Как ответить на климатический вызов
Как ответить на климатический вызов
3 года назад 789 forbes.kz popmech.ru Канни Вигнараджа – ассистент генерального секретаря ООН, региональный директор ПРООН в Азии и Тихоокеанском регионе. Василий Макаров, Екатерина Бельчиковаредакция

В своей автобиографии отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю рассказывал, как с помощью лидерских качеств и твёрдости характера крохотную страну на песчаном острове удалось превратить в открытый, конкурентный и процветающий мегаполис.

С тех пор Сингапуром уже несколько десятилетий управляет политический класс, который знаменит эффективностью и отсутствием взяточничества; и этот город может похвастаться высокопрофессиональной рабочей силой. В последнем «Индексе человеческого развития», составляемом Программой развития ООН и придуманном впервые 30 лет назад Нобелевским лауреатом Амартия Сеном и экономистом Махбубом уль-Хаком, эта страна занимает 11-е место из 189-ти.

Но если учесть в этом индексе выбросы углекислого газа и так называемый материальный след (доля добытого в мире сырья в конечном спросе страны), Сингапур упадёт сразу на 92 места. Никогда ни одной стране не удавалось достичь высокого уровня человеческого развития с помощью малого количества используемых ресурсов, а Сингапур, у которого нет практически никаких собственных ресурсов, импортирует почти всё необходимое ему сырьё. И в этом нет ничего необычного; Сингапур – это показательный образец экономического роста на всей планете. Однако окружающая нас природа не способна выдержать такую форму экономического роста и развития.

Интенсивное давление, которое оказывают существующие сейчас модели развития на локальные экосистемы, наверное, наглядней всего проиллюстрировала пандемия Covid-19. Крохотный патоген выявил колоссальные слабости и неравенство даже в самых сильных и самых процветающих обществах планеты, при этом экономические и социальные дисбалансы усугубляют ущерб, наносимый пандемией. По мере распространения болезни мы выяснили, что коллективные действия, необходимые для борьбы с подобными проблемами, намного труднее организовать, когда внутренние раздоры и международная вражда начинают превалировать над глобальной солидарностью.

Но хотя развитие в сингапурском стиле не является устойчивым, нельзя представлять новый путь развития как отказ от средств существования людей ради спасения деревьев. Именно эта идея стала центральной в подготовленном Программой развития ООН новом «Докладе о человеческом развитии», где анализируются новые и недостаточно используемые способы достижения человеческого и экологического благополучия. В будущем мы должны поощрять страны стремиться к процветанию, минимизируя свой углеродный след, и применять для этого знания, науку и технологии, имеющиеся в нашем распоряжении.

Доклад по-новому представляет будущую роль правительств, но очевидно, что правительства не будут в одиночестве нести ответственность за жизненно важные решения, которые предстоит принять в предстоящие годы. Доклад призывает частный сектор проявить социально-экологическую ответственность; понять, что поддержка природы соответствует его собственным интересам; помочь в формировании новых норм и стимулов для климатических действий.

Можно выделить четыре важных направления для действий. Во-первых, города (на их долю приходится 85% мирового энергопотребления и 75% выбросов углекислого газа, хотя оценки могут варьироваться) должны начать прокладывать путь к зелёному обновлению. В докладе подчёркивается роль городов как «театров» зелёных действий: введение платы за реальные социальные издержки углерода, защита зелёных пространств и высаживание деревьев и растительности, расчистка водоёмов и морей от пластикового мусора, убивающего жизнь в морской среде.

Во-вторых, в дополнение к действиям городов, а также к обещаниям стран, в том числе стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стать углеродно-нейтральными в течение нескольких десятилетий, должны изменить свой образ жизни и рядовые граждане. Доклад призывает людей пересмотреть свои взгляды на то, что они ценят выше всего, а также изменить свой стиль потребления, производства, перемещения и инвестирования. Это не является чем-то невозможным. История показывает, что социальные нормы и поведение могут меняться. Например, социальная стигматизация курения привела к снижению потребления табака, а во многих странах ношение масок стало нормой во время пандемии Covid-19.

В-третьих, хотя изменение поведения может формироваться с помощью жёстких стимулов (например, повышение налогов на табачные изделия) и регулирования, оно может вдохновляться ещё и коллективными призывами к действиям, например, призывами к крупным и мелким институциональным инвесторам финансировать новые зелёные технологии.

Приток частных денег должен соответствовать уровню государственного финансирования, увеличенному благодаря закрытию локальных и международных налоговых лазеек, а также отмене неоправданных субсидий. Одно только субсидирование ископаемых видов топлива обходится мировой экономике в $5 трлн ежегодно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе такие субсидии могут превышать 50% бюджета страны на здравоохранение или образование. По данным опубликованного «Сетью ООН по поиску решений для устойчивого развития» доклада о стоимости и источниках финансирования «Целей устойчивого развития» в странах с низкими доходами, правильное налогообложение углерода, финансовых транзакций и экстремально богатых позволит получать дополнительно $200 млрд в год на зелёные инвестиции. Очевидно, что финансовые затруднения не должны мешать переходу к зелёной экономике.

Наконец, мы должны понять, что природа не является нашим противником. В «Докладе о человеческом развитии» описаны 20 экономически эффективных действий, связанных с лесами, водно-болотными угодьями и лугами, которые позволят на 37% выполнить задачу смягчения изменения климата так, чтобы не допустить роста глобальных температур выше 2°C относительно доиндустриальных уровней. На одно только восстановление лесов приходится две трети этого потенциала. Крайне важно понять роль местных сообществ, оберегающих природу, и защитить их. Например, вклад коренных народов района Амазонки в сохранение потенциала хранения углерода лесами сегодня равен подушевым выбросам парниковых газов 1% крупнейших загрязнителей планеты.

