Завораживающий вид морозных дюн Марса опубликовало NASA
3 года назад 2526

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) опубликовало новое изображение морозных песчаных дюн на поверхности Марса, передает Tengrinews.kz со ссылкой на сайт NASA.

Изображение было получено орбитальным аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter космического агентства в прошлом месяце с помощью камеры High Resolution Imaging Experiment (HiRISE) с высоты 315 километров.

"Поле песчаных дюн занимает этот морозный кратер диаметром пять километров в высоких широтах северных равнин Марса. Некоторые дюны отделились от основного поля и, похоже, поднимаются по склону кратера по форме оврага", - говорится в заявлении NASA.

Эксперты, которые анализировали изображение, также говорят, что дно кратера имеет разнообразную текстуру, в том числе лопастные и полосатые узоры, которые указывают на сезонное таяние, вызванное сублимацией льда.

Орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter вращается вокруг Марса с 2006 года и на данный момент отправил с планеты 51 тысячу гигабайт данных. Изначально миссия аппарата заключалась в поиске доказательств наличия воды на поверхности Марса, однако в NASA решили продлить его миссию, так как он работал намного выше первоначальных ожиданий.

Аппарату также удалось запечатлеть фазу приземления ровера Perseverance, который совершил успешную посадку на Марсе. В настоящее время марсоход находится на пути к "аэродрому", где пройдет запуск первого вертолета на Красной планете.

Металл и ад: найдена планета, извергающая испарившееся железо

Астрономы обнаружили вокруг раскалённой экзопланеты WASP-121b шлейф из паров железа. Это первое небесное тело, имеющее подобное "украшение", и оно обещает астрономам открытие новых и интригующих физических явлений.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в издании Astronomical Journal большой международной группой исследователей.

"Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) уже писали об этом жарком мире. Напомним, что он расположен примерно в 900 световых годах от Земли и по массе превышает Юпитер.

WASP-121b находится так близко к своей звезде, что "год" на ней длится 1,3 земных суток. Столь тесная близость рождает огромную температуру поверхности: 2500 °C. В таких условиях даже железо превращается в пар.

Это ещё не рекорд, ведь учёным известны и более горячие миры, где этот металл просто распадается на атомы. Однако впервые они обнаружили мир, в котором достаточно тяжёлый металл испаряется в открытый космос.

"Планета испаряется [излучением] своей родительской звезды до такой степени, что мы видим, как атомы металла покидают верхние слои атмосферы и могут взаимодействовать с магнитным полем планеты. Это даёт возможность наблюдать и изучать очень интересные физические явления", – говорит соавтор работы Дрейк Деминг (Drake Deming) из Мэрилендского университета в США.

Открытие было сделано благодаря телескопу "Хаббл". Астрономы наблюдали два транзита планеты, то есть прохождения между родительской звездой и наблюдателем. В такие моменты лучи светила просвечивают газовую оболочку экзопланеты насквозь. Поэтому по их спектру можно судить о составе атмосферы, а также обнаружить разреженное облако вещества за её пределами, что в данном случае и было сделано. В ближнем ультрафиолетовом диапазоне учёные обнаружили линии железа и магния.

"Тяжёлые металлы и раньше наблюдались на других горячих юпитерах, но только в нижних слоях атмосферы, – объясняет первый автор статьи Дэвид Синг (David Sing) из Университета Джона Хопкинса. – В случае WASP-121b мы видим газообразные магний и железо настолько далеко от планеты, что они не связаны с ней гравитационно".

Другими словами, испарившееся вещество уже не является частью атмосферы планеты и постепенно рассеивается в открытом космосе.

Атомы железа достаточно тяжёлые, и гравитация действует на них сильнее, чем на более лёгкие вещества. Но, как объясняют эксперты, металл покидает атмосферу не сам по себе. Его просто выносит мощным потоком утекающего водорода и гелия, двух самых лёгких во Вселенной химических веществ, которым проще всего вырваться из объятий тяготения.

