Мечети и медресе Афин
Мечети и медресе Афин
2 года назад 1406 islamosfera.ru

В 2019 году с большими трудностями в Афинах была открыта мечеть. Между тем в городе когда-то существовали многочисленные мечети и медресе, и здания двух из них даже сохранились до наших дней, пишет профессор Семави Эйидже.

Афины, завоеванные в 1456 году султаном Мехмедом II всего 3 года спустя после Константинополя, вскоре стали принимать характерные черты турецкого города. Еще в IV в. после распространения в регионе христианства, Парфенон, на протяжении тысячи лет остававшийся главным храмом Афин, был превращен в церковь. С переходом города под правление османов Парфенон из церкви был переделан в мечеть. До наших дней дошла гравюра, изображающая эту мечеть с высоким минаретом рядом с ней (минарет был переделан из колокольни). Эвлия Челеби, турецкий путешественник XVII в., посещавший ее, приводит описание, отмечая, что античные скульптуры и росписи покрыты белилами, хотя их слой тонок и позволяет разглядеть росписи.

Венецианцы, напавшие на Афины в 1687 г., узнали, что весь порох османский гарнизон хранил во внутренней крепости, в мечети Парфенона. Выбрав в качестве цели минарет, атаковавшие обстреляли храм из орудий. Арсенал был взорван, Парфенон в значительной мере разрушен, а осколки древнего храма разбросало по окрестностям. Венецианцам удалось захватить город, но уже через несколько месяцев они были вынуждены покинуть его.

İlk iç kale camiinin hazin sonu İçindeki cephaneliğin 1687’de Venedik donanmasınca atılan merminin isabet etmesiyle iç kale camii berhava olmuştu. Ressam Fanelli, patlayış anını bir gravürde işte böyle tasvir etmişti.

Захват венецианцами Афин в 1687 г. / Источник: gzt.com

После того, как османы вернули Афины в начале XVIII в., они не стали восстанавливать мечеть Парфенона, а построили посреди разрушенного храма новую небольшую мечеть с куполом. Она простояла вплоть до обретения Грецией независимости в 1829 г., а после была снесена властями. Изображения Парфенона с мечетью можно увидеть на фотографиях и гравюрах, которые были опубликованы на Западе в XIX в.

Турецкий архитектор и историк Экрем Хакка Айверди (1899-1984) писал, что в Нижнем городе в Афинах имеются 4 большие мечети и 7 небольших. Ни одна из них не сохранилась до наших дней.

Греческий археолог А. Хингопулос, написавший в 1930-х годах короткую статью о памятниках османской эпохи в Афинах, нашел среди домов в городе остатки михраба небольшой мечети. По нашим оценкам, кроме этих остатков, в Афинах до наших дней сохранились две мечети. Одна из них – мечеть Фетхие, расположенная недалеко от Агоры. Она была не очень известна, так как оказалась внутри военного строения, а когда последнее было снесено из-за ветхости, стала видимой. Несмотря на то, что ее минарет был разрушен, мечеть по внешнему виду кажется достаточной крепкой. Она имеет один центральный купол и 4 полукупола, окружающих его.

File:The Ottoman Fethiye Mosque in Athens on April 27, 2021.jpg - Wikimedia Commons

Мечеть Фетхие / Источник: commons.wikimedia.org

Сравнительно хорошее состояние здания объясняется тем, что во времена Королевства в Египте греческие власти, поддерживавшие короля Фарука, задумали подарить эту мечеть Египту, но поскольку проект не был реализован, Фетхие осталась закрытой. Судя по ее названию, которое происходит от слова фатх «завоевание», она была построена после завоевания Афин турками, вероятно всего, второго. На это указывает и ее внешний вид. Если бы мечеть относилась ко временам первого завоевания, т.е. к XV в., то была бы ценнейшим памятником турецкой архитектуры.

Вторая мечеть в Афинах, с которой мы столкнулись во время наших исследований в 1953 году и которая хорошо сохранилась – это построенная Мустафа-агой и возвышающаяся на углу бывшей Базарной площади, которая сейчас называется площадью Монастираки.

Сегодня перед этой мечетью расположены магазины. Так как чтобы войти в нее, необходимо подняться по лестнице, то кажется, что мечеть находится высоко. Ее называют еще Мечетью шести фонтанов, из чего можно предположить, что раньше перед нею располагался фонтан – шадырван.

Мечеть Мустафы-аги представляет собой квадратное в плане здание с одним куполом. Перед входом имеется портик, минарет был снесен. Над дверью располагаются надписи, на которых обозначена дата, соответствующая 1763 году по григорианскому календарю. Таким образом, эта мечеть была построена десятилетия спустя после второго завоевания Афин. Рельефные украшения над дверью и вокруг надписи также указывают на то, что этот памятник относится к той эпохе, когда в турецкое искусство стал проникать стиль барокко.

