Конец эпохи непуганых идиотов. Чему нас научит пандемия COVID-19
Конец эпохи непуганых идиотов. Чему нас научит пандемия COVID-19
4 года назад 1388 rusplt.ru Pochemuha.ru

Человечеству придется поумнеть. Чтобы снова выжить.

С приходом опасного врага стало наиболее ясно, чего и где сейчас не хватает человечеству. Сумеем ли мы это исправить, прежде чем вновь окажемся в подобной ситуации?

Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии коронавируса COVID-19. Соответствующее заявление на пресс-конференции в Женеве сделал глава организации Тедрос Адханом Гебрейесус.

«Мы пришли к выводу, что ситуацию с COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию», – заявил генеральный директор ВОЗ.

Что это значит? На самом деле, ничего. Это простая формальность: международная организация признала, что COVID-19 распространился на все континенты и более не является проблемой одного региона или группы регионов. Непосредственно для рядовых людей, да и для отдельных стран, это заявление ничего не меняет и никаких последствий не влечет.

Но так уж устроен современный мир, что огромное внимание в нем уделяется формальным заявлениям и ритуальным жестам, тогда как по-настоящему важные и существенные вещи ускользают от понимания не только масс, но и элит.

Непредсказуемость предопределенности?

Дело не в том, что некие альтернативно одаренные личности сформировали тайное правительство всея Земли и теперь навязывают одураченному человечеству свои не шибко умные идеи. Нет, проблема в другом: политические и экономические решения принимаются с учетом факторов, не имеющих прямого и непосредственного отношения к ситуации, которую власти пытаются решить. В дело вмешиваются лоббисты, соображения личной выгоды коррумпированных чиновников, тотальное недоверие к собственным гражданам и проистекающее из него желание приукрасить ситуацию.

Разве, скажем, кто-то всерьез надеялся, что коронавирус рассосется сам собой после того, как он выбрался за пределы Китая? Пекин драконовскими методами давил и сдерживал распространение инфекции, тем самым подарив миру ценнейшие два месяца на принятие неотложных мер.

В январе жители Уханя сообщили в соцетях, что им обещают семь лет тюрьмы за любую попытку самовольно покинуть город. Основные въезды и выезды из мегаполиса были взяты под контроль военными с бронетехникой, а второстепенные шоссе и проселочные дороги заблокировали бетонными блоками и земляными насыпями.

Что в это время делали другие страны? Фактически ничего. Они убедились, что от вируса нет ни лекарств, ни вакцины, после чего «отменили некоторые авиарейсы». У Европы, Штатов и России было пять недель, чтобы наглухо закрыть границы, остановить поток туристов и вернуть, по возможности, своих граждан из-за границ в карантинные зоны. Но как же! Ведь прекращение полетов – это большие убытки авиакомпаний, а во всем мире авиакомпании принадлежат людям с хорошими лицами и правильными связями, которые не должны нести убытков.

В феврале Китай решился на 70% сократить пассажирские авиаперевозки, и теперь число заражений в стране идет на спад, а власти постепенно снимают экономический карантин и занимаются перезапуском производства и торговли. А вот европейцы и американцы не захотели наступать на горло влиятельному лобби, и теперь на картах распространения вируса их территории окрашиваются в красный цвет.

Жадный всегда платит дважды. В случае эпидемии – платит и деньгами, и жизнями людей.

По всей Европе и в России теперь предпринимаются попытки остановить распространение инфекции путем ограничения массовых мероприятий определенной численности. Что это, как не системный идиотизм? Неужели кто-то думает, что вирусу будет некомфортно распространяться в толпе с нечетным количеством участников? Вместо того, чтобы резко и однозначно перекрыть пути распространения болезни, власти раз за разом играют с ней в поддавки. Сначала можно разрешить собираться по пять тысяч человек, потом по тысяче, а уж после можно будет разом закрывать все торговые точки, кроме, пожалуй, продуктовых магазинов и аптек.

Неготовность идти до конца и стремление отделаться полумерами – главная особенность борьбы с коронавирусом за пределами КНР.

Блеск и нищета медицинской мафии

Еще одна проблема, которая резко обнажилась с приходом COVID-19 – это полная недееспособность коммерческой медицины. Торжество идей неолиберализма Чикагской школы и ее главупыря Милтона Фридмана привели к тому, что последние 30 лет по всему миру происходила приватизация тех сфер, которые во имя выживания общества всегда должны находиться под контролем государства. В частные руки перешли энергосети, дороги, образование, безопасность и, конечно же, здравоохранение. Все эти отрасли стали источниками многомиллиардных прибылей для определенных групп «уважаемых людей», но при этом потеряли устойчивость к внешним шокам.

