Раскрыто влияние пандемии на климатическую катастрофу
Раскрыто влияние пандемии на климатическую катастрофу
4 года назад 1115 lenta.ru motor.ru Алексей Носаченко. Rob Jackson / Stanford University

Ученые Стэнфордского Университета (США) и Университета Восточной Англии (Великобритания) выяснили, что пандемия COVID-19 способствовала значительному снижению выбросов углекислого газа в атмосферу, что поможет сдержать темпы глобального потепления и наступление климатической катастрофы. Однако положительный эффект не сохранится долго. Статья, раскрывающая влияние карантина на изменение климата, опубликована в журнале Nature Climate Change.

Ежедневные выбросы углерода по всему миру сократились к началу апреля 2020 года примерно на 17 процентов (на 17 миллионов тонн углекислого газа) по сравнению со средним уровнем 2019 года, опустившись до показателей 2006 года. В некоторых странах они снизились на 26 процентов. По оценкам ученых, если мир вернется к прежнему уровню выбросов к середине июня, то общегодовое снижение составит четыре процента. В случае же сохранения ограничений до конца года этот показатель составит семь процентов.

Основной вклад (43 процента) в снижение выбросов был сделан за счет уменьшения пользования наземным транспортом. На промышленность и производство электроэнергии приходится еще 43 процента сокращенных выбросов. На авиацию, которая сильно пострадала от мер по сдерживанию пандемии, приходится лишь 10 процентов.

По словам ученых, этот эффект будет, скорее всего, временным, однако существует возможность для принятия мер по достижению целей, предусмотренных Парижским соглашением 2015 года, которое обязывает страны ограничить повышение температуры до двух или полутора градусов Цельсия выше доиндустриальных значений.

Из-за коронавируса выбросы углекислого газа упали до уровня 2006 года - исследование

Политика правительств во время пандемии COVID-19 резко изменила структуру спроса на энергию по всему миру. Большинство международных границ оказались закрыты, а население многих стран было вынуждено оставаться в своих домах, что привело к сокращению количества транспорта на улицах и, соответственно, изменению структуры потребления энергии, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на журнал Nature Climate Change.

В исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change, были задействованы несколько ученых, включая профессора Стэнфордского университета Роберта Джексона.

Авторы исследования утверждают, что ежедневные глобальные выбросы углекислого газа (CO2) снизились на 17% к началу апреля 2020 года по сравнению со средними уровнями 2019 года. На своем пике выбросы в отдельных странах в среднем снизились на 26%.

По их мнению, влияние на ежегодные выбросы в 2020 году будет зависеть от того, как долго люди будут находиться «в заточении» дома – выбросы могут снизиться на 7%, если некоторые ограничения, связанные с COVID-19, сохранятся во всем мире до конца 2020 года. 

Согласно исследованию, до пандемии коронавируса 2020 года выбросы углекислого газа увеличивались примерно на 1% в год по сравнению с предыдущим десятилетием и не показали роста в 2019 году. Производство возобновляемой энергии быстро росло на фоне резкого падения цен, но большая часть возобновляемой энергии использовалась наряду с традиционными источниками энергии и не заменила ее, в то время как выбросы от наземного транспорта продолжали расти.

Появление COVID-19 было впервые обнаружено 30 декабря 2019 года и объявлено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) глобальной пандемией 11 марта 2020 года. Инфекция быстро распространялсь, сначала Китай, далее вирус перекинулся на Южную Корею, Японию, Европу (Италию, Францию и Испанию) и Соединенные Штаты. К моменту объявления пандемии вирус разросся до глобальных масштабов.

Мировые правительства приняли жесткие меры с целью остановить передачу вируса, а затем замедлить его распространение. Введенные меры включали изоляцию лиц с симптомами, запрет массовых собраний, обязательное закрытие школ, а также требование оставаться дома. Введенные ограничения привели к радикальным изменениям в использовании энергии, что, в свою очередь, отразилось на уменьшении выбросов углекислого газа.

В своем анализе исследователи использовали комбинацию данных об энергии, деятельности и политике стран в отношении COVID-19 на конец апреля 2020 года, для оценки изменений в суточных выбросах во время «локдаунов» из-за пандемии COVID-19 и их влияния на рост выбросов углекислого газа в 2020 году. Они сравнили это изменение выбросов со среднесуточными выбросами за последний доступный год (2019), чтобы дать количественную меру относительного изменения по сравнению с условиями, существовавшими до наступления пандемии коронавируса. 

