В ходе исследования обнаружилось, что мутация коронавируса, получившая название D614G, стала «доминирующим» штаммом в некоторых частях света — в Малайзии и на Филиппинах.

Работая над созданием вакцин против COVID-19, органы здравоохранения Малайзии и Филиппин обнаружили штамм нового коронавируса, который, как предупреждают эксперты, может оказаться более заразным.

В то время как в некоторых частях Азии начинаются вторые волны эпидемии, вызванной новым коронавирусом, Малайзии удалось этого избежать. Глава здравоохранения страны Нур Хишам Абдулла сообщил, что Институт медицинских исследований в Куала-Лумпуре обнаружил новую мутацию вируса SARS-CoV-2 у четырех пациентов. Три случая заражения произошли в северо-западном штате Кедах, а один — в южном городе Улу-Тирам.

Новый штамм вируса «в 10 раз заразнее» и разрабатываемые вакцины, а также проходящие испытания, могут оказаться неэффективными при лечении новой мутации, заявил Хишам Абдулла.

Мутировавший штамм был также обнаружен на Филиппинах, где сейчас наблюдается самая сильная во всей Юго-Восточной Азии вспышка COVID-19. По состоянию на понедельник, 17 августа 2020 года, в стране зарегистрировано более 161 000 подтвержденных случаев заболевания и 2665 смертей.

По словам исследователя Натана Грубо из Йельского университета, пока нет доказательств того, что мутация D614G приведет к более повальному заражению COVID-19.

Коронавирус мутирует: пять из шести подтипов теперь более заразны

Новая модель машинного обучения, разработанная исследователями из Университета штата Мичиган, предполагает, что мутации в геноме SARS-CoV-2 сделали вирус более заразным. Результаты исследования опубликованы на сервере препринтов ArXiv.

Модель, разработанная ведущим исследователем Гуовей Вэй, профессором кафедры математики, биохимии и молекулярной биологии, проанализировала генотипирование SARS-CoV-2 из более чем 20 000 образцов вирусного генома. Исследователи также изучили мутации белка шипа — белка, который в первую очередь отвечает за распространение инфекции — и обнаружили, что пять из шести известных подтипов вируса теперь более заразны.

Как и в случае с любым вирусом, многие мутации в конечном итоге являются доброкачественными, что практически не представляет риска для инфицированных пациентов. Некоторые мутации даже снижают заразность. Но некоторые из них приводят к тому, что вирус становится более заразным.

Вэй и его команда в течение нескольких месяцев изучали и анализировали паттерны и места мутаций, отслеживая изменения по сравнению с официальным образцом вирусного генома, полученным в январе.

Знание об инфекционности SARS-CoV-2 является жизненно важным фактором для превентивных мер против COVID-19 и восстановления мировой экономики. Ключевой вопрос заключается в том, каковы последствия этих мутаций для передачи, диагностики, профилактики и лечения COVID-19.

Гуовей Вэй, профессор кафедры математики, биохимии и молекулярной биологии

Вирусная инфекция возникает, когда спайковый белок взаимодействует с рецептором клетки-хозяина человека, ангиотензин-превращающим ферментом 2, сокращенно ACE2. Что касается ACE2, ученых беспокоит концепция, известная как аффинность связывания или сила связывающего взаимодействия между белком-спайком и рецептором хозяина на начальной стадии инфекции.

Инфекционность вируса увеличивается, если повышается аффинность связывания. В настоящее время обнаружено более 50 мутаций, а также интерфейс связывания на рецептор-связывающем домене шипованных белков — сокращенно RBD, который имеет 194 возможных сайта мутации, объясняет исследователь.

Модель машинного обучения Вэя, продвинутая нейронная сеть, проанализировала более 8 000 записей о взаимодействии белков, чтобы определить влияние текущих известных мутаций на аффинность связывания белка шипа SARS-CoV-2. Результат, который предполагал повышенную аффинность связывания у пяти из шести известных подтипов, показал, что инфекционность могла увеличиться в результате мутаций.

Обеспокоенные возможностью дальнейшей мутации, Вэй и его команда обратились к своей модели будущего.

Чрезвычайно важно знать, станут ли будущие подтипы SARS-CoV-2 представлять неминуемую опасность для здоровья населения. С этой целью мы провели систематический скрининг всех возможных 3 686 будущих мутаций на 194 сайтах возможных мутаций вдоль RBD.

