Разные: На пути к армии Турана?
Разные: На пути к армии Турана?
3 года назад 31850 platon.asia central.asia-news.com Канат Алтынбаев

Об усиление военно-технического сотрудничества между Турецкой республикой и странами Центрально-Азиатского региона. 

27 марта закончились совместные военные учения Турции и Узбекистана, проходившие в рамках соглашения о развитии военно-технического сотрудничества. Это не первый пример постепенного увеличивающегося в последние годы военного сотрудничества стран ЦА с Турцией. Заинтересованность Турции странами ЦА может постепенно изменить традиционный расклад сил в регионе и задать новые правила игры. 
В данной статье мы предлагаем взглянуть на краткий анализ развития геополитических отношений ЦА с Турцией, и подробно затронуть нынешнее положение и перспективы военно-технического сотрудничества между нашими странами. 

После обретения странами ЦА независимости, Турция активно стремилась нарастить геополитическое влияние в регионе. С самого момента развала СССР в Турции формировались концепции по взаимодействию со странами нашего региона, и уже тогда Турция стала ориентироваться на создание Тюркского союза. Тем не менее сложность реализации масштабных планов сразу дала о себе знать, в частности, внешнеполитические отношения с Узбекистаном наоборот были испорчены решением Турции дать политическое убежище Узбекскому оппозиционеру Мухаммеду Салиху, в дальнейшем Узбекистан нередко обвинял Турецкую сторону во вмешательстве во внутренние дела страны. Осознавая то, что излишняя настойчивость может испугать молодые республики, Анкара предпочла действовать с большей осторожностью, рассчитывая извлечь успех из долгосрочной стратегии. Сама по себе эта стратегия взаимоотношений со странами ЦА стала включать в себя комбинацию двустороннего взаимодействия, налаживания экономических и культурных связей, и развития многосторонних институтов, все то, что принято называть мягкой силой, при этом, не обошли стороной и военно-техническое сотрудничество.  

Одним из главных движущих средств по достижению Турцией своих планов, стал Тюркский совет, в ЦА только Туркменистан и Таджикистан не являются его участниками. 

В настоящий момент можно оценить успехи Турции достигнутые за прошедшие годы, в особенности показателен пример Азербайджана, с которым Турция применяла схожею стратегию, что и со странами ЦА. Между двумя республиками установлены чрезвычайно тесные политические и экономические отношения, а недавняя война в Нагорном Карабахе, продемонстрировала, в том числе и крепкое военное сотрудничество между этими странами. 

Что касается непосредственно стран ЦА, то в Феврале этого года, Казахстан и Турция решили расширить свое военно-техническое сотрудничество, в частности обсуждались вопросы о приобретение различных видов БПЛА, и бронетанкового вооружения. 

Несмотря на то, что обе стороны отметили важность оборонной сферы, военные позиции Турции в Казахстане далеки до показательных. 
Иначе ситуация обстоит с Туркменистаном, страна является крупнейшим закупщиком Турецкого вооружения,  около 36% всего импортируемого вооружения поставляется из Турции, в то время как из России это число составляешь лишь 20%.

И все же общая динамика пока развивается строго в пользу увеличения сотрудничества в военной сфере, ни о каком полноценном военном присутствие Турции в регионе речи пока нет, но куда важнее общая тенденция, которая безусловно идет на пользу Турции. 

В то же время, массовые дискуссии относительно идеи об армии Турана, или же о полноценном союзе стран ЦА с Турцией, носят скорее провокационный или же теоретических характер, ввиду того, что зачастую не соответствуют реальному положению вещей в регионе. 

Наиболее остро о себе идея заявила в октябре прошлого года, когда правоцентристская-консервативная газета «Турция» опубликовала статью «Путь средство - Армия Турана», в котором и была затронута идея об единой тюркской армии.  В конечном счете на данную публикацию отреагировал сам министр обороны России, Сергей Шойгу, высказав опасение относительно того, против кого может быть направлен этот союз, а также напомним, что и в самой России проживает множество тюркских народов. 

