COVID-19: Ученые предложили новый способ борьбы с коронавирусом
3 года назад 4120

В Австралии ученые обнаружили, что организм альпаки способен естественным путем вырабатывать антитела к человеческим коронавирусам. Открытие может помочь создать новое лекарство от СOVID-19. Об этом сообщается на сайте австралийского Института медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл, передает Tengrinews.kz

Группе альпак в региональной Виктории во время доклинических испытаний ввели синтетическую, неинфекционную часть "шипового" белка SARS-CoV-2 - вируса, вызывающего коронавирус. Этот белок не заразен, однако провоцирует появление антител.

Нанотела, представляющие собой крошечные иммунные белки, могут стать альтернативой традиционным методам лечения COVID-19 антителами.

Ученые установили, что в организме альпаки формируются крошечные иммунные белки, которые блокируют человеческие коронавирусы. При этом речь идет не только о вирусе SARS-CoV-2, но и о его более раннем варианте - SARS-CoV.

Вирусолог рассказал, что будет с COVID-19 после того, как он оставит людей в покое

Врач-иммунолог Владислав Жемчугов рассказал, что коронавирус станет сезонным недугом и перейдет от людей к животным только после достижения иммунитета у 70% населения планеты, сообщает zakon.kz.

В интервью URA.RU он объяснил, что инфекция окажется новой природноочаговой. Жемчугов ожидает, что COVID-19 впоследствии подберет для себя хозяина в виде определенного представителя фауны, но сохранит возможность вернуться к человеку после мутации.

Но, чтобы это произошло, иммунитет к болезни должно иметь по меньшей мере 70% человечества, а мы от этой цифры еще пока очень далеки, отметил вирусолог Сергей Нетесов. В мире едва наберется два десятка стран, где показатель привитых превышает хотя бы 25%. Понадобится еще много месяцев для того, чтобы мир дошел до сколько-нибудь серьезных цифр.

Как коронавирусы заставляют клетку работать на них

Вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2 усиливают синтез собственных белков, одновременно не давая клетке синтезировать собственные белки.

Любой вирус живёт за счёт клетки, в которой поселился. Клетка синтезирует вирусные белки за счёт своей же, клеточной, энергии. Но у клетки есть свои интересы, и вирусу нужно приложить особые усилия, чтобы заставить её о них забыть. Что это значит с молекулярной точки зрения?

Как мы знаем, любая генетическая информация, прежде чем превратиться в белок, копируется с ДНК в РНК. Затем на РНК садятся крупные очень большие и очень сложные молекулярные комплексы (рибосомы со вспомогательными белками) и собирают на РНК белковую цепь – в соответствии с генетическим текстом, скопированным из гена в РНК. В клетке постоянно плавает огромное количество самых разных РНК.

И вот в клетку проникает вирус. Пусть вирусных частиц будет много – всё равно клеточные рибосомы так просто не начнут синтезировать белки вируса. То есть вирусу нужен какой-то трюк, чтобы привлечь белок-синтезирущий аппарат к себе.

Разные вирусы решают эту задачу по-разному. Как её решают два коронавируса, SARS-CoV и SARS-CoV-2, описывают в статье в EMBO Journal сотрудники Мюнхенского университета и Университета Любека. (SARS-CoV-2 стал причиной нынешней эпидемии, а SARS-CoV вызвал вспышку атипичной пневмонии в первой половине 2000-х.)

У обоих коронавирусов есть пара похожих белков, которые называются SUD-белки (от аббревиатуры SUD – SARS-unique domain, которая обозначает особый участок в их геноме, специфичный для этих вирусов). Белки SUD взаимодействуют с человеческим белком Paip-1, который участвует в белковом синтезе. Если говорить в общих чертах, Paip-1 соединяет начало и хвост РНК, и белок-синтезирующая машина, дойдя до конца РНК, легко перескакивает на начало той же самой РНК и начинает синтезировать новую копию белка.

Вирусные белки SUD усиливают этот эффект. Чем лучше и прочнее закольцована РНК, тем лучше идёт синтез белков. Но если бы белки SUD работали сами по себе, они бы усиливали синтез вообще всех белков на любых РНК, и на клеточных, и на вирусных. Поэтому у коронавирусов есть ещё один специальный белок, который целенаправленно разрушает именно клеточные РНК. Без клеточных РНК белок-синтезирующему аппарату ничего не остаётся, как пересесть на вирусную РНК, и работать он на ней будет особенно активно – благодаря вирусному же белку-стимулятору.