Tzistarakis Mosque on March 7, 2020.jpg

Мечеть Мустафы-аги, или Дзисдаракис / Источник: ru.wikipedia.org

Когда я посещал Афины в первый раз, мечеть использовалась как музей ремесел. Поэтому она была ухожена и находилась под охраной. Когда мне удалось приехать в город в следующий раз, здание было закрыто. Я не знаю, в каком оно состоянии сейчас. (Примечание редакции: Дзисдаракис, как называют бывшую мечеть греки, в 2014 году была закрыта для посещений в рамках реализации поэтапно в 2007-2013 гг. и 2014-2020 гг. проекта «Реставрация комплекса зданий Министерства культуры на улицах Адриану-Ареос-Кладу и Врисакиу в Плаке для размещения Музея современной греческой культуры». После открытия музея здание станет его частью.).

Таким образом, мы можем сказать, что в Афинах были две исторические мечети, которые стояли до недавнего времени и могли быть переданы мусульманам для совершения поклонения. И не совсем понятно, зачем нужно было строить новую мечеть, когда можно отреставрировать и использовать одну из существующих.

Следует упомянуть, что в Афинах имеется и оставшееся со времен турок медресе. Примечательно оформление его входа, аналогов которого не встречается ни в одном медресе эпохи Османской империи.

Длинная мраморная надпись, в которой говорится, что крепостная стена, которая окружает Акрополь, превращая его в неприступную крепость, была восстановлена во времена Османской империи одним из комендантов, упала на землю, а надписи ее стираются, хотя это исторический артефакт. Это еще раз показывает отношение греческих властей к турецкому наследию.

Существовала еще одна крепостная стена, построенная во времена Османской империи. Она окружала Нижний город и была невысокой, не выше садового забора. Поэтому с развитием Афин эта стена полностью исчезла.

Atina’daki bir diğer Osmanlı eseri olan medrese girişinin eski bir resminde ise hiçbir Osmanlı dönemi medresesinde görülmeyen taşa işlenmiş bezemeler fark ediliyor.

В Афинах наряду с мечетями имелось и медресе / Источник: gzt.com

Музей Бенаики в Афинах – островок исламского искусства в Европе

Музей исламского искусства Бенаки в Афинах является одним из немногих учреждений, посвященных исламскому искусству и культуре в Европе. Как передает The National, недавно в музее прошла выставка «Дороги Аравии», которая стала большим событием для музея.

Учреждение было открыто в 2004 году и является одним из 18 музеев, архивов и природоохранных центров, открытых Антонисом Бенакисом, греком, родившимся в Александрии в 1873 году.

«Когда он начинал свою коллекционную деятельность, исламское искусство было жизненно важной частью первоначальных приобретений коллекции», – говорит Мина Мораиту, директор музея.

Бенакис был патриотом, считал себя истинным греком, при этом он шел в ногу со временем, а Александрийская община наложила свой отпечаток на его характер и судьбу.

В музее также имеется коллекция оружия / Источник: Declan McVeigh

Близость Греции к исламскому миру важна для Мораиту

“Здесь, в Греции, мы насыщены историей и искусством, и это замечательно, но важно понять, что на самом деле рядом с нами”, – говорит она. – Это не искусство из Америки или дальних стран. Это то, что рядом с нами – это Османская Турция, египетская или сирийская культура. Мы ближе к ним, чем большинство людей полагают».

Хотя эти отношения не всегда были мирными. Тем не менее, Мораиту считает, что разделений между этими народами было меньше, чем принято считать.

Когда музей открылся, все считали, что в нем представлены артефакты исключительно османской культуры, на деле же они занимают лишь 30% от всей коллекции. Помимо искусства Османской империи здесь представлена арабская и иранская культура.

Настенная плитка в стиле изник / Источник: Declan McVeigh

Многие посетители музея – греки, они и есть целевая аудитория

В музее хранится около 10 000 экспонатов, датируемых 7-19 веками. Артефакты отображают историю великих городов мусульманского мира, в том числе Мекки, Каира, Дамаска, Стамбула и Багдада. Здесь можно проследить связь тюрков-сельджуков с монголами и Айюбидами.

Коллекции оружия, произведений искусства, ювелирных изделий, текстиля, книг и мебели прослеживают политическую, коммерческую и религиозную жизнь всех этих культур и их взаимодействия друг с другом. Особенно впечатляет экспозиция приемной 17-го века в каирском особняке с фонтаном и инкрустированным мраморным полом, которая когда-то принадлежала высокопоставленному османскому чиновнику.

Научное наследие мусульманского мира также отражено в наборах иранских хирургических инструментов 19-го века с золотыми узорами. Взаимовлияние различных культур очевидно, поскольку эта хирургическая традиция смешала греческие, индийские и персидские знания с инструкциями по личной гигиене, отраженных в Коране и хадисах. Коллекция оттоманской керамики, в которой выделяется ручная роспись в стиле изник, является еще одной гордостью музея.

«У нас проходила выставка о том, как рассматривали изникскую керамику в 19 веке, как ее копировали и как изучали. В музее были собраны все книги по теме, а также представлена настоящая изникская керамика, ее копии, сделанные греческими мастерами и датируемыми разными периодами вплоть до начала 20 века», – рассказывает Мораиту.

Музей сотрудничает с другими мусульманскими странами и музеями, чтобы проводить интересные выставки, не забывая и про современное исламское искусство.

0 комментариев
Архив