахары. Необходимо увеличить поддержку полицейских сил и расширить их участие в миссиях ООН.

Американская и другая западная помощь, направленная на поддержку экономического роста и безопасности Африки, — это не просто подарок бедным африканским странам. Эта помощь может привести к созданию новых рынков сбыта для западных компаний и укрепить национальную безопасность в эпоху глобального терроризма. Вашингтон должен отбросить устаревшие представления о том, что Африка в основном представляет собой фермерские хозяйства и безлюдные пустыни, и обратить своё внимание на данные, указывающие на расширение урбанизации, рост энергетических потребностей и рост численности молодёжи.

Датские СМИ: Африка вновь стала ареной противостояния великих держав

КНР, США, РФ, Турция и ЕС — все крупные игроки на международной арене вновь находятся в поисках военных, экономических и культурных рычагов влияния на африканском континенте. Китайская стратегия наращивания инвестиций, как, впрочем, и сама деятельность КНР в Африке не осталась незамеченной, считают датские СМИ.

Так, например, президент Турции Реджэп Тайип Эрдоган, будучи лидером неафриканской страны, совершил больше государственных визитов в Африку, чем кто-либо другой. Авиакомпания Turkish Airlines расширила сеть воздушных авиасообщений с 23 африканскими странами; В Сенегале турки построили новый аэропорт и в настоящее время возводят город для сотен тысяч жителей. В Сомали начала функционировать новая турецкая военная база — об этом сообщает датское новостное агентство «DR» («Радио Дании»).

В июне 2019 года правительство США объявило о начале реализации в Африке инвестиционной программы, на которую выделено 50 млрд долларов. Она призвана привлечь американские компании вкладывать больше денег в африканские государства. Тем не менее, властям США нелегко найти грамотный путь возвращения своего влияния в Африке из-за скандальных выступлений Дональда Трампа в 2017 и 2018 годах, в которых президент США путал названия стран и неприлично о них отзывался.

Интерес к Африке, по мнению датских СМИ, вновь возрос и в России. Так, за последние годы Москва подписала договоры, касающиеся военной сферы, с 20 африканскими государствами. Также, президент РФ Владимир Путин пригласил лидеров стран Африканского союза в Сочи для проведения первого российско-африканского саммита.

Интерес ЕС в Африке в настоящее время заключается прежде всего в желании прекратить незаконную миграцию в европейские страны через Средиземное море. ЕС уже выделил 4,5 млрд долларов правительствам Ливии, Эфиопии, Эритреи, Сомали, Нигера и Мали для этой цели.

Project Syndicate: У ЕС могут появиться новые возможности в Африке
Аннотация
 
Для ЕС возрождение Марокко в качестве ключевого игрока в Африке может открыть новые возможности на африканском континенте. В последние несколько лет в ЕС всё чаще указывают на то, что будущее европейского блока тесно переплетено с Африкой. На обоих континентах растёт ощущение общей судьбы.

Двадцать лет назад король Марокко Мухаммед VI взошёл на престол, после чего в европейско-марокканских отношениях началась новая эра. Учитывая важность Марокко для ЕС — не только с точки зрения миграции и безопасности, но и в качестве «моста», связывающего ЕС с остальной частью Африки, — стоит рассмотреть, в каком состоянии в настоящий момент находятся отношения между Европейским союзом и африканским королевством, пишет Ана Паласио в статье для издания Project Syndicate.

ЕС и Марокко являются естественными партнёрами, их связывает география, культура, общие интересы, долгая и сложная история. На протяжении более четырёх десятилетий страна была колонией, она была разделена между Францией и Испанией. Также история взаимоотношений включает в себя заявление бывшего короля Марокко Хасана II, примерно через 30 лет после обретения независимости, о вступлении страны в Европейские сообщества (предшественник ЕС).

Заявление Марокко о вступлении отклонили на том основании, что страна не может быть квалифицирована в качестве «европейской страны». Тем не менее в двусторонних отношениях по-прежнему преобладает скорее сотрудничество, нежели раскол.

