Когда Америка обанкротится из-за своих долгов?
Когда Америка обанкротится из-за своих долгов?
5 лет назад 1909 Елена Давыденко

В России любят говорить об огромном американском госдолге. Мол, смотрите, вроде бы мощнейшая экономика, но всё это дутое, потому что США живут в кредит. Долг США действительно огромен — более $21 трлн. Но что это такое на самом деле, и почему миф про госдолг не влияет на экономику США? Разбираемся  11 вопросов и ответов.

Что такое госдолг США?

Общий долг США больше всей американской экономики и составляет $21,5 трлн. Эта сумма — задолженность американского правительства перед другими государствам, компаниями, банками и обычными людьми. Для сравнения, ВВП страны — то есть годовая стоимость всего производимого в ней — $19,4 трлн.

Для того, чтобы финансировать свою экономику, проекты в здравоохранении или космосе, правительство США выпускает облигации на определенный срок и затем рассчитывается к кредиторами. Экономика США считается самой надежной, и Америка может занять у кого угодно. Кредитование, которое стоит дешевле всего в мире, позволяет развивать любые проекты.

Кроме того, и это самое главное, США занимают в своей национальной валюте — долларах, которая одновременно является общемировой. И именно поэтому невозможно себе представить, что США, печатающие доллары, не расплатятся по своим обязательствам.

Представьте, что у вас огромная пасека размером с полматерика, вы сами производите мед, но еще можете взять мёда в долг. Риски, что вы не вернёте долг, как вы понимаете, ничтожны.

Поэтому многочисленные инвесторы — начиная от государств и заканчивая небольшими частными пенсионными фондами, рядовыми американцами и россиянами, доверяют гособлигациям США. Особенно, когда инвестировать на других рынках становится страшно.

Из чего состоит госдолг?

В случае с США долг делится на две части — внутриправительственный и публичный. В первом случае государство по сути занимает само у себя. Федеральные агентства — всевозможные министерства, службы, пенсионные фонды — покупают на свободные средства гособлигации. И всё — государство у них в долгу. Это 27% нынешнего американского госдолга.

Вторая часть — публичный долг. На него приходится большая часть, соответственно, 73%. Это деньги, которые США должны другим государствам, а также частным инвесторам и собственным гражданам. Почти половина публичного долга на руках у иностранных государств. Четверть долга держит Федеральный резерв (он автономен и не относится к правительству), а также власти штатов и округов.

Госдолг растет?

Да, и ещё как. Примерно на $20-30 тысяч каждую секунду. Вот тут можно последить за этим в реальном времени. Посмотрите — очень успокаивает (это же не ваши долги). К 30 сентября — это конец финансового года в США — госдолг достиг рекордных $21,516 трлн. За год заимствования увеличились на $1,2 трлн. 

Источник: treasurydirect.gov

Источник: treasurydirect.gov

А почему он растет?

Из-за растущего дефицита бюджета США (сейчас он достигает $833 млрд). Государству нужны деньги на реализацию разных проектов. Например, реформу здравоохранения Obamacare, оборонные расходы, строительство стены на границе с Мексикой, покрытие убытков от снижения налогов или, например, ликвидацию последствий ураганов или кризиса 2007-08 годов.

В России проблема нехватки денег решается иначе: власти поднимают налоги, пенсионный возраст и в добровольно-принудительном порядке изымают «сверхприбыли» компаний на инфраструктурные проекты — дороги, мосты, пароходы.

Кто виноват?

Вот как рос госдолг при каждом из американских президентов. Дональду Трампу пока далеко до предшественника, но и у власти он пока всего два года (Обама нарастил заимствования на $9 трлн за восемь лет у власти). 

Источник: howmuch.net

Источник: howmuch.net

Это может длиться вечно?

В теории да, хотя в какой-то момент может возникнуть вопрос — а хватит ли долларов расплатиться. Пока такого вопроса не возникает.

На практике существует понятие «потолок госдолга» или лимит заимствований, который правительству США приходится согласовывать с парламентом. Конгрессменам приходится постоянно повышать лимит заимствований, иначе стране будет угрожать дефолт. Когда приходит время поднимать потолок, республиканцы и демократы каждый раз долго договариваются. Кому-то хочется строить стену и повышать расходы на оборону, кому-то — защищать мигрантов. Если в срок договориться не удается, деньги заканчиваются, возникает угроза дефолта и в стране наступает шатдаун.