И все же, очевидно, что Москва и Анкара уже многие годы ведут борьбу за расширение влияния в регионе, притом Турция находится как бы на позиции нападающего, в то время как РФ стремится удержать накопленное влияние.  Но с ростом конкуренции со стороны Турции и Китая, позиции РФ кажутся многим постепенно ускользающими, а старые рычаги влияния ослабленными. 

В то время как заинтересованность странами ЦА в модернизации своего вооружения и развитию инфраструктуры, способствует тому, что такие региональные державы как Турция, все более активно будут действовать по отношению к нашему региону. 

Российская политика «мягкой силы» в области образования в Кыргызстане беспокоит местных жителей
 

image

Учительница 1-го «Б» класса Зарина Капарова начинает урок с показа наглядных материалов о Кыргызстане. Школа им. К. Ибраималиева, село Курпулдок, Панфиловский район, Чуйская область, 1 сентября 2020 г. [Максат Осмоналиев/«Каравансарай»]

БИШКЕК — Активизация усилий Москвы по реализации ряда образовательных проектов с помощью политики «мягкой силы» в Кыргызстане вызывает тревогу среди местных жителей и наблюдателей.

В этом году исполняется 30 лет со дня распада Советского Союза. Тем не менее, Россия продолжает реализовывать культурные и образовательные проекты по всему региону для продвижения своих интересов и расширения влияния.

Стратегия «мягкой силы» заключается в использование культуры и политических идей для усиления влияния. Это неотъемлемая часть принятой в 2016 году внешнеполитической стратегии России, которая включает в себя популяризацию русского языка и культуры в Центральной Азии.

Применение давления

Аналитики считают, что планы России по строительству новых школ в Кыргызстане реализуются в рамках именно этой стратегии.

image

Министр образования РФ Сергей Кравцов (справа) встречается с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым (не показан) для обсуждения строительства новых школ. Бишкек, 15 марта. [Пресс-служба президента Кыргызстана]

image

Местные школьники отмечают праздник «Мой Пушкин», посвященный русскому поэту. Бишкек, июнь 2018 г. [Российский центр науки и культуры в Бишкеке]

С 2000 года в Кыргызстане кыргызский язык классифицируется как государственный, а русский — как официальный. Закон разрешает использование обоих языков во всех общественных и правовых сферах, а также в межэтническом общении, хотя, по букве закона, кыргызский язык и имеет более высокий статус, чем русский.

Москва применяет различные формы давления, в том числе экономическое, с целью сохранить статус России везде, где это возможно на постсоветском пространстве. Российские власти неоднократно высказывали свои пожелания Садыру Жапарову во время его стремительного взлета от заключенного до президента в прошлом году.

В октябре прошлого года, когда Жапаров был одновременно премьер-министром и и. о. президента, он встретился с послом России в Кыргызстане Николаем Удовиченко в Бишкеке и заявил, что русский язык останется официальным языком Кыргызстана.

В феврале он отправился с визитом в Россию в рамках своей первой зарубежной поездки в качестве президента. Неудивительно, что это вылилось в обещания развивать русскоязычное образование в Кыргызстане.

В результате правительства двух стран договорились об открытии 44 русскоязычных школ-интернатов по всему Кыргызстану, в том числе в его крупнейших городах, Бишкеке и Оше, сообщили в марте бишкекские СМИ.

«Строительство учебных заведений будет вестись при поддержке российской стороны; для работы в школах-интернатах будут привлечены российские педагоги», — сообщила 5 марта газета «Вечерний Бишкек».

Кремль медлить не стал. Уже 15 марта в Бишкек прибыл министр образования РФ Сергей Кравцов. Кравцов провел переговоры с Жапаровым и предложил расширить программу привлечения российских учителей для работы в школах Кыргызстана «для усиления обмена опытом в данном направлении».

Российские учителя в Кыргызстане

По данным правительства Кыргызстана, на сегодняшний день в Оше, втором по величине городе Кыргызстана, в 23 школах работают 29 русских учителей.