После вступления Мухаммеда VI на престол в 1999 году многие считали, что отношения с ЕС ухудшатся, однако произошло обратное: отношения между ЕС и Марокко значительно продвинулись вперёд. В прошлом месяце ЕС и Марокко объявили о планах нового партнёрства, которое включит в себя возобновление переговоров по соглашению о свободной торговле и укреплению сотрудничества в области безопасности.

Однако нельзя сказать, что двусторонние отношения полностью раскрыли свой потенциал. Марокко по-прежнему сталкивается с серьёзными внутренними проблемами. Несмотря на то, что с 1999 года страна поднялась на 50 пунктов в индексе развития человеческого потенциала ООН — отчасти благодаря 10-процентному увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения — Марокко по-прежнему занимает 123-е место в мире, т. е. страна оказалась ниже Палестины и Ирака.

Аналогичным образом за последние 20 лет ВВП Марокко почти утроился, однако при этом коэффициент Джини — общий показатель неравенства доходов, при котором ноль представляет собой максимальное равенство — остаётся самым высоким в Северной Африке. Страна изо всех сил пытается задействовать потенциал своей молодёжи, но отсутствие экономических возможностей дома заставляет молодых марокканцев мигрировать в страны ЕС. Всё это указывает на недостатки в управлении, несмотря на ряд важных политических реформ, включая конституционные изменения 2011 года, после которых полномочия монарха перешли к парламенту, а также правовые реформы, включая приведение национального законодательства в соответствие с европейскими и международными стандартами в области прав человека. Кроме того, региональная напряжённость — включая эскалацию политической нестабильности в Алжире и острый вопрос о Западной Сахаре — препятствует интеграции страны в Магрибе, что является необходимым условием для обеспечения процветания Северной Африки.

И всё же, несмотря на стоящие перед Марокко проблемы, страна продемонстрировала активную позицию по ряду наиболее насущных вопросов сегодняшнего дня. Страна выступила в качестве активного сторонника инициатив по борьбе с экстремизмом, включая ответственное религиозное образование. Марокко стало мировым лидером в области зеленой энергетики, взяв на себя обязательство в 2015 году увеличить свою долю возобновляемых источников энергии до 52% к 2030 году — это одна из самых амбициозных целей в мире. Страна также упорно трудилась, чтобы обуздать волны миграции, направляющиеся в ЕС. 

При короле Мухаммеде VI страна смогла укрепить связи с остальной Африкой. В 2017 году Марокко возобновило свою деятельность в составе Африканского союза после 33 лет относительной изоляции от дел африканского континента. Марокко начало активно выстраивать сотрудничество с африканскими странами, сочетая религиозную пропаганду с расширением коммерческих связей, в том числе и за счёт инвестиций.

Для ЕС возрождение Марокко в качестве ключевого игрока в Африке может открыть новые возможности на африканском континенте. В последние несколько лет в ЕС всё чаще указывают на то, что будущее европейского блока тесно переплетено с Африкой. На обоих континентах растёт ощущение общей судьбы. Марокко, с его особыми отношениями с ЕС и возобновлением сотрудничества с Африкой, является привилегированным партнёром, который может способствовать конструктивному сотрудничеству.

Что касается вопросов миграции и безопасности, торговли и инвестиций, культуры и инноваций, то ЕС и Марокко имеют большой опыт совместной работы. Теперь они должны опереться на тот фундамент, который они создавали в течение последних 20 лет, для создания более широкого партнёрства между двумя континентами.

Наемники и игра на два фронта: Россия наращивает активность в Африке (Defence 24, Польша)

Активность России в Африке, где Москва использует частные военные компании, это в первую очередь результат ошибок Запада, открывших перед россиянами новые возможности, пишет издание. Москва старается занять нишу и принять участие в сражении за природные ресурсы, а также за контроль над транспортными маршрутами и миграционным потенциалом. При этом россияне порой играют за обе стороны конфликтов.

Центральноафриканская Республика представляет собой самый лучший пример того, как ошибочные расчеты опекавшей ее постколониальной державы (Франции) привели к утрате контроля над этой страной и позволили России начать свое наступление. Ставка в этой борьбе — центральноафриканские месторождения алмазов и золота, а также нефти и урана, которые ранее активно не разрабатывались, и рынок для продажи оружия. В дальнейшей перспективе ЦАР может стать для России трамплином, позволяющим начать экспансию в более крупных и зажиточных странах, например, в соседней Демократической Республике Конго.