Шатдаун? Это еще что такое?

Большая часть госучреждений закрывается, сотрудники просто не выходят на работу. Закрывают (о ужас!) даже Статую Свободы. Исключение делается только для стратегических объектов — электростанций, полицейских участков, тюрем. Последний шатдаун случился совсем недавно — в январе. А в 2013 году, во время президентства Барака Обамы, госучреждения не работали 16 дней. Сотрудники были в неоплачиваемых отпусках, а ущерб экономике достиг $2 млрд. Потом две партии-таки договариваются, потолок госдолга повышается и страна возвращается к нормальной жизни — с госдолгом выше и выше прежнего. Теперь, когда одну из палат Конгресса контролируют республиканцы, а другую — демократы, договориться будет еще сложнее.

Что будет, если потолок не поднимут?

Это будет значить, что США допустят могут допустить дефолт по своим обязательствам — больше не смогут брать в долг, чтобы выплатить прошлые долги. Главное, что произойдет если это случится — доллар обрушится и потеряет статус глобальной мировой валюты, об этом в письме Конгрессу в 2011 году предупреждал тогдашний министр финансов Тимоти Гайтнер. Кроме того, государство не сможет платить госслужащим, военным и пенсионерам, также прекратится выдача студенческих кредитов. Ключевая ставка вырастет, это приведет к увеличению расходов корпораций и штатов, а также к росту кредитных ставок для обычных американцев.

В реальности ничего этого не случится. Для США это все равно, что пилить сук, на котором сидишь. Но в 2011 году агентство S&P изменило прогноз по долгосрочному суверенному рейтингу США со стабильного на негативный, а индекс Dow Jones мгновенно обвалился на 200 пунктов. Так что даже теоретическая отдаленная возможность таких событий мягко говоря нервирует инвесторов.

Чем тогда все это плохо?

Самое главное — не физический размер долга, а его отношение к объему экономики. Если вы миллионер с работающим бизнесом и взяли в долг миллион, это одно, а если бродяга — немного другое. В США госдолг больше, чем экономика — почти 104% ВВП. Но это не предел. В Японии объем выпущенных гособлигаций вдвое больше ВВП, а это одна из самых стабильных экономик в мире. В России госдолг составляет 20% ВВП, но наш кредитный рейтинг до недавнего времени был «мусорным», то есть, неинвестиционным, из-за политических рисков. Госдолг Ливии при Муаммаре Каддафи тоже был в пределах 10-15% ВВП. И чем закончилось дело? Так что — большой долг ничем не плох для США.

Ну ладно, так за чей счет банкет? Кто основные спонсоры США?

Минфин США каждый месяц публикует статистику крупнейших держателей госдолга. По состоянию на август 2018 года главным держателей облигаций из иностранных государств был Китай — ему принадлежат бумаги на $1,2 трлн. На втором месте Япония — $1 трлн. Дальше с большим отрывом следуют Бразилия ($318 млрд), Ирландия, Великобритания, Швейцария и Люксембург.

Россия до весны держалась в топ-30 и владела госдолгом США примерно на $100 млрд. После апрельских санкций вложения резко сократились и сейчас составляют чуть больше $14 млрд — меньше, чем у Филиппин и Бермудских островов. Российский ЦБ объясняет действия курсом на дедолларизацию и диверсификацию активов и вместо облигаций теперь предпочитает старое доброе золото.

А могут Штаты взять и расплатиться?

Трамп верит, что да. Перед выборами он обещал, что к концу своего второго президентского срока полностью расплатится по американскому госдолгу. При этом став президентом, он масштабно снизил налоги, что увеличило дефицит бюджета, а значит и госдолг. Сейчас Трамп предлагает вообще отменить потолок госдолга, чтобы страна могла занимать деньги без ограничений, но держит в силе обещание погасить всё через шесть лет (если, конечно, переизберется на второй срок).

Звучит фантастически, но всякое бывает. Во время Второй мировой войны госдолг США превысил 120% ВВП, а потом к 70-м опустился до 30% ВВП. То есть, сократить заимствования вполне реально. В октябре помощник президента США Джон Болтон заявил, что большой госдолг угрожает национальной безопасности страны, и нужно сокращать траты.

0 комментариев
Архив