Италия (как и Россия, увы, но об этом позже) – тоже шла по этому пути: власти шаг за шагом проводили «оптимизацию здравоохранения»: сокращали количество больниц, коек, врачей. И вот теперь, когда в медучреждения хлынул поток тяжело больных людей, оказалось что их некому лечить. И негде.

 

Итальянская медсестра: на лице отчетливо видны гематомы от многосуточного ношения защитной маски. Девушка опубликовала в «Инстаграме» обращение к соотечественникам, призывая их соблюдать карантин и не добавлять работы ей и коллегам. «Я не могу позволить себе роскошь вернуться домой на карантин, я должна идти на работу и делать то, что должна. Сделайте и вы, то, что должны, прошу вас, пожалуйста», – говорится в сообщении.

Несмотря на самоотверженность врачей, молодых и сильных все равно не хватает. Италия сделала слишком много для повышения коммерческой эффективности медицины.

Впрочем, выход нашелся довольно быстро: 7 марта правительство приказало вернуться на работу пяти тысячам врачей и 15 тысячам медсестер и медбратьев, которые ранее уже… находились на пенсии по старости. COVID-19 наиболее смертоносен для пожилых людей, но именно старики сейчас массово отправляются туда, где риск заразиться максимально высок. Первой жертвой из числа итальянских врачей стал терапевт из города Бусто-Арсицио, председатель Союза медиков провинции Варезе – Роберто Стелла. 67-летний мужчина скончался 11 марта.

Сокращение числа больниц тоже дало о себе знать. Сейчас врачи вынуждены выбирать, кого пытаться спасти, а кого оставлять умирать. По некоторым данным, людей старше 80 лет в принципе не подключают к аппаратам искусственной вентиляции легких. Эти места отдают тем, у кого больше шансов выжить.

Когда мобильность – не в плюс

Впрочем, в Италии – еще не худшая ситуация из возможных. В стране остались фрагменты государственного здравоохранения, и этот основательно проржавевший и частично разобранный механизм, на ходу смазываемый слезами молодых и кровью стариков, все-таки начинает крутиться, и, возможно, через некоторое время сможет переломить ситуацию.

У США в этом плане куда более мрачные перспективы. Американская медицина построена на спайке страховых компаний и частных клиник. Эта система отлично справляется с выкачиванием денег из среднего класса, но абсолютно непригодна для борьбы с масштабным бедствием, каковым и является пандемия.

Штаты тотально не готовы к борьбе с вирусной эпидемией: американцы – очень мобильная нация, большинство живут в съемных домах и квартирах, практически все имеют автомобили. При этом в стране огромное количество оружия и практически отсутствуют государственные больницы, где граждане могут получить помощь. Хаос, который творится в Европе – ничто по сравнению с тем, что ждет Америку. Возможно, понимание этих перспектив и побудило госсекретаря Майка Помпео (который, напомним, в прошлом возглавлял ЦРУ) обрушиться с истеричными нападками на Китай: мол, Пекин не сообщил вовремя, насколько опасен этот вирус. Можно подумать, что если бы сообщил – все пошло совершенно иначе.

Все хорошо, прекрасная маркиза: российский рецепт

Если кто-то думает, что в России ситуация будет сильно лучше и COVID-19 обойдет нашу страну стороной – лучше перестать тешить себя иллюзиями. Российское правительство не смогло, а точнее говоря – не захотело оперативно закрывать авиасообщение с КНР. 24 января, практически через месяц после начала эпидемии, источники «Интерфакса» сообщили, что Москва не вводила никаких ограничений на авиасообщение с Китаем. Тогда ситуацию спасли запреты, введенные в самой Поднебесной, в том числе закрытие аэропорта Уханя. Российское решение об ограничении полетов было принято позднее и вступило в силу лишь в десятых числах февраля.