Делегация учителей проекта Министерства просвещения РФ «Российский учитель за рубежом» прибыла в Ош 16 и 18 февраля, сообщила пресс-служба Жапарова.

Работу российских учителей на юге Кыргызстана частично оплачивают кыргызские налогоплательщики. Расходы на проезд, аренду жилья, коммунальные услуги и медицинское страхование покрываются за счет госбюджета центральноазиатской республики. Кроме того, преподаватели из России получают единовременное пособие «на обустройство», однако что именно означает эта графа, неизвестно.

Как сообщил «Вечерний Бишкек», этот проект стартовал в Кыргызстане в 2019 году. Тогда 17 учителей математики, русского языка и литературы, а также учителей начальных классов впервые прибыли в Ош из России.

В октябре прошлого года Россотрудничество, российское федеральное агентство, реализующее гуманитарные проекты в СНГ, распространило учебники по русскому языку и литературе, истории России и справочники по грамматике русского языка в школах Иссык-Кульской области Кыргызстана.

Кроме того, детскую литературу, пособия по развитию речи детей и наглядные пособия на русском языке получили местные детские сады.

Россотрудничество известно как инструмент «мягкой силы» РФ на постсоветском пространстве. Впрочем, агентство и не скрывает, что занимается усилением влияния России в странах, представляющих для нее геополитический интерес.

Наблюдатели и родители обеспокоены

Российское образование в Кыргызстане имеет ограничения и не соответствует школьному образованию, предлагаемому в других зарубежных странах, говорят наблюдатели по поводу планов России по строительству новых школ в стране.

Несмотря на то что процент свободно говорящих по-русски в странах Центральной Азии снижается с каждым годом, среди старшего поколения и в больших городах этот язык удерживает лидирующие позиции.

По словам жительницы Бишкека Назиры Кулуевой, влияния российской культуры в Кыргызстане более чем достаточно.

В качестве примера она указывает на неспособность многих этнических кыргызов, жителей Бишкека, говорить на кыргызском языке даже сейчас.

«Многие кыргызы, не только выходцы из СССР, но и в том числе молодежь, которая не училась в советских школах, не знают родного языка — говорят только по-русски», — сказала Кулуева.

«Они не соблюдают национальные традиции и обычаи. Разве это нормально?»

«Нашему правительству нужно проводить политику по национальной самоидентификации нашей молодежи, прививать будущим поколениям наши собственные ценности», — добавила она.

Кроме того, по мнению наблюдателей, предоставляемое Россией образование не очень-то и помогает учащимся.

Замира Мураталиева, политолог и эксперт бишкекского Института стратегического анализа и прогноза, в своей статье для Центральноазиатского бюро аналитической журналистики CABAR.asia констатировала, что российское образование в Кыргызстане проигрывает турецкому и американскому.

По ее словам, то время как турецкие лицеи и Американский университет в Центральной Азии (AUCA) применяют инновационные методы обучения, дают реальные знания и проводят научные конференции с высокой результативностью, руководства российских учебных заведений не в состоянии проводить такие мероприятия.

Часто организаторы [конференции российской школы] «сами не понимают целей и задач мероприятия, занимаясь списыванием денежных средств», отметила Мураталиева.

Студент AUCA Азамат Асакеев, живущий в Бишкеке, говорит, что Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ) в Бишкеке не очень популярен среди абитуриентов.

«Родители говорили, что в 1990-х годах КРСУ был престижным, но потом уровень образования в этом вузе снизился. Там процветала коррупция среди преподавателей, потом был скандал, связанный с сексуальными домогательствами со стороны преподавателя», — сказал Асакеев.

«И потом, не думаю, что с дипломом этого университета я был бы востребован в ведущих международных корпорациях», — добавил он.

Мирлан Кудайбергенов, преподаватель экономической теории в Академии права, бизнеса и образования в Джалал-Абаде, говорит, что российские образовательные проекты «дают традиционные, давно не актуальные знания, которые не помогают учащимся развиваться в ногу со временем и становиться успешными».

«Сейчас такое образование мало кому интересно», — утверждает он.

0 комментариев
Архив