Как Китай подчиняет себе Центральную Азию
Как Китай подчиняет себе Центральную Азию
3 года назад 1189 yvision.kz caa-network.org РУСЛАН ИЗИМОВ
После обретения независимости государствами бывшего СССР в 1991 году, страны Центральной Азии (ЦА) коренным образом изменили геополитику всего региона. В период своей независимости, страны ЦА установили тесные контакты с Китаем, который сегодня стал для них важным партнером, и без которого невозможно представить дальнейшее развитие региона.
 
Однако растущее влияние и экономическая экспансия Пекина влекут за собой ощутимые последствия для всех стран бывшего постсоветского пространства. Проникновение китайских экономических проектов в регионе в первую очередь отражаются на развитии коррупционной практики среди чиновников. Это вызывает высокую озабоченность у общественности и в дальнейшем выливается в протесты и стычки с работниками из КНР.
 
Самый наглядный тому пример – массовые протесты против коррупции в Киргизии в 2019 году. По результатам расследования было установлено, что десятки должностных лиц и экс-заместитель главы Гостаможенной службы Р. Матраимов, были причастны к коррупционным схемам на границе с Китаем. Тогда тысячи людей вышли на улицы выражая свое недовольство.
 
Обостряют ситуацию также и крупные коррупционные скандалы, связанные с участием китайских и местных компаний из-за отсутствия прозрачности в соглашениях. Так, например, в январе 2018 года в столице Киргизии произошла авария на единственной теплоэлектростанции в городе, где накануне была проведена модернизация компанией TBEA (КНР). В процессе разбирательства выяснилось, что различные киргизские чиновники занимались лоббированием интересов китайских компаний и закупали оборудование по более высокой цене, в результате чего ТЭЦ не была должным образом подготовлена к зимнему периоду.
 
Похожие ситуации были в Казахстане, когда в 2013 году раскрылось одно из самых громких уголовных дел — «Хоргоское». После разоблачения преступных схем на казахско-китайской границе стало известно, что около 50 должностных лиц различных служб занимались контрабандой товаров из КНР.
 
Безусловно, Китай является важнейшим инвестором в ЦА, однако с развитием совместных экономических проектов растет и долговое бремя этих стран. При этом те, кто не сумел справиться с долговыми обязательствами вынуждены расплачиваться своей землей. Так в 2017 году произошло со Шри-Ланкой, которая передала Китаю порт Хамбонтота в аренду почти на 100 лет, чтобы снизить свой долг на 1,1 млрд. долларов США.
 
Подобный сюжет характерен и для некоторых стран Центрально-Азиатского региона. Например, Таджикистан уже сейчас испытывает большие трудности с обслуживанием своих кредитов, и правительство республики было вынуждено передать Китаю права на добычу золота в некоторых таджикских золоторудных месторождениях, пока не возместит около 331 млн. долларов США, полученных на строительство теплоэлектростанции в Душанбе. Всего как известно Таджикистан должен Китаю примерно 1,2 млрд. долларов США (около 52% всего внешнего долга).
 
В зоне риска также находятся Киргизия, которая брала у Китая около 1,8 млрд. долларов США (примерно 45% всего внешнего долга). В остальных странах региона ситуация немного получше: Туркменистан и Узбекистан должны Китаю около 17% своего ВВП, Казахстан всего 6,6%.
 
Таким образом, экономическое господство Китая в ЦА привлекло внимание всего мирового сообщества, любая крупная китайская инициатива в регионе сразу же вызывает общественные протесты. Более того, недавно казавшийся перспективным проект «Один пояс и один путь» сейчас внушает беспокойство своим масштабом и непрозрачностью. Растущая с каждым годом зависимость стран ЦА от Пекина вызывает множество вопросов, о том к чему приведет это доминирование, не является ли это стремлением подчинить себе регион?
Центральная Азия под пристальным вниманием Китая. Обзор Желтой книги по Центральной Азии

В апреле в Китае была опубликована «Желтая книга по Центральной Азии 2020» 中亚黄皮书 (Yellow book of Central Asia). Содержание книги только сейчас стало доступно для пользования.