Авторы работы подчёркивают, что весь этот механизм работает только у двух коронавирусов – SARS-CoV и SARS-CoV-2. Ни у вируса ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV), ни у простых простудных коронавирусов SUD-белков нет. Возможно, стоило бы подумать о каком-нибудь лекарстве, которое действовало бы на белки SUD и на белок, разрушающий клеточную РНК – такое лекарство усложняло бы жизнь SARS-CoV и SARS-CoV-2 и помогало бы клетке пережить инфекцию.

Вредно ли носить медицинскую маску в жару

Ношение защитной маски в жару не может существенно нарушить теплообмен и привести к тепловому удару, сообщает zakon.kz со ссылкой на РИА Новости

Не нужно бояться получить тепловой удар из-за применения средств индивидуальной защиты. Существенно нарушить теплообмен маска не может», – рассказали в пресс-службе Роспотребнадзора.

Накануне лета следует выбирать маску из легкой ткани, следить, чтобы маска подходила по размеру и форме и вовремя их менять.

В жару маски быстрее становятся влажными и теряют свою эффективность. При этом летом стоит отказаться от масок темного цвета, а также оставлять открытыми другие участки тела и носить легкие головные уборы для обеспечения нормального теплообмена

Что делать, если антитела не выработались после прививки?

Если после прививки от коронавирусной инфекции у человека не выработались антитела, то через три недели можно сделать другую вакцину. Об этом на брифинге СЦК сообщила заместитель директора по клинической и научной работе Национального научного центра фтизиопульмонологии Минздрава РК Ляззат Ералиева, передает корреспондент zakon.kz.

Данных, у скольких людей не выработались антитела, нет. С международными экспертами я разговаривала, они сказали, что, если на самом деле подтвердилось в двух лабораториях, что антитела не выработались, надо исключить иммунодефицитное состояние у человека. Если подтвердится, то через три недели можно сделать другую вакцину, - сказала Ералиева.

В то же время заместитель директора филиала Научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга НЦОЗ Минздрава РК Манар Смагул рассказала о количестве привитых от коронавирусной инфекции среди хронических больных и граждан старше 60 лет.

Среди привитых первым компонентом лица с хроническими заболеваниями составляют 32 314 человек, полный курс вакцинации среди данных лиц с хроническими заболеваниями завершили 8 397 человек. Начали курс иммунизации более 121 тысячи лиц старше 60 лет и завершили 8 тысяч человек. Серьезных неблагоприятных проявлений после иммунизации сегодня не зарегистрировано. Вместе с тем у 0,4% лиц, получивших вакцинацию, зарегистрированы ожидаемые реакции - местные реакции, общие реакции в виде температуры, кратковременного подъема артериального давления, покраснение, болезненность на месте инъекции, - заключила она.
Коронавирус прячется от антител

Как и всякий вирус, SARS-CoV-2 старается обойти иммунные ловушки. Одно из самых мощных средств иммунной защиты – это антитела, и как раз против антител SARS-CoV-2 использует одну молекулу, которую находит в нашем собственном организме. Речь о биливердине, продукте распада гемоглобина. Биливердин образуется в селезёнке, костном мозге, в иммунных клетках – макрофагах, в кишечнике.

Сотрудники Института Френсиса Крика обнаружили, что биливердин прочно связывается с S-белком нового коронавируса. Про S-белок знают уже, кажется, все: он сидит на поверхности вирусной частицы вируса и помогает ему проникнуть в клетку; поскольку S-белок при этом очень хорошо торчит из вирусной оболочки, он представляет собой удобную мишень для антител. Большинство вакцин против SARS-CoV-2 созданы так, чтобы научить иммунитет распознавать S-белок.

