NoonPost (Египет): повышают ли ваши гены вероятность смерти от осложнений из-за covid-19?
3 года назад 916 inosmi.ru vesti.ru Зейнаб аль-Маллях (زينب الملاح)

Почему одни люди легко переносят covid-19, а другие — нет? Почему инфекция уносит жизни даже молодых людей? Самый очевидный ответ, по мнению автора, состоит в следующем — на тяжесть протекания болезни влияет в том числе генетика. Информацией об этих и других исследованиях, связанных с группой крови, полом и расой, рассказывает NoonPost.

Почему коронавирус избирательно ведет себя в организме человека? Почему различается степень тяжести проявления симптомов?

Попробуйте вместе со мной вспомнить людей из вашего окружения, которые заразились коронавирусом. Возможно, это были члены вашей семьи, коллеги по работе, соседи или просто друзья. Одним из них удалось вылечиться, другие страдали от осложнений, а третьи проиграли битву с коронавирусом.

Теперь зададимся вопросом: почему одни люди легко переносят covid-19, а другие — нет? Почему инфекция унесла жизни даже молодых и здоровых людей? Правда ли, что одни люди больше подвержены развитию серьезных осложнений, чем другие?

Но самая большая загадка, сбивающая с толку ученых, звучит следующим образом: почему коронавирус ведет себя так избирательно? Ответ может заключаться не в вирусе, а в нашем организме, точнее в наших генах.

Самый очевидный ответ будет примерно таким: генетика влияет на тяжесть протекания коронавирусной инфекции covid-19.

Компания Genomic Project была основана Министерством здравоохранения и социальной защиты Великобритании в 2013 году. Она планирует собрать 100 тысяч геномов для дальнейшего изучения, чтобы в будущем открыть дверь для предоставления генетической медицинской помощи всем, кто в ней нуждается. Genomic Project изучила образцы ДНК пациентов с covid-19 почти 200 отделений интенсивной терапии в Великобритании. Исследователи сравнили эти образцы с образцами здоровых людей и обнаружили гены, связанные с риском тяжелого течения covid-19.

Были выявлены отличия в гене TYK2. Коронавирус может провоцировать обширную иммунную реакцию, которая мешает борьбе организма с инфекций, и проникает в дыхательную систему человека.

Другие генетические отличия наблюдались в генах IFNAR2 и DPP9. Ученые полагают, что они являются причиной дефицита интерферона в организме больных коронавирусом. Интерферон — это вещество, секретируемое иммунной системой в организме человека в ответ на проникновение вирусной инфекции. Еще обнаружились отличия в гене OAS, который препятствует репликации вируса.

3-я хромосома

В другом исследовании, опубликованном в журнале Nature, говорится об обнаружении кластера генов на 3-й хромосоме, связанных с развитием дыхательной недостаточности при covid-19. Всего в исследовании приняли участие более 3 тысяч больных новой коронавирусной инфекцией.

Covid-19 и связь с группой крови

Ученые подтвердили связь между тяжестью протекания коронавирусной инфекции и 9-й хромосомой, которая несет набор генов, ответственных за определение групп крови ABO. Исследования показали, что у людей со второй группой крови высокая вероятность развития осложнений и дыхательной недостаточности. Наименьшему риску заражения коронавирусом подвержены люди с первой группой крови.

Covid-19 и пол

Французские исследователи сообщили, что 73% пациентов с covid-19, поступающих в отделение интенсивной терапии, — мужчины. Они болеют коронавирусом чаще, чем женщины ввиду генетического фактора. Ген TLR7, работающий как детектор вирусной активности в организме, расположен на X-хромосоме. А поскольку у женщин две X-хромосомы, то у них и два гена TLR7. Это делает женскую иммунную систему более эффективной в борьбе с коронавирусом, чем мужскую.

Covid-19 и расовая принадлежность

Статистика показывает, что уровень заболеваемости коронавирусом среди чернокожих жителей и людей азиатского происхождения выше, чем у белого населения. Высокий показатель смертности от осложнений covid-19 зарегистрирован среди азиатского населения.

Здесь возникает вопрос: являются ли условия жизни (большое скопление людей и низкий социально-экономический уровень) причиной роста заболеваемости коронавирусом среди темнокожего и азиатского населения или просто есть расы, которые более уязвимы перед коронавирусом, чем другие?

