Биологи обнаружили микробов, замедляющих глобальное потепление
3 года назад 1128

Мириады населяющих морские осадочные отложения бактерий оказались способны выделять молекулы, которые стимулируют рост облаков и охлаждение климата.

Узнаваемый запах моря частично связан с присутствием диметилсульфида (ДМС) — важного элемента метаболизма многих жителей планктона. Эти молекулы образуются при разложении диметилсульфонопропионата (ДМСФ), с помощью которого морские организмы регулируют осмотическое давление внутри своих клеток. Слабый запах ДМС сопровождает скопления планктона, привлекая к нему животных.

На воздухе ДМС быстро окисляется до небольших, содержащих серу молекул, а те — благодаря волнам и ветру — легко переходят в аэрозоль. Их мелкие частички служат центрами конденсации, усиливая образование облаков и способствуя понижению температуры. Впрочем, авторы новой статьи, опубликованной в журнале Nature Microbiology, считают, что мы сильно недооцениваем влияние этой «полезной» молекулы на климат Земли.

Считается, что производителями ДМСФ и ДМС выступают лишь планктонные водоросли, выдающие около 6,6 миллиарда тонн в год. Однако Джонатан Тодд (Jonathan Todd) и его коллеги обнаружили, что источниками ДМС могут служить и бактерии, живущие в прибрежных и придонных осадочных породах. Действительно, в проанализированных учеными пробах содержание ДМСФ оказалось в тысячи раз выше, чем в морской воде.

По их оценкам, каждый грамм такой придонной «грязи» может содержать сотни миллионов производящих ДМСФ бактерий. Это означает, что существующие подсчеты глобального оборота ДМСФ и ДМС сильно — возможно, на порядки — занижены, а с ними приуменьшено влияние, которое оказывают они на климат.

Бактерии помогают растениям качать воду

Микробы-симбионты заставляют активнее работать ионные насосы в корнях.

Почвенная бактерия, сидящая на корне растения. (Фото: Pacific Northwest National Laboratory - PNNL / Flickr.com

Почвенные микробы помогают растениям усваивать питательные вещества и приспосабливаться к возможным неблагоприятным условиям. Исследователи из Туринского университета вместе с коллегами из Университета Милана и Научно-технологического университета имени короля Абдаллы описывают в статье в Environmental Microbiology, что именно делают бактерии, помогая растениям выжить в засуху.

Есть несколько механизмов, которые двигают воду от корней к листьям. С одной стороны, это транспирация, то есть испарение воды самими листьями: испаряя воду, растение подтягивает ее снизу. С другой стороны, у самих корней есть специальные механизмы, которые заставляют воду входить в корневые клетки.

В растительных клетках есть внутренние обширные полости-вакуоли, заполненные клеточным соком. В мембране, которая ограждает вакуоль, сидят разные белки, обеспечивающие транспорт тех или иных молекул из цитоплазмы в вакуоль и обратно. Одни из таких белков – это протонные насосы: они закачивают в вакуоль протоны, то есть ионы водорода. По мере того, как их концентрация в вакуоли растет, в нее начинает поступать вода из цитоплазмы, а в саму цитоплазму – из внешней среды.

Авторы работы экспериментировали со стручковым перцем, который очень чувствителен к засухе, и двумя видами бактерий, Bacillus subtilis и Paenibacillus illinoinensis, которые живут прямо в растительных тканях и стимулируют рост растения.

Перец растили либо в нормальных условиях, либо ограничивая его в воде. Если перцу не хватало воды, он рос плохо, но если ему в засуху давали бактерии, он активнее фотосинтезировал и его корни лучше развивались. Оказалось, что благодаря бактериям у перца в корнях сильнее работали протонные насосы, которые помогают закачивать воду в вакуоли.

Значит, если мы хотим увеличить засухоустойчивость какого-нибудь растения, то мы можем обойтись без генетических модификаций, по крайней мере, в некоторых случаях – достаточно узнать, какие бактерии помогают растению качать воду, и дать ему их.