Но если на S-белок сядет биливердин, антитела начнут его хуже хватать. В статье в Science Advances говорится, что биливердин на 30–50% подавляет связывание антител с S-белком. Дело не в том, что биливердин сплошь покрывает белковую молекулу – он очень невелик и присоединяется лишь к небольшому участку на S-белке. Но когда он садится на этот участок, он фиксирует определённую пространственную структуру S-белка, так что некоторые участки белковой молекулы становятся недоступны для связывания антителами. Биливердин, напомним, это обычный продукт метаболизма, так что можно сказать, что коронавирус прячется от антител с нашей же помощью

Даже против одного и того же белка наш иммунитет способен создать одновременно несколько разновидностей антител – они просто будут хватать белок за разные места. Но если некоторые из антител вдруг оказываются бесполезными, это ослабляет иммунную атаку на вирус, пусть даже все остальные антитела продолжают работать. Вероятно, если понизить уровень биливердина в крови, иммунитет сможет быстрее победить вирус, не давая болезни затянуться.

В ВОЗ предупредили о способности привитых передавать коронавирус через руки

Вакцинированный человек способен заражать окружающих коронавирусом через грязные руки. Об этом предупредила представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович, сообщает ТАСС.

По ее словам, инфекция может некоторое время жить у привитого в носу и на руках, поэтому важно соблюдать правила гигиены, использовать дезинфицирующие средства, очищать нос салфетками, промывать участки соприкосновения после кашля и чихания.

«Он [вирус] может далее не размножаться, но все же есть небольшой период времени, когда ваши руки могут быть "заражены" и вирус может передаться кому-то другому, даже если человек вакцинирован», — пояснила Вуйнович.

Ранее российские вирусологи полностью исключили возможность человека заразить других коронавирусом из-за прививки. Это связано с тем, что помещенные в вакцину фрагменты вируса не могут размножаться. При этом вакцинированный может заболеть COVID-19, но болезнь не будет протекать в тяжелой форме.

Ученые объяснили, почему коронавирус быстро размножается в организме

Ученые открыли уникальный молекулярный механизм, которые используют для размножения в инфицированных клетках вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2 и не используют другие коронавирусы. По мнению авторов, именно этим объясняется высокая патогенность вирусов SARS. Результаты исследования опубликованы в журнале EMBO Journal, передает РИА Новости.

Коронавирусы, вызывающие безобидную простуду у людей, открыли более 50 лет назад, но SARS-CoV, появившийся в 2002 году, стал первым коронавирусом, провоцирующим тяжелую пневмонию. Вирус SARS-CoV-2 оказался еще более агрессивным. Сравнив геномы РНК простых коронавирусов человека и вирусов семейства SARS, ученые обнаружили в геноме последних особую область, которую они назвали "уникальным доменом SARS" (SUD).

Немецкие вирусологи из Университетов Любека и Людвига-Максимилиана в Мюнхене вместе с коллегами из Китая и Швейцарии установили, что именно эта область генома и ее белковые продукты ответственны за необычайную патогенность вируса SARS-CoV-2, вызывающего заболевание COVID-19.

Авторы выяснили, что в инфицированных клетках белки SUD взаимодействуют с человеческим белком Paip-1, образуя комплекс, который затем участвует в синтезе вирусных белков. Вместе с Paip-1 и другими белками в клетках человека, SUD связывается с рибосомами — молекулярными машинами, отвечающими за синтез белка в клетках. Это приводит к усилению продукции всех видов белков — как белков клетки-хозяина, так и белков вируса.

Однако в клетках, инфицированных коронавирусом, молекулы информационной РНК, кодирующие белки-хозяева, избирательно разрушаются вирусным белком Nsp1. В результате этого сложного процесса инфицированная клетка производит преимущественно вирусные белки. Таким образом коронавирус, по сути, перепрограммирует белки клеток-хозяев и заставляет их работать на себя. Это многократно усиливает репликацию — процесс образования новых копий вируса.

"Изучение такого рода взаимодействий между белками коронавируса и белками инфицированной клетки человека помогает нам понять, как вирусы изменяют ключевые функции клетки в свою пользу", — приводятся в пресс-релизе Университета Людвига-Максимилиана слова руководителя исследования доктора Альбрехта фон Брюнна (Albrecht von Brunn), сотрудника Немецкого центра инфекционных исследований в Мюнхене.

Исследователи из лаборатории Альбрехта фон Брунна открыли взаимодействие между белками SUD и Paip-1, а ученые из Университета Любека под руководством Рольфа Хильгенфельда (Rolf Hilgenfeld) построили трехмерную модель белка SUD. Затем, объединившись, авторы воссоздали кристаллическую структуру комплекса, образованного SUD и Paip-1, и изучили ее с помощью метода рентгеновской кристаллографии.