Гуовей Вэй, профессор кафедры математики, биохимии и молекулярной биологии

Модель Вей предсказывает, что множественные остатки в мотиве связывания рецептора — компоненте области RBD — имеют высокие шансы мутировать в более инфекционные штаммы COVID-19.

Он предупреждает, что, хотя прогнозы, основанные на искусственном интеллекте, согласуются с доступными экспериментальными данными, необходимы дальнейшие исследования, чтобы полностью понять влияние мутаций на инфекционность COVID-19.

В рамках своего исследования Вэй и его команда также прогнозируют, что новый коронавирус, распространяющийся по всему миру, немного более заразен, чем оригинальный вирус SARS, обнаруженный в 2003 году.

Вэй заявил, что результаты совпадают с результатами другого эксперимента, недавно опубликованного учеными из Исследовательского института Скриппса во Флориде. В этом исследовании изучались спайковые мутации белков в лабораторных условиях, а также было обнаружено, что вирус мутирует таким образом, что его заразность увеличивается.

Врач назвала неочевидную группу риска при эпидемии коронавируса

Неочевидной группой риска во время эпидемии коронавируса можно назвать людей с заболеваниями почек. Об этом радиостанции «Говорит Москва» сообщила Заведующая нефрологическим отделением городской клинической больницы № 52, врач-нефролог Людмила Артюхина.

По ее словам, пациенты с почечной недостаточностью, с трансплантацией почки или любыми ее заболеваниями находятся в «серьезнейшей» группе риска по осложненному течению COVID-19. «Заболевание протекает в этой группе тяжело, часто оставляет какие-то нежелательные последствия после себя», — сказала она.

Врач добавила, что предполагаемые осложнения от заражения для этих граждан будут опаснее, чем возможные побочные эффекты от прививки.

Первая в мире вакцина от коронавируса под названием «Спутник V», созданная специалистами центра имени Гамалеи, зарегистрирована в России и поступила в производство. Первыми будут привиты медики и россияне из групп риск. Массовая вакцинация населения, предположительно, начнется ближе к середине сентября.

ВОЗ назвала фактор, влияющий на смертность от COVID-19

Появляется все больше свидетельств того, что загрязнение воздуха повышает риск летального исхода при заболевании легких вследствие COVID-19, в связи с этим существует острая необходимость удвоить усилия по борьбе с данной проблемой, заявила в интервью РИА Новости директор департамента ВОЗ по окружающей среде, климату и здравоохранению доктор Мария Нейра.

На прошлой неделе Национальная статистическая служба Великобритании опубликовала исследование, согласно которому риск смерти пациента от коронавируса при длительном воздействии загрязнения воздуха может быть выше на 7%, ранее похожие статьи появились в ряде стран.

Нейра отметила, что в последнее время появляется все больше исследований, изучающих данную взаимосвязь, некоторые из которых пока не получили экспертной оценки. Однако не приходится сомневаться в том, что загрязнение воздуха, которое ежегодно приводит к 7 миллионам преждевременных смертей, оказывает негативное влияние на легкие и мешает работе защитных организмов, подчеркнула Нейра. Она отметила, что это ускоряет течение хронических заболеваний легких и может сказаться на степени серьезности формы заболевания COVID-19.

"Очевидно, что если ваши легкие, которые являются основными входными воротами SARS-CoV-2, уже повреждены и уязвимы, увеличивается риск развития болезни в более тяжелой форме, так как у вас меньше защиты. И в то же время можно также отметить, что загрязнение воздуха - фактор риска при любом вирусном респираторном заболевании", - заявила представитель ВОЗ.

Нейра отметила, что вопрос влияния загрязнения воздуха на смертность от коронавируса нуждается в дальнейшем изучении, и сообщила, что ВОЗ занимается систематизацией существующих исследований.

Она подчеркнула, что необходимо стремиться к устранению причин загрязнения воздуха. Нейра отметила, что у карантинных мер, введенных в ряде стран из-за распространения COVID-19, оказался непредвиденный "положительный побочный эффект": качество воздуха даже в некоторых очень загрязненных городах значительно улучшилось за крайне непродолжительный период времени.