Ключ, с помощью которого Москва открывает двери в очередные африканские страны, это их внутренняя нестабильность и негативное отношение к Западу. Россия никогда не играла какой-либо роли в колониальной гонке конца XIX — начала XX века, из чего следуют как плюсы (отсутствие колониального бремени), так и минусы (отсутствие культурных влияний: например, русский язык в отличие от французского, английского, испанского и португальского не используется на официальном уровне ни в одной из африканских стран). Не следует, однако, забывать, что в постколониальный период Африка выступала одной из арен соперничества между Западом и СССР, причем Запад не выступал здесь, как в Европе, в роли защитника национально-освободительных движений (иногда даже наоборот). Между тем Москва, которая в целом проиграла в эпоху холодной войны сражение за этот континент (если опустить Северную Африку и краткосрочные успехи в других странах, например, в Конго (Заире) при Патрисе Лумумбе), обрела там влияние на левые силы и приглашала африканских студентов получать высшее образование в СССР или государствах Восточного блока. Иными словами, в большинстве африканских стран Россия может вызывать нейтральные или даже положительные ассоциации, а во многих из них она располагает человеческим потенциалом — учившимися в просоветских государствах элитами.

ЦАР отлично подходит на роль опытного полигона для отработки российской экспансии в рамках идущей сейчас неоколониальной гонки, лидером в которой стал Китай. Азиатская держава предпочитает, однако, страны со стабильной диктатурой, поскольку, с одной стороны, по крайней мере в настоящий момент, она старается не прибегать к военным средствам, а с другой — пользуется усиливающимся нежеланием европейцев вести сотрудничество с диктаторами.

Россия, привлекающая к своим операциям «зеленых человечков», обретает, в свою очередь преимущество в крайне нестабильных государствах с активными или тлеющими внутренними конфликтами. В ЦАР живет менее пяти миллионов человек, по доходу на душу населения она занимает последнее место в мире, а ее вооруженные силы крайне слабы (шестое место с конца в рейтинге «Глобал Фаер Пауер»). Одновременно страна находится в состоянии полной внутренней дестабилизации. В 2017 году объем экспорта ЦАР составил 62 миллиарда долларов, что позволило ей занять всего лишь 192 строку в списке мировых стран-экспортеров, при этом центральноафриканские алмазы выступают предметом неподконтрольного и неучтенного экспорта (контрабанды). Все это делает ЦАР привлекательной и легкой добычей для россиян, тем более что с 2012 года ее отношения с прежними покровителями, французами, испортились.

Центральная Африка оказалась под колониальным владычеством Франции в последнем десятилетии XIX века. В 1960 году она провозгласила себя независимым государством, но ее лидеры продолжали зависеть от Парижа: они пользовались его военной поддержкой, приходили с его помощью к власти или, как «император» Бокасса (Jean-Bedel Bokassa), поддерживали с французскими лидерами тесные контакты. В марте 2013 года президент Франсуа Олланд отказал, однако, Франсуа Бозизе (François Bozizé) в военной поддержке, что привело к свержению центральноафриканского лидера и вспышке гражданской войны, а также вторжению Чада.

Официально мусульмане составляют в ЦАР меньшинство (10-15%), но в последние полтора десятка лет там наблюдается резкий рост их численности в результате активной миграции кочевников из соседних Судана и Чада в северо-восточные районы страны. Большинство центральноафриканских мусульман принадлежат к мощному кочевому племени фульбе, которое насчитывает около 150 миллионов человек, рассеянных по 20 странам Сахеля. У фульбе есть доколониальная традиция государственности, они известны своей милицией, отрядами боевиков, а также связями с джихадизмом.