Врач предупредила, что коронавирус может навсегда изуродовать кожу

Заведующая кафедрой кожных и венерических болезней имени Рахманова Сеченовского университета Ольга Олисова рассказала, что у некоторых пациентов, перенесших COVID-19, появляются проблемы с кожей, в том числе и хронические и даже угрожающие жизни, сообщает zakon.kz.

В беседе с АГН "Москва" специалист сообщила, что в настоящий момент под наблюдением специалистов кафедры находятся два довольно сложных пациента, которые ранее перенесли COVID-19. Один из них столкнулся с опоясывающим герпесом (заболевание манифестировало именно из-за коронавируса), а у второго больного врачи диагностировали еще более опасную болезнь — пузырчатку. Если ее не лечить, человек может умереть.

Олисова уточнила, что обычно во время или после COVID-19 у зараженных появляется неспецифическая сыпь. С такой проблемой сталкиваются немногие, чаще у больных не возникает кожных реакций.

Она отметила, что таких пациентов немного, большинство переболевших COVID-19 не сталкиваются с кожными заболеваниями.

Ученые объяснили причину повторного заболевания COVID-19

Ученые обнаружили природные соединения в организме человека, которые, связываясь с коронавирусом, делают его невосприимчивым к антителам. По мнению авторов, это объясняет, почему переболевшие COVID-19, даже при наличии у них высокого уровня антител, могут заразиться повторно. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Британские исследователи из Института Фрэнсиса Крика, Имперского колледжа Лондона, Королевского колледжа Лондона и Университетского колледжа Лондона в сотрудничестве с коллегами из Италии и Нидерландов установили, что природные соединения, входящие в состав гемопротеинов — биливердин и билирубин — подавляют связывание антител со спайковым белком коронавируса.

Началось все с того, что биологи из Института Фрэнсиса Крика, участвовавшие в разработке тестов на антитела, обнаружили, что спайковый белок SARS-CoV-2 прочно связывается с биливердином — веществом, которая придает этим белкам необычный зеленый цвет.

Затем, используя сыворотки крови людей, ранее переболевших COVID-19, авторы установили, что биливердин на 30-50 процентов подавляет соединение человеческих антител со спайковым белком, делая их неэффективными при нейтрализации вируса. Учитывая то, что биливердин использует для связывания лишь маленький участок на поверхности вируса, такое сильное снижение эффективности антител стало для исследователей неожиданностью.

Чтобы выяснить действующий молекулярный механизм, авторы подробно изучили взаимодействия между спайковым белком, антителами и биливердином с помощью методов криоэлектронной микроскопии и рентгеновской кристаллографии.

Они обнаружили, что биливердин прикрепляется к N-концевому домену шипа и стабилизирует его так, что шип не может раскрыться. По словам ученых, это означает, что некоторые антитела не смогут получить доступ к своим сайтам-мишеням, связываться с вирусом и нейтрализовать его.

"В первые месяцы пандемии мы были чрезвычайно заняты производством вирусных антигенов для тестов SARS-CoV-2. Это была гонка, поскольку эти тесты были срочно необходимы. Когда мы наконец нашли время изучить наши зеленые белки, мы ожидали получить какой-то обыденный ответ. Вместо этого мы были удивлены, обнаружив новый трюк, который использует вирус, чтобы избежать распознавания антителами", — приводятся в пресс-релизе Института Фрэнсиса Крика слова руководителя исследования Петра Черепанова, руководителя лаборатории структуры хроматина и мобильной ДНК института.

Интересно то, что уровни биливердина и другого, обладающего тем же действием соединения, билирубина, в крови и тканях повышаются по мере формирования иммунного ответа на инфицирование вирусом SARS-CoV-2.

"А чем больше этих молекул, тем больше у вируса возможностей спрятаться от антител. Это действительно поразительный процесс, поскольку вирус извлекает выгоду из побочного эффекта уже нанесенного им ущерба", — говорит первый автор статьи Аннакьяра Роса (Annachiara Rosa), научный сотрудник лаборатории Петра Черепанова.

