Иран отвечает на санкции свободными экономическими зонами
Иран отвечает на санкции свободными экономическими зонами
6 лет назад 1416

Иранское правительство хочет решить проблему неравномерного экономического развития, особенно в приграничных регионах, с помощью дополнительных свободных зон. Для этой цели еще в 2016 г. в парламент Ирана был внесен законопроект, предусматривающий создание восьми новых индустриальных свободных зон и 12 особых экономических зон (ОЭЗ). 

В начале августа экономическая комиссия парламента увеличила количество ОЭЗ до 69, а 29 августа текст законопроекта был одобрен законодателями. По мнению экспертов, документ может фундаментально изменить геоэкономическую карту Исламской Республики.

Если инициатива будет реализована, то в Иране появятся следующие свободные зоны: Инче Бурун (в сочетании с Северо-Южным транспортным коридором позволит расширить торговлю с Центральной Азией), Ардебиль (экспорт в Азербайджан), Бане-Мариван (экономические отношения с курдским регионом Ирака и Турцией), Бушер (торговля с Катаром и развитие нефтехимической промышленности), Джаск (нефтегазовый сектор), Мехран (энергетический сектор и торговля с Ираком), Систан (экономические отношения с Афганистаном и Центральной Азией). 

Кроме того, закон позволит создать несколько дополнительных ОЭЗ в других иранских провинциях, пишет в Al Monitor профессор Университета имени Шахида Бехешти в Тегеране Мохсен Шариатиниа.

Следует отметить, что законопроект вызвал жаркие споры по поводу целесообразности свободных зон, особенно если оценивать опыт уже существующих экономических зон. Остров Киш в Персидском заливе в 1979 г. стал первой свободной зоной Ирана; затем количество свободных индустриальных зон (особенно после окончания "холодной войны") увеличилось до восьми, а количество ОЭЗ - до 26.

Критики утверждают, что свободные зоны не смогли добиться поставленных перед ними целей, включая увеличение занятости, привлечение иностранных технологий и капитала, увеличение экспорта и повышение уровня жизни местного населения. Неудачи, как правило, объясняются такими проблемами, как отсутствие надлежащей инфраструктуры, излишний масштаб (в Иране находится крупнейшая в мире свободная зона размером в 500 тыс. га), слабое управление и отсутствие четкой координации с различными органами, в первую очередь с таможенной службой.

Критики также указывают на то, что свободные зоны создали такие проблемы, как контрабанда, излишние государственные расходы, уклонение от уплаты налогов, подставные компании и рост социального неравенства.

Но самое главное - администрация Хасана Роухани до сих пор не решила вопрос финансирования строительства необходимой для свободных зон инфраструктуры. Предусмотренные законопроектом расходы оцениваются в 47 трлн риалов ($1,12 млрд), и не совсем ясно, откуда поступят деньги. Это означает, что предлагаемые свободные зоны не появятся до тех пор, пока не будет обеспечено финансирование и не появится соответствующая инфраструктура.

Совершенно очевидно, что со введением американских санкций и потерей правительством большой части своих доходов, найти деньги будет не просто.

По мнению экспертов, заинтересованность властей в свободных зонах объясняется не только экономическими, но стратегическими причинами. Современный Иран - наследник одной из старейших и самых устойчивых восточных империй. В Персии всегда существовал баланс центр-периферия. Однако в прошлом веке неравномерное экономическое развитие породило дисбаланс между центром и периферией, характеризующийся неравномерным распределением населения, промышленности и экономического благополучия.

Тегеран - пример самого большого дисбаланса: 20% промышленности Ирана находится в столичном регионе. За исключением нефтяной сектора, все основные сегменты иранской экономики представлены в окрестностях Тегерана или самом городе. Или взять провинции Исфахан и Голестан: в первой расположено более 9 тыс. промышленных предприятий, а во второй - всего 905.

Неравномерное экономическое развитие в сочетании с изменением климата привело к демографическому дисбалансу и массовой миграции с периферии в центр. Как итог, 16% населения Ирана сегодня живет в Тегеране, который занимает лишь 1% территории страны. В то же время на южном побережье Ирана, от Хоррамшара (на границе с Ираком) до Гаватера (на границе с Пакистаном), проживает менее 2% населения. Эти изменения сопровождаются ростом социальных проблем: около 20% иранцев живет в трущобах городов.

Создавая новые свободные зоны, администрация и парламент пытаются связать эти зоны с экономиками соседних стран и снизить зависимость регионов от государственного финансирования. Однако успех свободных зон будет во многом зависеть от макроэкономической политики страны, будущих отношений Тегерана с соседями, а также места Исламской Республики в мировой экономике.

0 комментариев
Архив