Фульбе сыграли важную роль в нападении группировки «Селека» на Банги в 2012-2013 годах, которое привело к свержению Бозизе и кратковременному захвату власти боевиками. Свое значение в развитии ситуации сыграл тот факт, что Чад, который негласно поддерживал «Селеку», это один из важнейших партнеров Франции, а Париж нуждался в его помощи, чтобы провести операцию в Мали. Реакцией центральноафриканских христиан стало создание ополчения «Антибалака», отношение которого к Франции было изначально крайне негативным. После того как «Селека» потеряла Банги, произошла попытка отделения северо-восточной части ЦАР, где находятся месторождения нефти и урана, и создания Республики Логон (также известной под названием Дар Эль Кути).

На этом фоне не вызывает удивления то, что Фостен-Арканж Туадера (Faustin-Archange Touadéra), который до января 2013 года был премьером ЦАР, а в марте 2016 года одержал победу на президентских выборах, не слишком доверял французам (и Западу в целом), а поэтому начал искать нового военного покровителя. Также не вызывает удивления то, что выступить в этой роли вызвались россияне, которые в 2017 году получили разрешение ООН помочь центральноафриканскому руководству и в качестве исключения, несмотря на эмбарго, поставить в ЦАР оружие. В августе 2018 года Москва подписала с этой страной соглашение о военном сотрудничестве, частично получив доступ к месторождениям и открыв себе путь к дальнейшей экспансии.

Поддержку Туадере оказывают сейчас примерно 250 российских наемников, входя в том числе в состав личной охраны президента, который сделал россиянина своим советником по вопросам безопасности. Однако метод России заключается не в том, чтобы стабилизировать обстановку и свести на нет конфликты, ведь это привлечет в ЦАР конкурентов (речь идет не о европейцах или американцах, а прежде всего о китайцах, которые стараются не вмешиваться в вооруженные конфликты).

Москва, судя по всему, намеревается побороться с Пекином за влияния на Черном континенте. Сейчас в контексте того, как долго находятся там китайцы, это звучит, конечно, фантастически, но на счету россиян уже есть небольшие победы. Им удалось, например, заблокировать продажу китайской компании доли французского атомного гиганта «Арева» в урановом руднике Бакума. Благодаря сделке китайцы могли получить полный контроль над этим объектом. Россиянам помог тот факт, что месторождение находится на территориях, контролируемых повстанцами-мусульманами, которых Россия тоже поддерживает.

Схема действий, при которой россияне помогают обеим сторонам конфликта и стараются сохранить его, чтобы не лишиться статуса покровителей-переговорщиков (извлекая из этого в том числе финансовую выгоду), использовалась уже в других регионах мира. Формальный союз России с Арменией не мешает первой оставаться основным поставщиком оружия в Азербайджан, который использует его для атак на Нагорный Карабах. В свою очередь, несмотря на союз с Ираном Кремль ведет переговоры с Израилем и позволяет тому вести бомбардировку иранских позиций в Сирии. Подобных примеров больше: им можно было бы посвятить отдельную статью. По такой схеме россияне поддерживают и повстанцев.

Когда Россия получила от ООН «зеленый свет» на продажу вооружений Банги и начала обучать местных военных, спрос на оружие и аналогичные услуги возрос также у противоположной стороны конфликта. По разным оценкам, в находящемся под контролем группировки «Селека» районе города Ум-Дафук, присутствует примерно 500 российских наемников: они обучают там боевиков и помогающих им суданских военных.

Работая на два фронта, Россия, по-видимому, не опасается негативной реакции одной из сторон: ее опыт подсказывает, что в итоге можно ожидать лишь активизации борьбы за расположение Кремля, а, значит, готовности идти на уступки. Контакты с центральноафриканским руководством дают россиянам официальное основание находиться в ЦАР, но при этом большинство месторождений находится на территориях, которые контролируют боевики. Привлечение к операциям наемников, которые официально не имеют отношения к российскому государству, позволяет Кремлю объяснять партнерам, что противникам Банги помогает кто-то другой, лишь по совпадению говорящий на том же самом языке. 

В российской экспансии вглубь африканского континента важен еще один аспект: доступ к портам. Именно по этой причине Россия решила поддержать находившегося в изоляции диктатора Судана Омара аль-Башира взамен за его согласие позволить россиянам создать военную базу на Красном море. Российские планы перечеркнуло свержение аль-Башира, которое не смогли предотвратить «вагнеровцы», однако, ситуация в этой стране остается нестабильной, так что у Москвы еще есть возможность добиться там своего.

