18 малоизвестных фактов о географии в исламском мире
3 года назад 2950 islamosfera.ru

Одной из наук, бурно развивающихся в «золотую эпоху» исламской истории, была география. Мусульманским ученым принадлежит немало открытий в этой области. Сайт Fikriyat собрал интересные факты о развитии географии в исламском мире в Средние века.

1. На средневековых исламских картах юг был расположен сверху, а север – снизу.

2. Халиф аль-Мамун (правил 813-833) был покровителем наук. По его повелению были проведены измерения длины одного градуса широты и получен близкий к современному результат в 56,666 арабских миль или 111,812 км.

3. В IX в. мусульманские ученые так точно рассчитали длину окружности земного шара, что их данные расходятся с современными всего на 201 км.

4. Еще в 1073 г. Махмуд Кашгари создал лингвистическую карту мира, хотя лингвистическая география начала развиваться только с середины XIX в.

5. В 1154 г. арабский географ аль-Идриси создал карту, изображавшую значительную часть Северной Африки, Азии и Европы и превосходившую все средневековые аналоги.

Карта мира аль-Идриси / Источник: en.wikipedia.org

6. В течение 15 лет своей жизни аль-Идриси создавал карты для сицилийского короля Рожера II. За это время он подготовил 70 карт.

7. Готовясь к путешествию за океан, Христофор Колумб изучал карты мусульманских географов.

8. Арабский лоцман и мореплаватель Ибн Маджид провел корабли Васко да Гамы от восточного побережья Африки до Калькутты в 1498 г.

9. Атлас «Китаб аль-бахрия», содержащий 130 описаний и навигационных схем побережий и портов Средиземного моря, созданный турецким адмиралом Пири-реисом, на протяжении веков оставался настольной книгой для  многих мореплавателей.

10. Самое раннее описание магнитного компаса содержится в труде «Хикаят», созданном в 1233 г. Аджамом Мухаммадом аль-Ауфи.

11. Мусульманские ученые Андалусии разработали до сих пор используемую для изучения суши триангуляцию – один из методов создания сети опорных геодезических пунктов. Усовершенствованные ими навигационные инструменты позволяли не заблудиться мореплавателям на морских просторах.

12. Первым мусульманским ученым, открывшим астролябию, был Абу Исхак аль-Фарази, астроном эпохи Аббасидов.

Современная астролябия, сделанная в Тебризе (Иран) / Источник: en.wikipedia.org

13. С распространением ислама в разных частях света, астролябию стали использовать для определения времени намаза, поста, жертвоприношения и направления на киблу.

14. Иранский ученый аль-Бируни (973-1048) за 6 веков до Галилея писал, что Земля вращается вокруг своей оси.

15. Для многих мусульманских ученых X в., включая аль-Бируни, шарообразность Земли была известным фактом.

16. В конце X в. среднеазиатский математик и астроном Абу Махмуд аль-Ходжанди с высокой степенью точности рассчитал наклон оси вращения Земли.

17. Андалузский ученый Джабир ибн Афлах является изобретателем астрономического инструмента, известного как торкветум, который позволяет производить измерения в различных системах координат – горизонтальной, экваториальной и эклиптической.

18. 94 термина, используемых персидским астрономом и математиком Абдуррахманом ас-Суфи (903-986), вошли в современную астрономическую литературу.

Торкветум / Источник: ru.wikipedia.org

Географические открытия, вдохновленные исламом

Мусульмане издавна были активными путешественниками. Торговля и хадж диктовали мусульманам необходимость открытия новых маршрутов, народов и стран, сообщает fikriyat.com.

1. Мусульмане, всегда обращенные во внешний мир, изучали и записывали все сведения о близких и далеких к ним землях. Среди них было немало путешественников, исследователей, купцов, странствовавших по отдаленным странам.

ÃLKELERÄ° VE HALKLARI Ä°NCELEYEN MÃSLÃMAN ALÄ°MLER

2. Все это, а также тот факт, что часть принявших ислам народов жила скотоводством и кочевала вместе со своими стадами по степям, стали практическими причинами для становления в исламском мире географии как науки.