Издание было подготовлено коллективом китайских экспертов, специализирующихся на Центральной Азии, преимущественно из двух исследовательских структур при Академии общественных наук Китая: Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии (ИРВЕЦА), а также Исследовательский центр ШОС. Отдельные главы в книге были написаны экспертами из других «мозговых центров» КНР.

Коллективная монография представляет особую значимость для исследователей темы китайско-центральноазиатских отношений, а также в целом внешнеполитической стратегии Китая на современном этапе. Это связано с несколькими обстоятельствами:

Во-первых, Китай, в отличие от большинства стран мира, не имеет отдельного документа в виде Концепции внешней политики страны. Данное обстоятельство значительно осложняет процесс анализа внешнеполитической стратегии Китая, механизмов принятия решения, методов оценки сегодняшней ситуации в мире, а также дальнейших действий Пекина.

Во-вторых, специфика политической системы в Китае все еще не позволяет китайским экспертам в свободной форме выражать свое мнение, делиться своими оценками и давать прогнозы. Те редкие случаи, когда китайские эксперты позволяют себе достаточно откровенно делать оценку и прогнозы – это или заранее заказанные акции или этот эксперт рискует потерять свое место работы.

В-третьих, за последние несколько лет в Китае сильно изменилась система принятия решений. Председатель Китая Си Цзиньпин создал гиперцентрализованную систему власти, в том числе путем создания и переподчинения себе совершенно новых госорганов. Эти изменения коснулись и центральноазиатского направления внешней политики.

В этом контексте очередная желтая книга дает возможность изучить новые веяния во внешнеполитической стратегии Китая. В данном случае подробно описывается центральноазиатское направление. Ценность данного издания повышается за счет того, что Центральная Азия считается одной из ключевых направлений развития китайского проекта «Пояс и путь». Исходя из этого, можно также получить большой объем оценок и прогнозов от китайских экспертов по дальнейшему развитию этой инициативы.

Предыстория «Желтых книг»

Желтая книга представляет собой аналитический доклад, составленный коллективом наиболее компетентных специалистов по региону. Анализ предыдущих публикаций желтый книги показывает, что китайское руководство посредством данной книги доводит до мирового сообщества ключевые направления своей политики и некоторые месседжи.

Первый доклад из этой серии, содержание которого опубликовано на сайте АОН КНР, датируется 2005 годом и посвящен анализу ситуации в России и ее внешней политики. В тот период доклады еще не назывались желтой книгой. Желтые книги в Китае издаются ежегодно. Однако не каждый год желтая книга посвящается Центральной Азии. Анализ показывает, что в последние годы отдельные желтые книги издавались по таким темам, как Россия, ШОС и Центральная Азия.

Судя по данным со специализированного сайта по Желтым книгам (www.pishu.com), первый полноценный Доклад о развитии ситуации в странах Центральной Азии был опубликован в 2012 году. До этого момента доклады были посвящены более широким темам, включая ситуацию в России.

С 2012 г. Академия общественных наук ежегодно издает отдельную Желтую книгу по Центральной Азии, и каждый год дает подробный анализ и оценки ситуации в пяти республиках региона. Однако стоит отметить, что полный текст докладов невозможно получить из-за ограничения на скачивание.

Исходя из сказанного, «Желтая книга по Центральной Азии 2020» заслуживает тщательного изучения и экспертизы.

Краткий обзор

В текущем году книга состоит из 6 разделов.