Как бактерий научили делать электрические провода
Ученые Управления военно-морских исследований США (Office of Naval Research) использовали генетически модифицированные почвенные бактерии для создания сверхтонких электрических проводов.

Как бактерий научили делать электрические провода
Dr. Derek Lovley

Бактерии рода геобактер (Geobacter) способны производить органические нанопроводники — белковые нити, которые позволяют микроорганизму устанавливать электрические соединения с оксидами железа и таким образом употреблять их в пищу. Электроэнергия, вырабатываемая геобактерами, достаточна для выживания микроба, однако ток слишком слаб для использования человеком.

Ученые модифицировали ДНК и заменили две присутствующие в белковых нанопроводниках аминокислоты на триптофан, свойства которого подходят для транспортировки электронов. В результате электрическая проводимость нитей повысилась в две тысячи раз, и они оказались тоньше человеческого волоса в 60 тысяч раз — всего 1,5 нанометра.

По словам исследователей, бактерии с измененной ДНК могут применяться в медицинских устройствах, контролирующих частоту сердечных сокращений или функции почек. Также возможным станет создание высокочувствительных приборов для обнаружения загрязняющих, отравляющих или взрывчатых веществ.

В будущем бактерии станут новым источником чистой электроэнергии

На протяжении нескольких лет ученые пытались получить контроль над электричеством, производимым бактериями в процессе метаболизма, однако до сих пор его передача на электрод имела крайне низкий КПД. Ученым из нескольких НИИ, в том числе Университета Лунда, удалось существенно повысить эффективность передачи заряда.

Запрос на использование экологически чистой энергии в развивающихся странах стремительно растет, и в качестве одного из потенциальных энергоресурсов ученые предлагают использовать жизнедеятельность микроорганизмов. Электроны, продуцируемые в процессе жизнедеятельности бактерий, можно передать на электрод, и до тех пор, пока у них есть питательная среда, выработка энергии будет непрерывной.

Межклеточный трансфер электронов связан с электрическим током, который бактерия генерирует вне своей клетки. Сложность получения энергии из бактерий состоит в необходимости создания молекулы, способной пройти через клеточную мембрану. В ходе эксперимента ученых из Университета Лунда была создана искусственная молекула редокс-полимер (окислительно-восстановительный полимер), испытания которой проводились на бактерии кишечной палочки, как самой распространенной в организме животных и человека.

Результаты изысканий ученых полезны не только с точки зрения развития потенциала бактериальной энергетики, но и с точки зрения микробиологии. Ученые полагают, что бактерии используют межклеточную передачу электронов в качестве средств коммуникации с другими микроорганизмам и молекулами. «Понимание взаимодействия между колониями бактерий и различными молекулами с помощью электрического сигнала открывает нам широкие перспективы в изучении глобальных природных явлений. Уже сегодня высказываются предположения, что в основе многих геологических процессов лежит деятельность бактерий», - говорит участник исследования Ло Гортон.

В энергетике понимание процессов жизнедеятельности бактерий имеет практическое значение для многих направлений. Например, при создании биологического топлива или в технологиях микробных топливных элементов, а способность бактерий к фотосинтезу можно применить в производстве энергии подобно тому, как это делается с помощью солнечных панелей.

Бактерии из кишечника термитов ускорят производство биотоплива

Пшеничная солома — потенциальный источник биотоплива. Но прежде чем солому можно будет превратить в полезные продукты на биоперерабатывающих заводах, полимеры, из которых она состоит, необходимо разбить на строительные блоки. Ученые обнаружили, что микробы из кишечника определенных видов термитов расщепляют лигнин, особенно прочный полимер в соломе.

В соломе и другом высушенном растительном материале три основных полимера — целлюлоза, гемицеллюлоза и лигнин — вплетены в сложную трехмерную структуру. Первые два полимера представляют собой полисахариды, которые можно расщепить на сахара, а затем превратить в топливо в биореакторах. Лигнин, с другой стороны, представляет собой ароматический полимер, который можно преобразовать в полезные промышленные химические вещества. Ферменты грибов могут разлагать лигнин, который из трех полимеров разложить сложнее всего. Ученые ищут бактериальные ферменты, которые облегчат производство.

