Разные: Россиянам по душе Храм всех религий
|
Храм всех религий вошел в топ-8 самых неординарных арт-объектов РФ. Он набрал 1,6% голосов по итогам второго раунда всероссийского конкурса, проведенного сервисом поездок и путешествий «Туту.ру». Лучшим здесь на данный момент стал парк каменного периода в соседней Башкирии (43,6% голосов). Второе место заняла Голова Святогора в Челябинской области (20,8%). Тройку замкнуло Деревянное царство в Пермском крае. Всего в конкурсе принимают участие 85 претендентов на победу, по одному от каждого региона России. Их разделили на десять раундов по восемь и девять участников в каждом. Топ-10 финалистов станет известен к концу этого года. Победителя выберут 24 января 2022-го, сообщает «Коммерсантъ». Концепцию общего места для молитвы, независимо от конфессиональной принадлежности, на днях также презентовали активисты проекта придорожной мусалли.
По словам блогера Расула Тавдирякова, внутри специального помещения не будет какой-либо атрибутики, “чтобы любой человек, независимо от вероисповедания, мог сделать здесь остановку, отдохнуть и телом, и душой, обратиться к Всевышнему в мусалле, помедитировать, если хотите!” Аналогичные места для поклонения оборудованы в ряде европейских городов, а также в крупных международных аэропортах.
Турецкий муэдзин привлекает к себе всеобщее внимание благодаря
Художник Наджи Баришан нарисовал 50 исламских памятников на кусках кожи и планирует открыть галереи в США и Австралии. Живя в Анкаре, он увлекся каллиграфией и миниатюрой еще в старшей школе. Этот интерес привел его к изучению изящных искусств в Стамбульском университете Мармара. После окончания учебы он стал муэдзином в мечети Мамакского района Анкары.
В разговоре с журналистами, Баришан сказал, что превратил одну из комнат в своем доме в мастерскую по рисованию на коже. Проведя около семи лет в Австралии, он познакомился с разными культурами, что привело к прогрессу в его искусстве. Работы, которые он увидел в Австралии, вдохновили его начать рисовать на кожаных изделиях.
Объясняя причину выбора кожи по сравнению с другими материалами, художник сказал, что кожа является древним и традиционным материалом. Иракская мечеть Мальвия, Великая мечеть Герата в Афганистане и пакистанская мечеть Вазир-Хана - среди его рисунков.
Чор-Минор – бухарский «Тадж-Махал»
Бухара, которая была основана 2500 лет назад, была одним из центров Шелкового пути – важнейшей торговой магистрали древности, пишет Исмаил Чагылджи.
Поэтому город всегда сохранял свое значение, оставаясь жемчужиной всех народов и династий, которые правили этим регионом – монголов, тюрков, персов. «Золотой век» Бухара пережила во время правления тюркских династий. После принятия местными народами ислама город стал важным научным и культурным центром исламского мира, и его украсили шедевры архитектуры, вызывающие восторг до сих пор.
Поэтому, возможно, первое, что вспоминают почти все, кто говорит о Бухаре – это уникальная архитектура города. В первую очередь, можно назвать такие шедевры, как медресе Мир-Араб, минарет Калян, ханский дворец, а также многочисленные гробницы, медресе, мечети и крепостные стены. Из всех памятников Бухары, к сожалению, далеко не все дошли до наших дней, не пережив исторических катаклизмов, которые то и дело обрушивались на регион.
Одним из подобных памятников можно назвать медресе в центре города, построенное в XIX в. на средства туркменского купца по имени Халиф Ниязкули. Когда-то это был крупный комплекс, включавший медресе, мечеть, большую библиотеку, худжры (комнаты для проживания учеников) и являвшийся одним из суфийских центров Бухары. При нем располагался огромный сад, остатки которого сохранились по сей день. Комплекс функционировал вплоть до установления советской власти. В 1950-х годах часть медресе и его мечеть были разобраны на кирпичи и строительные материалы, но сохранился богато украшенный вход, который именуют Чор-Минор – «Четыре минарета». Такое название сооружение получило в честь четырех массивных башен, расположенных по его углам. Подобная архитектура очень необычна для региона и напоминает памятники Великих Моголов. Поэтому Чор-Минор иногда называют Тадж-Махалом Бухары.
Хотя по внешнему виду башни действительно напоминают минареты, они никогда не использовались в таком качестве: в одной из них располагается лестница на второй этаж, а остальные три применялись в качестве складских помещений. Купола башен облицованы голубыми изразцами, которые также образуют узор на их стенах. Внутри купольного помещения указана дата постройки Чор-Минора – 1807 г.
Чор-Минор, переживший несколько реставраций, остается одним из самых любопытных архитектурных памятников Бухары. В 1995 г. из-за подьема подземных вод одна из башен рухнула. Она была восстановлена благодаря помощи Фонда Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но от медресе, построенного Халифом Ниязкули, до наших дней ничего не осталось. Сохранились только фрагменты сооружения, расположенные справа и слева от Чор-Минора и остатки фундаментов.