  • Общий доклад по теме «Центральная Азия: в поисках новой движущей силы инноваций и сотрудничества».
  • Региональная обстановка
  • Специальные темы по региону
  • Центральная Азия и мир
  • Китай и Центральная Азия
  • Страновые обзоры

В общей сложности доклад состоит из 23 статей, включаю редакторскую. Специальная тема «В поисках новой движущей силы для инноваций и сотрудничества», по мнению авторов, имеет несколько особенностей:

Прежде всего выбранная тема отражает те большие изменения, которые произошли как в самих странах Центральной Азии, так и в политике глобальных и региональных держав по отношению к ЦА. В том числе, авторы отмечают:

– появились новые формы передачи власти, а также появились новые проблемы в процессе политического транзита власти;

– четвертая промышленная революция и ее цифровая экономика стали новой движущей силой развития в странах Центральной Азии;

– мировые державы продолжают вкладывать стратегические ресурсы в Центральную Азию. В этом плане в докладе особое внимание уделяется политике России, США, ЕС, Японии и Индии в Центральной Азии.

Также доклад призывает увеличивать академические исследования по теме Центральной Азии, так как такие исследования могут охватить практически все направления, сформировать дисциплину центральноазиатских исследований в Китае.

Наконец, авторы стремились выделить региональные особенности. Как отмечается в книге, активно интегрируясь в международную систему, государства Центральной Азии в то же время создали много уникальных региональных символов. Так, им присущи:

– три формы структуры власти;

– двойственный смысл праздника «Наурыз» (культурный и политический);

– фрагментация, диверсификация и транснационализация угроз безопасности, которые накладываются друг на друга.

Региональная стабильность

Авторы отмечают, что в 2019 г. странам Центральной Азии в целом удавалось сохранить стабильную тенденцию развития. В то же время, часть проблем все еще остается характерным для государств региона.

Под воздействием общей тенденции замедления мировой экономики в государствах региона усилились экономические риски. В этом плане власти стран региона предпринимают своевременные меры по выработке антикризисных мер.

В то же время афганская проблема продолжает оказывать воздействие на ситуацию с безопасностью в Центральной Азии.

Говоря о нетрадиционных угрозах безопасности Сюй Тао (эксперт КАСМО) пишет, что ситуация с безопасностью в регионе в 2019 г. по сравнению с 2018 г. остается стабильной. Но негативный эффект от таких нетрадиционных факторов безопасности как демография, экология, водные ресурсы и продовольствие, постепенно увеличивается.

Наконец, по оценке китайских экспертов, игра крупных держав в Центральной Азии усиливается, а США остается значимой силой в регионе.

В 2020 г. по оценке авторов, государства региона вступают в год выбор и страны могут столкнуться с испытанием политической стабильности. Механизм С5+1 будет одним из ключевых инструментов для балансирования отношений между глобальными игроками.

Говоря о региональной интеграции, китайские эксперты сомневаются, что в Центральной Азии страны могут прийти к какому-то прорыву.

Про Казахстан

В разделе специальные региональные темы авторы посвятили сразу две статьи Казахстану. В статье «Токаевская концепция управления государством: преемственность и подрегулирование» (托卡耶夫总统治国理念:继承与微调) эксперт Исследовательского центра при Госсовете отмечает, что Казахстан входит в исторический период и многое будет зависеть от умения президента Токаева выстроить политический курс, который будет постепенно трансформироваться, подстраиваясь под реалии сегодняшнего дня, сохраняя при этом преемственность политике первого президента Казахстана Н.Назарбаева.

Редактор китайского информационного агентства Чжунсиньшэ Вэн Лунцзие пишет о том, что после избрания на пост президента Токаев получил лишь скипетр, а реальная власть все еще оставалась в руках первого президента Назарбаева. Но такая формула власти привела к проблемам. Так, мнения первого и второго президента стали расходиться по кадровому вопросу. Эксперт отмечает, что подобная ситуация может быть разрешена только после того, как скипетр власти и реальная власть окажутся в один руках.

В целом налицо качественное изменение содержания Желтой книги по Центральной Азии, что во многом осуществилось благодаря более детальному изучению Центральной Азии со стороны китайских фабрик мысли, так и более свободному выражению своих мыслей со стороны самих китайских экспертов. Очередное издание Желтой книги еще раз демонстрирует уровень и глубину знаний китайского экспертного сообщества и политического руководства ситуации в Центральной Азии. 

0 комментариев
Архив