Китайский клон Су-33 сочли лучше оригинала
Китайский клон Су-33 сочли лучше оригинала
6 лет назад 1749

Китайский Shenyang J-15 в результате многочисленных модернизаций получился более современным и эргономичным истребителем, чем положенный в его основу советско-российский Су-33, пишет The National Interest.

Американский журнал отметил усилия, которые приложил Китай, создавая Shenyang J-15, имея ограниченный доступ к технологиям Су-33. «Это позволило им построить современный палубный истребитель, в то время как российский Су-33 со своими аналоговыми приборами и простым ИЛС (индикатор на лобовом стекле — прим. «Ленты.ру») остается застрявшим в 1990-х», — полагают в TNI.

Хотя двигатель АЛ-31Ф российского истребителя по-прежнему остается мощнее и надежнее силового агрегата WS-10 китайского самолета, пишет журнал, с течением времени подобное преимущество Су-33 перед Shenyang J-15, скорее всего, будет преодолено Китаем.

Таким образом в TNI отреагировали на публикацию российского новостного агентства Sputnik, где сообщается о проблемах Shenyang J-15, основанного на Су-33. В предыдущей заметке американского издания, также посвященной данному вопросу, заявлялось о неспособности России использовать собственные разработки.

Прототип советского палубного истребителя четвертого поколения Су-33 (самолет Т10К-7) куплен Китаем у Украины в 2001 году. От советской машины китайская получила основную конструкцию и, предположительно, двигатели. Советские разработки, используемые в Shenyang J-15, не были лицензированы.

В китайском беспилотнике разглядели истребитель шестого поколения

Новейший китайский беспилотный летательный аппарат, получивший название «Темный меч» (Dark Sword), может стать первым в мире истребителем шестого поколения. Такое мнение высказали эксперты издания MilitaryWatchMagazine.

Как отмечают авторы статьи, истребитель будет введен в эксплуатацию в ближайшее время. При этом ожидается, что «Темный меч» может быть как беспилотной, так и пилотируемой машиной, а также беспилотником, который используется вместе с пилотируемыми самолетами.

«Истребитель-беспилотник уязвим к электронным атакам, но имеет ряд преимуществ, включая большую степень маневренности, которая оказалась бы смертельной для пилотов боевых самолетов. Dark Sword, вероятно, будет вооружен самыми передовыми китайскими ракетами и сможет летать в несколько раз быстрее скорости звука, что делает его смертельной угрозой», — пишут авторы статьи.

По их словам, Dark Sword можно будет использовать либо как испытательный стенд для технологий следующего поколения, либо в качестве менее дорогостоящего легкого самолета поддержки более тяжелой авиации, в том числе J-20 и его преемников. При этом машина сможет решать и другие задачи: например, осуществлять разведку и охоту за кораблями противника, а также наносить удары с дальнего расстояния.

Как пишут эксперты, точные требования к боевым самолетам шестого поколения пока не определены, однако, скорее всего, подобные машины будут оснащены лазерным оружием и лазерными системами противоракетной обороны, а также новыми двигателями, позволяющими развивать высокую скорость и обеспечивать значительную дальность полетов.

Ранее в июне в сети появилась первая фотография Dark Sword. Тогда издание The War Zone отметило, что снимок стал первым убедительным доказательством реального прогресса в создании беспилотника, работы над которым китайская корпорация Shenyang Aircraft ведет более десяти лет.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Dark Sword

Китайский "Темный меч" способен преодолеть российскую ПВО (видео)

Поднебесная опять удивила всех тем, что представила свой, первый в мире сверхзвуковой беспилотный летательный аппарат (СБПЛА). Пока технические характеристики нового чуда техники неизвестны. Специалисты, оценивая его внешний вид, пришли к мнению, что он исполнен по «стелс»-технологии. Конструкцию воздухозаборников его двигателя, по мнению специалистов, соответствует тому, что мы наблюдаем на истребителях пятого поколения китайском – Chengdu J-20 и американском – F-35 Lightning II.

Здесь стоит отметить, что западные эксперты пока не рассматривают Россию, как обладателя сверхзвукового многоцелевого самолета пятого поколения и для этого есть основания. Из всех произведенных истребителей Су-57 только один оснащен двигателями «второго этапа» (соответствующими пятому поколению, известными, как «изделие 30»), остальные самолеты этого типа летают с двигателями АЛ-41Ф1С (или «изделие 117С», поколения 4 ++, разработанными для истребителя Су-35С). То есть у России только один самолет относительно соответствует пятому поколению (поскольку и он еще не доведет до технических требований своего уровня), остальные его клоны являются прототипами.