Исследователи попытались ответить на этот вопрос, проведя обширный метаанализ. В итоге они пришли к выводу, что люди африканского, азиатского и латиноамериканского происхождения подвергаются значительно большему риску заражения covid-19.

К такому же выводу пришли и американские ученые. Они сообщили, что латиноамериканцы страдают от серьезных осложнений covid-19 чаще, чем представители других народов. Исследователи заявили об этом после того, как убедились, что причина не связана с социально-экономическими факторами, условиями жизни или хроническими заболеваниями.

Ученые все еще пытаются разгадать загадку избирательного поведения коронавируса в надежде, что генетика поможет с ним справиться.

Создан обнаруживающий коронавирус за десять секунд прибор

Ученые Билькентского университета в Анкаре создали прибор, обнаруживающий коронавирус SARS-CoV-2 за десять секунд, сообщает пресс-служба вуза.

Прибор, получивший название Diagnovir, способен выявлять коронавирус в образцах слюны. Проба смешивается со специальным раствором, помещается на чип обнаружения патогенов, и в случае, если биосенсор улавливает присутствие патогена, оптическая система меняет цвет свечения. На весь процесс анализа уходит не более десяти секунд.

Ученые заявляют, что эффективность прибора достигает 99 процентов. Технология, применяющаяся в устройстве, разработана турецкими специалистами за семь месяцев и способна в будущем работать не только с SARS-CoV-2, но и с другими патогенами. Изобретение планируется запатентовать.

«Система имеет высокий экспортный потенциал. Также начаты все этапы маркировки, сертификации и аккредитации, которые откроют путь для внутренних и международных продаж. Мы верим, что это изобретение в ближайшее время окажет огромное влияние на нашу страну и мир», — добавили в университете.

Фото: w3.bilkent.edu.tr

Ученые придумали новый способ предсказать, ухудшится ли состояние пациента с COVID-19

Для некоторых пациентов COVID-19 может привести к тяжелой пневмонии или даже смерти. Другие переносят болезнь бессимптомно. Давно используемый диагностический инструмент поможет врачам предсказать, ухудшится ли состояние пациента, если тот заразится коронавирусом.

Исследователи из Policlinico San Matteo в Павии, Италия, разработали метод с использованием ультразвуковой визуализации для оценки состояния легких пациента. Способность предсказать, когда состояние пациента ухудшится, поможет врачам заранее подготовиться к интенсивному уходу за тяжелобольными пациентами.

Презентация Умберто Сабатини «Является ли УЗИ легких предиктором ухудшения состояния у пациентов с COVID-19?» представлена на 179-м собрании Американского акустического общества (Acoustical Society of America, ASA).

Исследователи протестировали инструмент на 52 пациентах, которые были госпитализированы в больнице Сан-Маттео в период с 15 марта по 29 апреля. Они проводили ультразвуковое исследование (УЗИ) легких пациентам по прибытии и перед выпиской, чтобы получить представление о состоянии органов дыхания. Используя 14-балльную систему оценки для легких, исследователи искали аномалии, такие как нарушения плевры, и присваивали каждому участку оценку от 1 до 3 в зависимости от его степени повреждения.

Используя 14 баллов в легких, исследователи искали аномалии и присвоили каждой точке оценку из 3 в зависимости от ее серьезности. Сложив все баллы, они обнаружили, что общий балл по УЗИ легких был выше у тех, у кого исход COVID-19 ухудшился. Предоставлено: Умберто Сабатини

Суммируя все баллы, исследователи обнаружили, что общий балл по УЗИ легких был выше у тех, у кого COVID-19 протекла особенно тяжело. Таким пациентам требовался дополнительный кислород, реанимация, некоторые из пациентов не выживали. Вероятность того, что пациентам с тремя сильно поврежденными участками легких (с оценкой 3) потребуется ИВЛ или они не выживут, была выше в 6 раз больше, чем у других пациентов.

На основе своих результатов исследователи предложили график, который может помочь врачам вычислить вероятность ухудшения состояния пациента на основе результатов УЗИ легких.