Исследователи планируют продолжить работу по изучению взаимодействий биливердина и других метаболитов гема с вирусом SARS-CoV-2, а также найти возможность взлома их сайта связывания со спайковым белком для разработки потенциально новых способов борьбы с COVID-19.

Врачи назвали неожиданное последствие коронавируса

Медики из Франции предупредили, что коронавирус может стать причиной развития заболеваний щитовидной железы, причем как воспалительного, так и аутоимунного характера. О неожиданном последствии COVID-19 сообщают «Известия» со ссылкой на исследование специалистов Отделения эндокринологии и метаболических заболеваний госпиталя CHU-Larrey.

Отмечается, что внелегочные проявления коронавирусной инфекции могут включать эндокринные формы, включая заболевания поджелудочной железы, гипофиза, гонад и щитовидки.

Так, ученые сообщили о значительной частоте подострого или хронического тиреоидита (воспалительное поражение щитовидной железы различного характера), болезни Хашимото (хроническое воспалительное заболевание щитовидной железы аутоиммунного генеза) и других эндокринных патологий у пациентов с COVID-19.

Ранее ученые назвали причины повторного заражения коронавирусом, выявив невосприимчивость COVID-19 к антителам. Это происходит из-за природных соединений в организме человека, которые связываются с вирусом. Британские исследователи из Института Фрэнсиса Крика, Имперского колледжа Лондона, Королевского колледжа Лондона и Университетского колледжа Лондона совместно со специалистами из Италии и Нидерландов обнаружили, что в состав гемопротеинов — биливердин и билирубин — входят природные соединения, которые подавляют связывание антител со спайковым белком коронавируса. Авторы исследования установили, что биливердин на 30-50 процентов подавляет соединение человеческих антител со спайковым белком. В результате они становятся неэффективны в борьбе против коронавируса.

Что такое коллективный иммунитет и как он работает
Политики, представители здравоохранения, ведущие телепередач и Youtube-каналов часто говорят о коллективном иммунитете как о возможном способе сдержать распространение COVID-19. Мы расскажем, что же такое коллективный иммунитет и как он работает.

В 1923 году бактериологи Университета Манчестера придумали термин «коллективный иммунитет». Он использовался в отношении группы мышей, ставшей полностью невосприимчивой к болезни после того, как часть из них была вакцинирована. Ученые подчеркнули, что необходимы дальнейшие исследования по этому вопросу, но основная идея коллективного иммунитета заключалась в том, что сообщество достигнет полной невосприимчивости к инфекции, если у большей его части будет иммунитет.

Для выяснения того, сколько людей должно обладать иммунитетом, чтобы болезнь перестала распространяться внутри сообщества, нужно определить индекс репродукции патогена (R0). R0 – переменная, показывающее среднее количество людей, которым передаст болезнь один зараженный в условиях отсутствия мер защиты и иммунитета.

К примеру, у одной из самых заразных болезней – кори – показатель R0 колеблется между 15 и 18. Это значит, что один больной с корью может заразить сразу 15-18 человек. R0 у COIVD-19 равен, примерно, трем, но сильно разнится в зависимости от страны.

Заболевания даже с низким значение R0 всегда могут выйти из-под контроля. Например, если R0 будет равен двум, то каждый случай заболевания приведет к двум новым, а два новых – к четырем и так далее. Поэтому коллективный иммунитет – это доведение R0 заболевания до единицы и ниже. После выздоровления или вакцинации человек приобретет естественный иммунитет, а значит, что один случай заражения будет затрагивать все меньше и меньше людей в одной популяции.

Два способа развития коллективного иммунитета

Самый надежный способ добиться коллективного иммунитета – массовая вакцинация. В настоящее время можно заразиться ветряной оспой или корью, но большинство людей в России и во многих других стран сделали вакцины от этих болезней, и теперь отдельным случаям нелегко перерасти в пандемию.

Коллективный иммунитет также может возникнуть, когда многие люди уже заразились, «переболели» и теперь обладают антителами, делающими их невосприимчивыми к повторному заражению. Но этот метод менее надежен.

Дело в том, что он работает только в замкнутых сообществах, в которые не прибывают новые «непереболевшие» люди. Даже полностью изолированные сообщества не защищены от этого риска, так как дети рождаются без иммунитета.

Коллективный иммунитет после выздоровления работает только, если большая часть населения «переболеет».