Чор-Минор находится в границах Старого города Бухары, включенного ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия и находящегося под охраной. Он открыт для посещения. Поэтому, если вам посчастливится попасть в этот город, обязательно посетите это уникальный памятник.
Камбоджийский рис стал произведением искусства в руках мусульманки
Одетая в розовый хиджаб Энг Аиша работает над недавно заказанной ей картиной в своем бамбуковом доме в деревушке Самбуор на окраине Симрипа. Вместо кисти, она держит в правой руке щипцы, которые использует, чтобы собирать зерна риса, окрашенные в различные цвета. Она размещает их на деревянных планках, смазанных приготовленным на дому клеем, параллельно удерживая левой рукой свою дочь Сареам – самую младшую из всех ее троих детей.
Даже маленькая ошибка может испортить работу, которую придется начинать заново.
Картины Аиши изображают самые разные предметы, в том числе людей и мир природы – а также исламскую символику и буквы арабского алфавита. На одной картине из риса под названием «Покахонтас» изображена индейская девушка с черным голубем. Планка картины треснута, символизируя неблагодарность европейских поселенцев в ответ на милосердие аборигенов.
Однако главное послание Аиши состоит в том, что она хочет передать в своих картинах ценность и важность одного из главных богатств страны – риса.
”Рис Камбоджи действительно хорош и является основной статьей экспорта страны, хотя его рынок по-прежнему невелик по сравнению с рынком соседних стран”, – говорит она. “Если придать нашему рису художественный смысл, я полагаю, это повысит его ценность”.
31-летняя художница говорит, что она обнаружила в рисе большой эстетический потенциал около девяти лет назад, когда помогала своей маме готовить паровую закуску «нум-трип», которая готовится из слипшегося риса и, как правило, подается с кокосовым кремом и семенами кунжута.
”Когда моя мать положила кокосовым кремом и семена кунжута в черно-белый рис, я нашла их очень красивыми и захотела превратить рис в художественное произведение”, – сказала она.
Хотя она никогда не училась в художественной школе, Аиша когда-то была ученицей и помощницей художника по стеклу в Таиланде. Она говорит, что хотела “выйти за установленные рамки”, используя рис вместо акварели или акриловых красок. Однако ее идея так и не стала реальностью до тех пор, пока она не развелась около трех лет назад со своим турецким мужем.
”На меня была возложена опека над тремя детьми без каких-либо алиментов, в то время как у меня уже есть старая мать и почти нет денег”, – говорит Аиша. “У меня были некоторые картины из риса, которые я сделала ради удовольствия. Я поняал, что должна сделать что-то с ними ради моих детей, хотя это был большой риск”.
Аиша без особого желания арендовала небольшой ларек на Ночном рынке в Симрипе, и ее дело оказалось успешным, так как она обслуживала в основном западных клиентов.
В августе этого года Сери Фатмавати Хамбали-Йео, сингапурский агент по недвижимости и арт-куратор, приехала в Камбоджу и случайно наткнулась на картины Аиши. Она была настолько заворожена ими, что открыла художественную галерею ангкорского риса в Сингапуре, чтобы показывать и продавать работы Аиши.
“Картины Аиши красивые и совершенно необычны, особенно, как она сначала красит зерна риса, а потом располагает их по одно за другим на доске”, говорит Сери. “Это настоящее, уникальное искусство, которое значит гораздо больше, чем простой сувенир”.
«Тяжесть ее работы и тщательность процесса – только повышают ее ценность», – сказала она. ”Аиша делает их каждый день, принимая все тяготы ради своих детей”, – сказала она.
Как и многие художники в Камбодже, Аиша не смогла избавить свою семью от повседневных трудностей деревенской жизни. Очень часто люди приходят к ней в ее лачугу, чтобы выразить восхищение ее картинами, но не покупают их, говоря, что они слишком дороги. Цены варьируются от нескольких долларов за простые работы до нескольких сотен долларов за более сложные произведения.
“Я не могу злиться на них, ведь мы живем в развивающейся стране, а цены на мои картины довольно высоки, поскольку их очень трудно сделать”, – говорит Аиша. “Однако мне очень нравится видеть, как мои соотечественники поддерживают мою работу, как и иностранцы”.
В настоящее время Аиша обучает рисованию рисом14 школьниц, большинство которых из бедных семей. Они также помогают ей в ее мастерской и получают за это плату. В будущем она надеется создать центр для обучения женщин работе с рисом, а также другим профессиям, уделяя особое внимание одиноким женщинам и мусульманкам, которые, по ее словам, при поиске работы часто сталкиваются с дискриминацией из-за своей веры.
”Я хочу видеть в рисе не только основной продукт питания, но и символ нашей страны”, – говорит Аиша. “Я никогда не добьюсь этого, если буду держать это мастерство внутри себя”.
Phnompenh Post