Другим государством, в котором наблюдается активность российских наемников, выступает Ливия, где Россия поддержала генерала Халифу Хафтара. Комментаторы начали высказывать предположения, что командующий Ливийской национальной армией — марионетка Кремля, и именно ему он обязан своими победами. Между тем ситуация выглядит иначе: Россия руководствовалась предположением, что в долгосрочной перспективе Хафтар победит, так что тому, кто захочет заниматься бизнесом в Ливии, придется иметь дело с ним. Наладив контакты первой, Россия могла обеспечить себе выгодную позицию в доступе к контрактам на добычу ливийской нефти и договориться о создании военной базы, а также рассчитывать на то, что генерал, несмотря на действующее эмбарго, будет покупать российские вооружения.

Миграционные потоки из Африки в Европу проходят через Ливию, так что в дальнейшем Москва сможет оказывать воздействие на европейцев, шантажируя их или используя «демографическое оружие». При этом призывы к изоляции Хафтара Кремлю выгодны: у него появляется возможность избавиться от конкурентов. Это не означает, что и здесь россияне не могут играть на два фронта, используя свою традиционную модель действий. Кроме того, следует отметить, что существенную роль в транспортировке оружия в Ливию играют украинцы, а это, вероятно, также интересует Россию.

Москва, несомненно, будет стремиться расширить свои влияния в Африке, прежде всего проявляя интерес к странам, располагающим природными ресурсами. Одним из первых пунктов в списке направлений экспансии может оказаться крайне нестабильная, но обладающая огромными естественными богатствами Демократическая Республика Конго, где тоже есть учившиеся в СССР элиты.

Yle (Финляндия): «лаборатория Эбола» в Гвинейской саванне, наемники на алмазных рудниках и ядерное сотрудничество в Замбии — Россия предпринимает новые шаги в Африке

Раскрыты намерения России по усилению влияния в Африке, пишет Yle. Авторы статьи подробно анализируют сотрудничество России с разными африканскими странами. Традиционно африканцы закупают российское оружие. Россию же интересуют алмазы и металлы, а в Гвинее россияне ищут вакцину от лихорадки Эбола. Но, в отличие от стран Запада, Россия не пытается насаждать демократию в качестве бонуса.

Намерения России по усилению влияния в регионе раскрылись после утечки в сеть секретных планов доверенного лица Путина

 

Деятельность Китая на африканском континенте обсуждается во всем мире уже более десяти лет. Однако в последние годы в регионе появился новый игрок — Россия Владимира Путина.

Ближайшими партнерами России в Африке являются Центральноафриканская Республика, Мадагаскар и Судан. Мы собрали информацию о растущем влиянии Кремля в военной, политической и экономической сферах.

1. Торговля оружием и представители ЧВК

Деятельность России в Африке стала предметом международного обсуждения в июле прошлого года, когда трое российских журналистов погибли в бывшей французской колонии ЦАР, попав в засаду. Репортеры работали над документальным фильмом о русских наемниках в Центральной Африке.

Россия заявила, что речь идет о вооруженном ограблении репортеров местными повстанцами. Однако финансируемая критиком Кремля Михаилом Ходорковским организация Центр «Досье», занимающаяся расследовательской журналистикой, провела собственное дело и пришла к выводу, что к убийству репортеров были причастны российские наемники.

Появление вооруженных россиян в отдаленном государстве в сердце Африки вызвало озабоченность экспертов по безопасности. Уж больно это напоминает ситуацию с захватом Крыма.

Согласно информации ведущих расследование журналистов, наемников в Центральную Африку направила ЧВК «Вагнер», частная военная компания, имеющая тесные связи с российскими министерствами иностранных дел и обороны. Основатель компании — «повар Путина», известный бизнесмен Евгений Пригожин. Профессор политологии Кимберли Мартен из Барнард-колледжа Колумбийского университета заявила, что Пригожин входит в близкий круг людей Владимира Путина с 1990-х годов.

В борьбе за власть повстанческие группировки заставили Центральноафриканскую Республику самыми примитивными методами добывать з

0 комментариев
Архив