Да, сейчас кабмин ограничил полеты в Италию, Германию, Францию и Испанию. Но что насчет Украины, стран Средней Азии? То, что в незалежной прямо сейчас развивается эпидемия, не вызывает больших сомнений. Десятки тысяч украинских зробитчан трудились на предприятиях промышленного кластера Милана, а затем массово выехали на родину. Среди них непременно были те, кто подхватил инфекцию и привез ее на Украину. Только в отличие от РФ, где у прибывающих из Италии берут биоматериалы и отправляют их на анализ, украинские власти предлагают своим гражданам лечиться с помощью лука, сала и чеснока. При этом, в отличие от Европы, откуда к нам ежегодно прибывают десятки тысяч человек, с территории Украины в Россию приезжают миллионы.

Очевидно, не лучше ситуация и со среднеазиатскими республиками, которые контактируют как с Китаем, так и с Ираном. Таджикистан, Узбекистан и Туркмения получили от России некоторое количество тестов, но будут ли они адекватно применяться, и обнародуют ли местные режимы правдивую информацию о распространении инфекции? Большой вопрос. В конце концов, среднеазиатские экономики критически зависят от возможности отправлять в Россию своих гастарбайтеров, а потому финансово заинтересованы в сокрытии любых фактов, которые могут стать основанием для закрытия границ.

При этом в условиях, когда впору ставить вопрос о закрытии границ с ближайшими соседями, российский премьер Михаил Мишустин делает валидольные заявления, заверяя, что «угроза распространения инфекции в нашей стране сведена до минимума».

При этом нельзя сказать, что власти совершенно ничего не делают. В начале февраля стало известно, что правительство выделяет миллиард рублей на подготовку к борьбе с вирусом. Большую часть этих средств предполагалось пустить на закупку 597 аппаратов искусственной вентиляции легких и 17 установок экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). Аппаратура эта очень дорогая и по-настоящему эффективная. Например, ЭКМО позволяет спасать около 70% пациентов с остановками сердца, при условии, что сердцебиение было нарушено временными факторами и не связано с повреждением самого органа. Тем не менее: полтора десятка высокотехнологичных аппаратов на всю страну? Да это больше похоже на подготовку к спасению избранного круга, чем на защиту россиян в целом.

В прошлом году российским властям удалось избежать широкого обсуждения крупной радиационной аварии, произошедшей в Северодвинске в результате взрыва реактора крылатой ракеты «Буревестник». Вряд ли несколько месяцев спустя обновленный кабмин и «компетентные органы» стали большими поклонниками гласности. Безусловно, понимание этих вещей не добавляет доверия к официальным реляциям.

Прогулка по очень тонкому льду

В начале февраля команда приложения «Справочник врача» провела опрос российских медиков с целью выяснить отношение профессионального сообщества к коронавирусной угрозе. Среди прочего врачей просили сообщить, есть ли у них средства для диагностики COVID-19.

Из 1816 специалистов, принявших участив в опросе, 1538 заявили, что таковых не имеют. У 84% российских врачей не было средств для быстрого выявления зараженных пациентов. Возможно, за прошедший месяц ситуация кардинальным образом поменялась. В конце концов, Россия успела отправить тестовые наборы не только среднеазиатским республикам, но и снабдить ими Азербайджан и Иран. Возможно, у нас теперь в каждой поликлинике есть все необходимое для быстрой и точной диагностики коронавируса, и наши медики во всеоружии готовы встретить инфекцию.

Возможно. Однако в целом складывается ощущение, что страна идет по очень тонкому льду. И до тех пор, пока число заражений относительно не велико, власти еще способны контролировать ситуацию. Однако, как только число инфицированных превысит некоторую критическую массу, от этой стабильности не останется и следа. Тотальное отсутствие медицинских масок в российских аптеках наглядно показывает, что некоторые проблемы не решаются окриками. Даже с самого верха.

Вперед наука

Как бы там ни было, большинство из нас переживут эпидемию, – теперь уже пандемию, – COVID-19. В Китае вирус убивал около 3% зараженных, в Иране и Италии этот показатель оказался существенно выше, более 6%. Однако в любом случае он и близко не дотягивает до 20-процентной летальности «испанки», выкосившей после Первой мировой 50 миллионов человек. А это значит, что и простые люди, и национальные правительства, и международные организации немного позже получат возможность подумать над своим поведением и сделать работу над ошибками. И если урок окажется не впрок – через некоторое время природа напомнит о нем новой вспышкой зоонозного вируса, смертоносность которого может оказаться уже в разы выше, чем у COVID-19.

Так или иначе, человечеству придется поумнеть.

0 комментариев
Архив