COÄRAFYA BÄ°R Ä°HTÄ°YAÃ OLARAK KENDÄ°LÄ°ÄÄ°NDEN DOÄDU

3. Расширению географических представлений как всей мусульманской общины, так и отдельных ее членов в немалой степени способствовал хадж – мусульмане из далеких земель совершали его иногда годами. Популярным жанром литературы было описание этого путешествия.

HAC YOLCULUÄU DEÄERLÄ° BÄ°R BÄ°LGÄ° KAYNAÄIYDI

4. Необходимость совершать намаз в строго определенном направлении, а именно – в сторону Каабы, также заставляла мусульман изучать географию. Ведь для этого надо было хорошо ориентироваться в странах света.

NAMAZ COÄRAFYA BÄ°LGÄ°SÄ°NÄ°N ÃNEMÄ°NÄ° ARTIRIYORDU

5. Мусульманский ученый Аль-Хорезми, живший в IX веке, заложил основы географии как научной дисциплины.

Ä°LK BÄ°LÄ°MSEL COÄRAFYACI: HARÄ°ZMÄ°

6. Другой мусульманский географ X века Сухраб написал труд, в котором описал моря, острова, озера, горы и реки Земли.

BAÄDAT VE ÃEVRESÄ°NÄ° ANLATAN SUHRAB

7. Английский ученый Ги ле-Стрэндж, в 1895 году создавший реконструкцию средневекового Багдада, во многом опирался на труды Сухраба и другого известного географа – аль-Якуби.

ÅEHRÄ°N SU KANALLARINI VE YOLLARINI DAHÄ° YAZDI

8. Мусульманский географ Мукаддаси, живший в X веке, обошел весь исламский мир, по итогам своих путешествий написав труд «Лучшее разделение для познания климатов».

TÃM Ä°SLAM DÃNYASINI DOLAÅAN MUKADDESÄ°

9. Мукаддаси был первым ученым, использовавшим географические термины. А его труд заложил основы систематизации этой науки.

COÄRAFÄ° TERÄ°MLERÄ° Ä°LK KEZ O KULLANDI

10. Первый тюркский географ и знаменитый филолог Махмуд Кашгари, живший в XI веке, первым составил карту, где земля была представлена в виде полушария.

DAÄ°RESEL GÃRÃNÃMDE ÃÄ°ZÄ°LEN Ä°LK HARÄ°TA

11. Сицилийский король Рожер II в 1139 году поручил мусульманскому географу Идриси составить карту мира.

SEYAHAT GÃNLÃKLERÄ° HARÄ°TALARA Ä°LHAM OLDU

12. Работая над порученным ему заданием в течение 15 лет, Идриси составил самую полную на то время карту.

EN KAPSAMLI DÃNYA HARÄ°TASINI Ä°DRÄ°SÄ° HAZIRLADI

13. Идриси на два века раньше Марко Поло нанес на карту ту часть Африканского континента, которая находится севернее экватора.

MARCO POLOâDAN 2 ASIR ÃNCE HARÄ°TA ÃÄ°ZDÄ°

14. Также Идриси произвел расчеты диаметра земного шара и вычислил результат — 22 900 миль. Если учитывать, что, согласно современным данным, длина окружности Земли равна 24 902 мили, то выводы Идриси поражают своей точностью.

BUGÃNKÃNE EN YAKIN HESAPLAMAYI YAPTI

15. Якут аль-Хамави в XIII веке составил свой известный труд «Словарь стран».

YALNIZCA DÃRT ESERÄ° GÃNÃMÃZE ULAÅTI

16. Эта книга представляет собой обширную географическую энциклопедию, она содержит сведения по археологии, этнографии, истории, антропологии, природе разных стран мира. Практически, в ней собраны все знания о мире, известные людям в Средние века. В ней даже даются координаты отдельных городов, а также информация об их экономике, истории, населении и выдающихся деятелях.

ANLATTIÄI HER ÅEHRÄ°N KOORDÄ°NATLARINI VERMÄ°ÅTÄ°