Исследователи изучили процесс, с помощью которого микробы древесных насекомых разлагают лигнин в пшеничной соломе, и выяснили, как они меняют этот материал.

Ученые добавили по 500 кишечников каждого из четырех высших видов термитов для разделения анаэробных биореакторов, а затем — пшеничную солому в качестве единственного источника углерода. Через 20 дней они сравнили состав переваренной соломы с необработанной. Выяснилось, что все микробиомы кишечника разлагают лигнин (до 37%), хотя они более эффективно расщепляют гемицеллюлозу (51%) и целлюлозу (41%). Лигнин, оставшийся в соломе, также изменился — некоторые из его субъединиц окислились.

Исследователи предположили, что эффективное разложение гемицеллюлоз микробами могло также увеличить разложение лигнина, сшитого с полисахаридами. В будущей работе ученые хотят выявить микроорганизмы, ферменты и пути разложения лигнина, ответственные за эти эффекты, которые могут найти применение на заводах по переработке лигноцеллюлозы.

Благодаря симбиозу с бактериями инфузории научились дышать нитратами

Биологи обнаружили уникальный пример симбиоза: бактерии, поселившиеся внутри одноклеточных инфузорий, позволяют тем использовать для дыхания нитраты вместо кислорода.

Бактериальные клетки внутри плагиопилиды окрашены желтым
Бактериальные клетки внутри плагиопилиды окрашены желтым / ©Max Planck Institute for Marine Microbiology

На глубине швейцарского Цугского озера биологи обнаружили пример необычного симбиоза эукариотических и бактериальных клеток. Их союз напоминает события незапамятного прошлого, в результате которых эукариоты получили органеллы, вырабатывающие энергию за счет кислородного дыхания, митохондрии. Однако в этом случае бактерия позволяет своим «хозяевам» дышать не кислородом, а нитратами. Йон Граф (Jon Graf) и его коллеги назвали ее Candidatus Azoamicus ciliaticola — «азотный помощник, живущий в инфузориях». Ученые описывают эти необычные межвидовые отношения в статье, опубликованной в журнале Nature

Вода Цугского озера в предгорьях Альп почти неподвижна и резко стратифицирована. На большой глубине кислорода в ней практически не остается, и местные организмы полагаются на другие соединения. Ученые проанализировали их ДНК, которые удалось обнаружить в образце, забранной с глубины 190 метров. Среди них идентифицировали вид бактерий, имеющий все гены, необходимые для синтеза денитрифицирующих белков. Денитрификация — способ бескислородного (анаэробного) дыхания, в процессе которого нитраты восстанавливаются до нитритов.

При этом остальных генов у странных микробов явно недоставало, и трудно было бы представить, как они смогли бы выжить. Скромные размеры их ДНК напоминали о геномах паразитических или симбиотических организмов. Поэтому биологи начали поиск этих хозяев. Ими оказались реснитчатые инфузории-плагиопилиды: по словам ученых, в этих крупных эукариотических клетках бактерии играют ту же роль, что и митохондрии, вырабатывая энергию в форме молекул АТФ и получая взамен все, что необходимо для жизни. Сохраниться в тех же условиях самостоятельно они бы не смогли.

Симбиоз бактерий с эукариотами далеко не новость. Тем не менее такой союз уникален. Крайне редко встречаются варианты, при которых прокариоты напрямую снабжают хозяина готовыми молекулами АТФ: редко их геном деградирует до состояния, не позволяющего выживать вне чужой клетки, а уж пример с денитрифицирующим дыханием оказался вовсе уникальным. Стоит вспомнить, что подобный процесс, как считается, около 1,5 миллиарда лет назад привел к превращению симбиотических (аэробно дышавших) прокариотических клеток в митохондрии, навечно оставшихся в клетках хозяев.