Диагностика поможет врачам быстро оценить и предсказать, насколько ухудшится состояние пациента из-за COVID-19. Кроме того, такой тест очень экономит время, т. к. выполняется быстро. Сканирование каждого участка занимает 10 секунд, в результате чего все исследование длится всего 15–20 минут.

Создан биосенсор, выявляющий опасный уровень коронавируса в воздухе

Испанские ученые из Политехнического университета Валенсии разработали устройство прямого обнаружения вируса SARS-CoV-2 в воздухе. О разработке сообщается на сайте ассоциации университетов Валенсии RUVID, передает РИА Новости.

В основе системы — высокочувствительный биосенсор, который непрерывно отслеживает нахождение вирусных белков SARS- CoV-2 в аэрозолях окружающей среды.

"Cтратегии превентивного контроля должны учитывать распространение вируса через аэрозоли для эффективного смягчения последствий коронавируса, — приводятся в пресс-релизе ассоциации слова одного из авторов исследования профессора Анхеля Макиейра (Angel Maquieira), директора Института молекулярного распознавания и технологического развития Политехнического университета Валенсии (IDM-UPV). — Биосенсор использует специфические антитела, которые могут обнаруживать вирус SARS-CoV-2 в воздухе".

Для предварительных испытаний прибора ученые создали вирусоподобные частицы (VLP). Эти вирусные мембранные частицы имитируют вирус, но не содержат его генома, то есть они безопасны с точки зрения распространения болезни.

Конкретно VLP SARS-CoV-2 включают четыре структурных белка вируса: белок шипа (S), завернутый белок (E), белок мембраны (M) и белок нуклеокапсида (N), то есть все элементы структуры вируса, которые позволяют иммунной системе распознавать его.

Обнаружив вирусный заряд в воздухе на уровне, который может быть вредным для здоровья людей, биосенсор подает предупредительный сигнал.

"Это очень многообещающая разработка, — говорит еще один автор исследования Серхи Мораис (Sergi Morais) из IDM-UPV. — Ее можно использовать в качестве системы предупреждения и контроля для предотвращения заражения COVID-19 без проведения ПЦР-тестов".

В настоящее время система проходит тестирование в Главном университетском госпитале города Кастельо.

"Результаты исследования позволят выработать предложения по снижению вероятности заражения во внутренних помещениях больницы, — отмечает глава госпиталя Марио Карбаллидо Фернандес (Mario Carballido Fernández). — Кроме того, оно должно помочь в создании новых элементов управления безопасностью центров вторичной медицинской помощи, чтобы таким образом снизить риск передачи инфекции среди населения. С приходом зимы необходимо гарантировать, что закрытые пространства являются безопасными".

Биосенсор IDM-UPV отличается простотой использования, низкой стоимостью и универсальностью. Авторы отмечают, что в настоящее время на рынке нет аналогов — приборов прямого измерения вируса SARS-CoV-2 в атмосфере.

Новая система дезинфицирует автобусы за 150 секунд

В Китае создана технология, которая позволяет продезинфицировать салон автобуса, пока он стоит на конечной остановке. Вся процедура занимает меньше трех минут.

Компания Guangzhou Public Transport Group Tram Co., Ltd. создала первую в стране «Систему дезинфекции общественного транспорта распылением для предотвращения эпидемий» (公交防疫雾化消毒系统). Она менее, чем за минуту стерилизует автобус, для активации необходимо лишь нажать одну кнопку. После запуска системы распыленное дезинфицирующее средство покрывает весь автомобиль за 30 секунд. Для уничтожения вирусов и бактерий на поверхностях требуется всего 2 минуты.

Активировать систему может сам водитель. Разработчики стремились сделать систему максимально простой в использовании для немедленного внедрения. Цель — борьба с распространением коронавируса нового типа, в частности, в общественном транспорте. Как известно, пассажиропоток в Китае один из самых больших в мире.

Новая технология уже испытана в Гуанчжоу. Напомним, Гуанчжоу — огромный портовый город к северо-западу от Гонконга.