"В случае WASP-121b газообразный водород и гелий практически вытекают рекой и увлекают за собой эти металлы. Это очень эффективный механизм потери массы", – рассказывает Синг.

Кстати, и гравитация у WASP-121b слабовата для её массы, и в этом тоже причина её потерь. Дело в том, что планета раздулась из-за своей огромной температуры, поэтому её плотность заметно ниже обычной.

К слову, и форма у планеты нестандартная. Тяготение родительской звезды вытягивает её по одной оси, превращая шар в некое подобие продолговатой картофелины.

Обнаружена планета, которая испаряется рекордными темпами

Благодаря наблюдениям "Хаббла" астрономы выяснили, что экзопланета GJ 3470b уже потеряла из-за излучения родительской звезды до трети своей массы. Такие темпы испарения планет никогда ранее не наблюдались, отмечают учёные.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics международной группой учёных.

"Это "дымящийся пистолет" (бесспорная улика – прим. ред.): планеты могут потерять значительную часть своей массы, – говорит соавтор исследования Дэвид Син (David Sing) из Университета Джона Хопкинса. – GJ 3470b теряет больше массы, чем любая другая планета, которую мы видели до сих пор. Всего через несколько миллиардов лет половина планеты может исчезнуть".

GJ 3470b обращается вокруг красного карлика в созвездии Рака. Этот мир относится к редкому классу горячих нептунов.

Специалистов давно интересует, почему поблизости от родительских звёзд часто встречаются скалистые планеты и горячие юпитеры, но редко – тела промежуточного класса, радиусом примерно в четыре земных.

Напрашивается такое объяснение. Близость к звезде сильно нагревает планету. Это не так страшно для скалистых планет, состоящих из тугоплавких веществ, но может грозить гибелью газовому миру. Планета размером с Юпитер может противостоять этому за счёт своей мощной гравитации. А вот нептуны оказываются беззащитными перед "испарением". Эксперты также подозревают, что многие горячие земплеподобные планеты представляют собой скалистые ядра таких исчезнувших гигантов.

Однако гипотезы остаются гипотезами, пока не подтверждены фактами. В поисках новых знаний астрономы запустили программу PanCET. Это крупнейший в истории телескопа "Хаббл" проект по изучению экзопланет. В рамках этой инициативы телескоп собирает данные об атмосферах 20 экзопланет в оптическом, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах.

Диаграмма иллюстрирует дефицит горячих нептунов по сравнению с горячими юпитерами и землеподобными планетами.

Поясним. Когда планета затмевает собой звезду, различные вещества в её атмосфере поглощают излучение на тех или иных длинах волн. Благодаря этому можно узнать состав атмосферы, а также выяснить, что с ней происходит (например, утекает ли из неё какой-то газ).

Открытие принесли наблюдения в ультрафиолетовой линии поглощения водорода Лайман-альфа. Они возможны на расстоянии не более 150 световых лет из-за поглощения соответствующего излучения межзвёздной средой. В некотором смысле учёным повезло, что GJ 3470b находится всего в 96 световых годах от Солнца.

Астрономы обнаружили у планеты "хвост" из утекающей атмосферы. Ранее подобное украшение наблюдалось у первого открытого горячего нептуна GJ 436b.

Однако GJ 3470b испаряется в сто раз быстрее, чем GJ 436b. Каждую секунду с него истекает 10 тысяч тонн водорода. По расчётам авторов, гигант уже потерял до 35% своей массы. Впрочем, в этой оценке сохраняется большая неопределённость: речь может идти и о 4%. Но для темпов испарения планет и последняя цифра тоже велика.

А ведь родительская звезда этого на глазах исчезающего мира образовалась лишь два миллиарда лет назад (и планета, разумеется, не раньше). Для сравнения: Солнцу около пяти миллиардов лет.

Вращение звезды вокруг чёрной дыры подтвердило теорию Эйнштейна – ученые

Исследования света, который исходит от звезды, движущейся по орбите вокруг огромной черной дыры, дали учёным новые доказательства правоты общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Об этом сообщает агентство Reuters.