Анализ проводился в разрезе 69 стран, 50 штатов США и 30 провинций Китая, на которые приходится 85% мирового населения и 97% глобальных выбросов углекислого газа. 

Данные о деятельности показывают, что самые значительные изменения в ежедневной активности на уровне страны, штата или провинции были замечены в авиационном секторе. Там объем ежедневных выбросов углекислого газа снизился на 75% (от 60 до 90%). Наземный транспорт сократил свою активность и привел к снижению выбросов на 50% (от 40 до 65%), тогда как в промышленности и государственном секторе количество выбросов снизилось на 35% (от 25 до 45%) и на 33% (от 15 до 50%) соответственно. 

Введение ограничений по всему миру привело к тому, что к 7 апреля 2020 года ежедневные глобальные выбросы углекислого газа снизились на 17%. Изменение количества выбросов 7 апреля было самым большим расчетным суточным изменением в период с 1 января по 30 апреля 2020 года. Суточные выбросы углекислого газа в начале апреля сравнялись с уровнями выбросов в 2006 году. 

Исследователи все же добавили маленькую ложку дегтя в большую бочку с медом, отметив, что небольшой рост глобальных выбросов углекислого газа произошел в жилом секторе и составил 2.8%. 

Изменения в выбросах на оставшуюся часть года, по мнению исследователей, будут зависеть от продолжительности и степени режима карантина, времени, которое потребуется человечеству для возобновления нормальной деятельности, и от того, в какой степени жизнь возобновит свой бег после пандемии коронавируса.

Кроме того, отмечают исследователи, большая часть изменений, наблюдаемых в 2020 году, вероятно, будет временной, поскольку они не отражают структурные изменения в экономической, транспортной или энергетической системах. Ограничение свободы из-за пандемии и связанные с этим изменения в нашей жизни могут непредсказуемым образом изменить траекторию будущего, но одни только социальные меры, как показало исследование и сама пандемия, не приведут к сильному сокращению выбросов углекислого газа. То есть реализовать те цели, которые были изложены в Парижском соглашении, будет сложно.

Коронавирус снизил вредные выбросы от транспорта на 36 процентов
Научно-исследовательская организация Global Carbon Project изучила влияние пандемии COVID-19 на глобальный уровень выбросов углекислого газа и выяснила, что ограничения, введенные правительствами разных стран, сократили дневные показатели в среднем на 17 процентов. Наибольшие отклонения зафиксированы в транспортном секторе (-36 процентов), который генерирует 20,6 процента мирового CO₂. Подробный отчет опубликован в журнале Nature. 

Согласно данным Global Carbon Project, пандемия резко изменила структуру спроса на энергоносители по всему миру. Инфекция и последующее введение ограничений спровоцировали остановку промышленных предприятий и привели к значительному снижению количества поездок на транспорте. В среднем дневные показатели выбросов углекислого газа на начало апреля упали на 17 процентов, а пиковые значения для отдельных стран доходили до 26 процентов. Причем наибольшее влияние оказал наземный транспорт (сам сектор упал на 36 процентов, но обеспечил 43-процентное снижение глобальных выбросов CO₂), за которым следуют промышленность (-19 процентов от средних значений 2019 года), энергетический сектор (-7,4 процента) и авиация (-60 процентов).

В исследовании указано, что объемы выбросов CO₂ в транспортном секторе продолжали расти даже несмотря на ужесточение экологических норм и популяризацию заряжаемых гибридов и электрокаров. Правительствам следует учесть уроки пандемии и скорректировать свои экологические программы.

На основе этой статистики организация делает прогноз. Если все ограничения будут сняты к середине июня, то мировой уровень выбросов углекислого газа снизится на четыре процента. В случае сохранения хотя бы части из них до конца года, падение составит восемь процентов. Другое исследование, проведённое YourParkingSpace.co.uk, связывает улучшение качества воздуха с неизбежным ростом популярности электромобилей. Считается, что после прекращения пандемии люди не захотят покупать на машины с ДВС, а будут массово пересаживаться на «зеленые» модели.

Мнение, что вызванная инфекцией «встряска» ускорит переход на электромобили, поддерживает и главный исполнительный директор Volvo Хокан Самуэльссон. Топ-менеджер считает, что повлиять на это могут только власти, которым «нужно тратить деньги на продвижение новых технологий, а не старых».

0 комментариев
Архив