Систему установили для теста на 41 транспортное средство. Инфекционисты проверяли эффективность работы быстрого дезинфектора. Эксперты брали пробы с поверхностей в автобусах и отправляли их в лабораторию. В исследовании использовался люминометр. Принцип действия люминометра основан на реакции биолюминесценции — свечения. Реакция происходит при взаимодействии аденозинтрифосфата (АТФ) с ферментами — люциферином или люциферазой. АТФ входит в состав всех живых клеток, в т. ч. бактериальных. Датчик прибора улавливает фотоны образующегося света и оценивает их в относительных световых единицах — RLU. Показатель RLU указывает на степень биологического загрязнения объекта исследования. Чем выше показатель, тем сильнее загрязнение.

В продезинфицированных автобусах показатель RLU в среднем падал с 23 до 2 единиц.

Мусорный след пандемии: как очистить планету от масок?

Пандемия коронавируса COVID-19 отразилась на всех сферах жизни, ударив и по экологии. Одноразовые маски и перчатки превратились в новый тип мусора. Проблема их утилизации затронула в том числе и нашу страну. Еще в конце декабря президент Владимир Путин отметил, что российская система сбора мусора и операторы оказались не готовы к такому увеличению объема. Как теперь бороться с новым типом загрязнения?

Маски признали экологической бомбой замедленного действия: они разлагаются 500 лет. Введение масочного режима из-за пандемии коронавируса уже сказалось на состоянии окружающей среды.

Истинный символ уходящего года: вот она на брусчатке площади святого Петра в сердце Рима, а вот – высоко в горах Алтая. Вот – на дне Мирового океана: трехслойная одноразовая маска.

В начале пандемии их едва хватало даже больницам, за упаковку для себя и своей семьи люди готовы были платить огромные деньги. В срочном порядке страны мира развертывали производства, чтобы масок хватило каждому. Об их утилизации тогда еще не задумывались.

За время пандемии серьезно заболеть успела и наша планета. Несколько цифр: в 2019 году рынок медицинских масок в мире достиг весьма внушительных 800 миллионов долларов. Серьезная цифра – правда, рядом с оценками за 2020 год она как-то меркнет: 160 с лишним миллиардов долларов – в 200 раз больше!

Только в России сейчас каждый день в мусорки отправляется около 10 миллионов одноразовых масок. Производим примерно столько же. Сколько всего человечество произвело средств индивидуальной защиты с начала пандемии, точно не подсчитано, но, учитывая объемы потребления и экспорта, цифра, вероятно, держится около отметки в 1 триллион. В килограммах это 12 миллионов тонн – полторы тысячи Эйфелевых башен, 6 миллионов модных электромобилей и 75 миллиардов айфонов последней модели.

"Пандемия дала нам новый вид отходов. В основном, конечно, это маски. Маски теперь у нас становятся альтернативой, соперничают с полиэтиленовыми пакетами в океане – мы знаем, целые острова из пластика", – говорит руководитель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

Медицинские отходы – вещь крайне специфическая. Работать с ними довольно сложно. Даже обычные маски, а они относятся к отходам класса "Б", вне пандемии в больницах сначала обеззараживают – убивают на них все микроорганизмы. Потом обезвреживают – так называют процесс удаления химических соединений. Только затем их сжигают, а золу вывозят на полигоны.

В условиях пандемии во всем мире средства индивидуальной защиты по факту просто приравняли к твердым коммунальным отходам и возят на обычные свалки – это в лучшем случае. Львиная доля попадает в реки и океаны, где они, по оценкам ученых, будут распадаться не одно столетие.

"Зеленые" планы во всем мире претерпели корректировку по экономическим причинам. Режут все бюджеты, какие могут. И те бюджеты, которые направлены в будущее, как раз наиболее уязвимы", – говорит главный редактор журнала "Экология и жизнь" Александр Самсонов.

С российскими законотворцами сейчас активно работают эксперты из мусороперерабатывающей отрасли. Первая проблема – привести к единому знаменателю два свода законов. Правила обращения с коммунальными отходами регламентирует природоохранное законодательство. А с медицинскими – санитарные нормы.

Для того, чтобы провести процедуру обеззараживания, медицинские отходы нужно сначала раздельно собрать. Для этого предлагается устанавливать в городах специальные мусорные баки – только под маски и перчатки. Следующий шаг – определить, как и где их сжигать. Вероятно, под эту задачу будут построены новые заводы. Увы, без капитальных вложений решить проблему едва ли получится. Но решать ее надо.