Черная дыра
 Phil Kallahar

Звезда массой в 10 солнц вращается вокруг сверхмассивной черной дыры, находящейся в 26 000 световых лет от Земли в центре нашей галактики. Андреа Гез из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружил смещение пространства и времени вблизи черной дыры, как и предсказывалось теорией Эйнштейна, и что противоречит теории гравитации Ньютона.

Согласно теории Эйнштейна фотоны всегда будут иметь одинаковую скорость света. Но вблизи чёрной дыры, обладающей огромной гравитацией, фотоны могли бы притянуться и изменить свою скорость. Однако возникает так называемое гравитационное красное смещение. Происходит удлинение волны электромагнитного излучения, частицы света расходуют энергию, чтобы уйти от чёрной дыры, но сохраняют свою скорость неизменной. Это вызывает смещение к красному концу электромагнитного спектра.

Напомним, общая теория относительности — это теория тяготения, развивающая специальную теорию относительности, предложенная Альбертом Эйнштейном в 1915—1916 годах. Из теории следует, что гравитационные эффекты обусловлены не силовым взаимодействием тел и полей, находящихся в пространстве-времени, а деформацией самого пространства-времени.

Ученые сфотографировали черную дыру

Астрономы впервые сфотографировали и показали человечеству черную дыру. Она находится в 55 милионах световых лет от Земли и по массе в 6,5 миллиардов раз превосходит Солнце.

Источник: dailymail.co.uk

Ученые анализируют первые в истории снимки черной дыры, сделанные мощнейшим телескопом. Они были получены несколько месяцев назад, но только сейчас исследователи сумели расшифровать данные, касающиеся ее массы, формы и скорости вращения. Ученые из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, работающие с системой телескопов EHT, сумели получить фотографию силуэта гигантской черной дыры, расположенной в центре галактики Messier 87, расположенной в 55 миллионах световых лет от Солнца. Для создания снимка потребовалось использовать данные о фотонных кольцах, образовавшихся в результате гравитации черной дыры.

Источник: dailymail.co.uk

Система телескопов EHT начала работать более 20 лет назад. Она включает 8 радиотелескопов, расположенных в Аризоне, Испании, Мексике, Антарктике и т.д. Они объединены таким образом, что могут работать как единый гигантский телескоп размером с Землю. С их помощью ученым удалось получить уже две фотографии черных дыр - одной в галактике Messier 87, с массой в 6,5 миллиардов раз больше Солнца, и второй - в нашей собственной галактике, Млечном пути.

Источник: dailymail.co.uk

Чтобы получиь изображение черной дыры, исследователи зафиксировали горизонт событий - абрис тех световых лучей, которые первыми потеряли возможность вырваться наружу из пространства черной дыры. Расшифровать снимки помогла теория относительности Эйнштейна, предсказавшая, каким будет вид черной дыры с большого расстояния.

Таким образом, на фотографии видна лишь внешняя оболочка черной дыры - та самая, за пределами которой уже ничего не может вырваться наружу из пространства с супермощным притяжением, которое и называется черной дырой. "В реальности, снимок черной дыры - это набор фотонных колец, образованных при отклонении световых лучей при приближении к центру черной дыры", - обяъяснил исследователь Майкл Джонсон из Гарвард-Смитсонианского института.

Источник: dailymail.co.uk

По словам ученых, это достижение знаменует собой большой прорыв в изучении черных дыр.

"Это очень волнующий момент для будущего физики черных дыр, - считает исследователь Дэниел Капек из Института перспективных исследований. - Общая теория относительности Эйнштейна позволяет сделать целый ряд интереснейших предположений о сути и поведении подобных объектов, и теперь мы наконец-то получаем возможность проверить их. Думаю, в ближайшие годы мы сможем добиться большого прогресса. Я, как теоретик, особенно радуюсь возможности совмещения теории и эксперимента, и надеюсь, что в ближайшие годы мы сможем проверить еще целый ряд предположений, основанных на постулатах общей теории относительности".

Источник: dailymail.co.uk  — переведено специально для fishki.net