Вернемся к СБПЛА «Темный меч» (Dark Sword). Из дошедшей до сведения СМИ информации известно, что его крейсерская скорость будет сверхзвуковой, достижение которой осуществляется без использования форсажа. В ближайшей перспективе его максимальная скорость будет достигать 2-х Махов, а в планах этот самолет спроектирован для полетов на гиперзвуковой скорости. Беспилотное управление позволит ему маневрировать с большими перегрузками, запредельными для человеческого организма. Предназначение СБПЛА «Темный меч» очевидно. Это ударно – разведывательный авиационный комплекс, возможно, способный выполнять задачи стратегического уровня. О возможном вооружении самолета пока тоже ничего не изветно, но здесь можно ориентироваться на Chengdu J-20. Если разработчику этой технической новинки Shenyang Aircraft Corporation удастся воплотить все выше перечисленное в жизнь, то Китай оставит далеко позади себя в производстве БПЛА не только Россию, но и Израиль, и США.
 
Эскадрилья СБПЛА «Темный меч», летящая на сверхмалых высотах станет проблемой для обнаружения системами ПВО любой страны, в том числе и РФ. В данном случае надо учесть тот факт, что до американской или западноевропейской территории расстояния от Китая превышает 6 тыс. км, а России имеет с Поднебесной общие границы. Российские самые совершенные системы обнаружения могут оказаться бессильными против этих самолетов, тем более если они будут в состоянии развивать гиперзвуковую скорость.
«Тёмный меч» Китайской республики: что это и зачем?

«Божественный орёл» против «Парящего дракона»

Традиционный образ китайской армии, атакующей «мелкими группами по миллиону человек», за последние годы несколько подустарел. Хотя основу стратегической авиации КНР все ещё составляют доработанные версии Ту-16 с новыми моторами, китайские товарищи давно и активно осваивают нишу боевых беспилотных аппаратов (aka БПЛА — для краткости, или дрон — в просторечии).

«Божественный орёл» (источник фото)

Например, в 2015 году появились первые фото прототипа БПЛА «Божественный орёл». Вообще китайцы обожают красивые имена: «Небесный арбалет», «Лезвие ветра», «Облачный лук»… Это не герои фильма «Моё кунг-фу сильнее твоего!» с беготней по стволам бамбука, а вполне себе реальные названия беспилотников.

«Божественный орёл» помимо имени выделяется редкой схемой — с двумя фюзеляжами, в стиле знаменитой немецкой «Рамы» Fw-189 или не менее известного «Лайтнинга» P-38. Позже просочились и фото «орла» в полёте. Размах крыльев этой «птички» впечатляет — порядка сорока метров.

Дракона заказывали? (источник фото)

А конкурентом «Божественного орла» выступал «Парящий дракон». Нет, серьёзно — это вариант стратегического разведчика с хитрым «замкнутым» крылом. Вот теперь точно надо будет снимать кино про кунг-фу.

Оружие будущего («Cloud Shadow») — уже сегодня (источник фото)

В 2016 году китайцы показали Cloud Shadow — свой первый большой беспилотник по технологии «стелс». Благодаря форме и покрытию «Тень» сравнительно малозаметна на радарах. В зависимости от нагрузки этот агрегат может снимать землю внизу а-ля Пауэрс, может засекать чужие радиолокационные станции и перехватывать — а может и пускать небольшие ракеты или бомбить.

Летающие крепости: зачем Китай строит дроны-гиганты
Это должно было случиться! Китайцы создают дрон-гигант, способный лететь с грузом до двадцати тонн. Чем Поднебесная собирается нагружать свои беспилотники, и сможет ли Китай обогнать США в дроностроении?

Первый в очереди рекордсменов

В октябре прошлого года корпорация «Тэндунь» удивила всех: её новый дрон AT200 поднимал вес в 1,3 тонны. До этого никому не удавалось создать гражданский дрон с такой грузоподъёмностью. Первый удачный полёт, который происходил в гористой местности и длился менее получаса, дрон совершил в автоматическом режиме.

В 2018 году корпорация анонсировала постройку очередного дрона, но уже с полезной нагрузкой 2,8 тонны. Дальше — больше. Компания заявила, что в 2020 году все увидят дрон с полезной нагрузкой в 20 тонн.

Много это или мало? Для сравнения: самый тяжёлый груз, который могут поднять современные дроны — военные гиганты типа «Глобал Хоук» или MQ-9 «Рипер» — не превышает двух тонн.

Компания уже превзошла все известные рекорды и пытается задрать грузоподъёмность на максимум.

Для Китая, в котором объём только срочных грузоперевозок достиг 40 миллиардов посылок, такие дроны — то, что доктор прописал.

Но, как и принято в приличных компаниях, любая подобная разработка носит двойной характер.