Изначально индекс человеческого прогресса, созданный Сеном и уль-Хаком, стал новым способом измерения того, насколько хорошо обществам удаётся достичь своего потенциала. Но если сегодня скорректировать этот индекс, учтя планетарные проблемы, он покажет, что набор возможных действий радикально сузился. Вместо пассивного ожидания нашей судьбы мы обязаны воспользоваться нашими знаниями, разумом и инициативой, чтобы создать новые модели развития и сформировать нашу коллективную судьбу.

Льды тают в 100 раз быстрее, чем мы думали: зрелищный таймлапс

Подводный ледник на Аляске тает в 100 раз быстрее, чем предполагалось ранее, потому что эксперты упустили из виду важность таяния всей окружающей среды.

Современные теоретические модели таяния мировых ледников сосредоточены в основном на расплаве, в котором струи талой воды вызывают локальное таяние вдоль поверхности ледника. Однако исследователи недавно определили неожиданно высокую скорость таяния, используя новую технологию сонара, которая позволила им изучить затопленный край ледника. 

Океанограф Дейв Сазерленд из Университета Орегона и его коллеги изучали подводное таяние ледника ЛеКонт, расположенного к югу от Джуно на Аляске. Чтобы нанести на карту подводный край ледника, команда использовала гидролокатор многолучевого сканирования, развернутый на рыболовном судне. Исследователи также собрали данные о температуре, солености и скорости воды ниже по течению от ледника, чтобы оценить расход талой воды. Исходя из этого, команда смогла посмотреть на динамические изменения в расплавах между августом и маем. 

«Мы измерили как свойства океана перед ледником, так и скорости таяния, и в результате обнаружили, что они связаны не так, как мы того ожидали, — рассказала автор статьи и океанограф, профессор Ребекка Джексон. — Оба набора измерений показывают, что скорости плавления значительно, иногда до 100 раз, выше, чем предсказывает существующая теория». Исследователи сообщают, что показатели расплава были высокими в оба сезона, но особенно увеличивались с весны до лета.

Фотографии, сделанные с разницей в 30 лет, указали на драматические изменения в Исландии
Ледник Исландии Снайфедльсйекюдль является частью самой крупной ледяной шапки острова Ватнайекюдель. В 1989 году фотограф Колин Бакстер посетил ледник и сделал снимок замерзшего пейзажа, а через 30 лет сын Колина вернулся в эти места и сделал то же самое. Сравнив снимки дома, мужчины незамедлительно отправили их ученым.

Ученые уже давно наблюдают за плачевной ситуацией с таянием ледников, но когда появляются кадры, которые так ярко показывают изменения, равнодушными не могут остаться и простые обыватели 

За три десятилетия ледник резко сократил свою массу. В результате изменения климата он потерял примерно 400 квадратных километров!

«Я вырос, посещая эти удивительные места, и унаследовал понимание тихой силы этих пейзажей», — сказал доктор Киран Бакстер, преподаватель Университета Данди. «Лично меня поражает, что он так резко изменился за последние несколько десятилетий». Ученые отмечают, что масштабы климатического кризиса часто остаются в значительной степени невидимыми, но здесь ясно видно серьезность ситуации, которая затрагивает весь земной шар. 

Во всем мире ледники считаются одним из самых наглядных индикаторов потепления. По данным американских ученых, с 1980 года каждый ледник в мире в среднем потерял 24 метра льда со своей верхушки. Однако измерение фактического уменьшения ледников затруднено в глобальном масштабе, поскольку существует целый ряд факторов, влияющих на скорость таяния, таких как высота над уровнем моря, осадки, воздействие стихий. 

Возраст ледников также сильно различается, что сказывается и на продолжительности их жизни, и на важности для окружающей среды. Некоторым из них всего несколько столетий, в то время как другие существуют уже сотни тысяч лет. 

Сейчас ученые пристально следят за ледниками, и не только потому что они указывают на изменения климата, но и потому что они могут дать ценную информацию о прошлых погодных условиях. Исследователи бурят ледники и извлекают керны, которые показывают летопись прошлых лет. Анализируя компоненты льда, такие как пузырьки воздуха внутри, исследователи могут проследить за количеством CO2 в воздухе, колебанием температуры, обилием растительности.

Таяние ледников по всему миру — двойной удар, ведь человечество и животные потеряют не только жизненно важные источники питьевой воды, но ценную историю климата планеты.

Уровень океанов растет гораздо быстрее, чем прогнозировали ученые
Это угрожают двум третям населения Земли, живущим вдоль побережий или на низменных территориях.

Новые исследования показали, что изменение климата приводит к более быстрому подъему уровня океанов, чем прогнозировалось ранее, передает Today.kz со ссылкой на Kommersant.

Как отмечается в исследовании, опубликованном в журнале Ocean Sciences, по предыдущим прогнозам, не ожидалось поднятие уровня океанов более чем на 1,1 м до конца этого столетия. Однако новые расчеты, проведенные учеными университета Копенгагена и норвежского центра климатических исследований имени Бьеркнеса, показали, что при потеплении на Земле всего лишь на полградуса по Цельсию уровень океанов поднимается на полметра, а при потеплении на 2 °С - более чем на метр. До конца столетия, как ожидается, температуры на Земле вырастут более чем на 4 °C. 

Последствия подъема уровня воды угрожают двум третям населения Земли, живущим вдоль побережий или на низменных территориях. Чтобы избежать такой катастрофы, авторы исследования отмечают необходимость еще более кардинального снижения выбросов парниковых газов. По мнению ученых, мировая экономика должна сократить потребление углеродов еще как минимум на 200 млрд метрических тонн.

0 комментариев
Архив