Корпорация, конечно, анонсировала только гражданское применение дрона: тушить пожары, осуществлять стратосферные полёты, выполнять функцию экстренных служб и т. д. Но для всех этих занятий есть и военное отражение. Тонны воды, чтобы тушить пожары? Значит, дрон сможет работать как воздушный танкер для ВВС. Стратосферные полёты на 20-тонном грузовике? Не удивлюсь, если он в итоге будет использоваться как самолёт РЭБ или выпускать в стратосфере мелкие дроны‑разведчики.

Единственной экстренной службой такого дрона может быть высадка десанта или же работа в качестве бомбардировщика. Благо нести на себе ракетное вооружение он может с запасом.

Дрон CH-5

Например, китайские боевой дрон СН-5 несёт на себе восемь ракет AR-1 или бомб FT-7, и весь этот смертельный боезапас весит около тонны. А тут их все 20! Это уже не дрон, а какая-то «летающая крепость» с китайской спецификой.

  • Догнать и перегнать Америку

Разумеется, китайская армия заинтересовалась таким замечательным аппаратом. А кто бы не заинтересовался? Сейчас в любом уважающем себя военном ведомстве спрашивают: что же ещё можно превратить в дрон?

В 2017 году три полковника ВВС Норвегии радостно написали в специализированном журнале НАТО, что пришла эра «автономных дронов». Если перевести на русский — пора заменять пилотов кремниевыми мозгами и роботами.

Ещё раньше — в начале 2010-х годов — в США решили переоборудовать F-16 и F-15 в дроны. Сделали это под влиянием успешных кампаний охоты при помощи дронов за террористами. Мол, висит себе такая железка в воздухе, обозревает окрестности, засекает террориста и выпускает ракету.

Террористу конец, потерь среди мирных жителей минимум, всем хорошо и удобно.

Однако скептики грешили на совершенно дикие цены новых боевых самолётов F-22 и F-35. Посмотрев на ценники, Пентагон вздохнул и начал аккуратно закатывать губу.

Полёт беспилотной версии F-16 (фото: U.S. Air Force)

Дело продвинулось настолько далеко, что теперь для якобы переоборудования боевого самолёта в дрон нужно всего лишь обновить ему прошивку: раз! — и тебе для боя уже не нужен пилот. Конечно, тут же подсуетились специалисты по безопасности. Мол, китайские хакеры могут прямо в полёте взломать электронные мозги старенького F-15/F-16.

Но Пентагон на это не повёлся: отделался словами, что принимаются нужные меры и все свободны. А потом в 2014 году Конгресс взял и сократил на пару миллиардов долларов такую замечательную программу. Хорошо, хоть новый президент опять увеличил военный бюджет.

В отличие от Вашингтона, для Пекина разработка военных дронов никогда не была вынужденной мерой. Китай идёт на это вполне сознательно — ему на поле боя нужно как можно больше роботов, на которых можно будет переложить рутинную и грязную работу. Поэтому, вместо попыток приспособить старую военную технику к новым задачам, армия КНР просто заказывает новые разработки своим кампаниям.

Мастерство не пропьёшь

В отличие от Китая, у которого мало опыта строительства дронов-гигантов, у США его навалом.

Уже во времена Второй мировой войны американские ВВС экспериментировали с переделыванием В-17, В-24 и ряда других бомбардировщиков в дроны-камикадзе. Правда, тогда из этого ничего не вышло.

Подвела техника — она была слишком несовершенной для таких задач. В результате практически все дроны-бомбардировщики, которые участвовали в бомбежках Третьего рейха и Японии, либо сбили ПВО противника, либо они разбились. А если «недодрон» всё-таки долетал до цели, результат его действий был неясным.

С наступлением реактивной и ракетной эры таким поделкам пришел конец, хотя накопленный опыт пригодился для создания американских высотных дронов-разведчиков D-21. Правда, результат был столь же мало вменяемым: кучу образцов потеряли во время испытаний. В 1969 году (через пять лет этого безумия) дрон встал в строй. И проработал всего два года: четыре запуска оказались неудачными и лавочку прикрыли.

D-21 (фото: U.S. Air Force)

Впрочем, это тогда. Сейчас переделать летающие бомбардировщики в дроны не представляет особого труда. Вот только станут ли?

К 2040 году у США на вооружении должен стоять новый бомбардировщик, который заменит В-2 и В-52 — старикан уже более 60 лет в строю. Новый бомбардировщик будет дроном, хотя пилот ему тоже полагается: просто кремниевому болвану никто не хочет доверить атомную бомбу, а вот десятки тонн обычных — ради бога, пусть хоть в стекловату превращает пейзаж очередной страны.

Но к тому моменту, когда у США в строю будут десятки (если не сотни) дронов-гигантов, у Китая их могут оказаться тысячи.

Ещё тысячи можно будет взять из гражданской отрасли. Она сейчас растёт, как на дрожжах.

Пока не очень понятно, во что выльется гонка воздушных линкоров. Но больше столетия назад она была свидетельством надвигающейся мировой войны.

0 комментариев
Архив