В Казахстане утвердили предельный размер родительской платы за обучение в частных школах
В Казахстане утвердили предельный размер родительской платы за обучение в частных школах
1 год назад 773

Министр просвещения РК приказом от 14 апреля 2023 года утвердил предельный размер родительской платы за обучение в частных организациях среднего образования, получающих государственный образовательный заказ, сообщает Zakon.kz.

 Так, утвержден государственный образовательный заказ на среднее образование в частных организациях образования в объеме, определенном соответствующей подпрограммой бюджетной программы Министерства просвещения РК на соответствующий финансовый год.

При этом предельный размер родительской платы за обучение в частных организациях среднего образования, получающих государственный образовательный заказ на среднее образование и реализующих:

  • общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, в размере 1200 МРП (4 140 000 тенге - в 2023 году), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
  • самостоятельно разработанные интегрированные образовательные программы, прошедшие авторизацию в Организации Международного Бакалавриата или международную институциональную аккредитацию, в размере 2400 МРП (8 280 000 тенге - в 2023 году).

Приказ вводится в действие с 29 апреля 2023 года.

Лариса Черненко

Штрафовать родителей за проступки детей хотят в Казахстане

Такую идею предложил депутат мажилиса Ринат Заитов, передает ИА «NewTimes.kz». Об этом сообщает сайт Press.kz.

Такая идея была предложена во время заседания в мажилисе по вопросам создания культуры нетерпимости к насилию в отношении женщин и детей. Он подчеркнул, что нельзя списывать со счетов родителей ответственность за поведение детей. Так как воспитание — это прямая ответственность отцов и матерей.

«Семья — это маленькое государство, поэтому ответственность должна быть на всех. Например, если в одной семье ребенок что-то сделал, вся семья должна понести ответственность. Может, какие-то выплаты или выговор будут объявлять на работе родителям? Если какой-то ученик что-то сделает, какое-то правонарушение, вся семья должна быть в ответе», — сказал мажилисмен.

Также он предложил выработать механизмы, которые позволят изолировать опасных детей в спецшколы.

«Опасные дети, словно ложка дегтя, которая портит всю бочку меда. Нужны дежурные участковые инспекторы, поскольку завуч по воспитательной работе не может за всем уследить. А что приводит к насилию? Мы видим, что с 15 лет дети, используют разные психоактивные вещества, либо начинают раннюю половую жизнь, поэтому здесь надо тоже рассматривать вот эти вопросы», — заявил депутат.

Также он предложил ввести запрет на обсуждение по телевидению различных семейных конфликтов.

Английский язык исключат из школьной программы 2 класса в Казахстане

В Казахстане с 1 сентября из школьной программы 2 класса исключат английский язык. Соответствующие изменения внесены в приказ министра просвещения, передает корреспондент МИА «Казинформ».

На портале «Открытые НПА» размещен проект приказа министра просвещения РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 “Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан”. Цель проекта — корректировка содержания образования.

«С 1 сентября 2023 года во 2 классе исключат предмет “Иностранный язык”; вместо предмета “Художественный труд” включены предметы “Трудовое обучение” и “Изобразительное искусство”; в 10 — 11 классах в типовых учебных планах с сокращением учебной нагрузки количество часов по предмету “Иностранный язык” увеличено на 1 час за счет часов вариативной нагрузки», — говорится в документе.

В итоге, как отмечают в Министерстве просвещения, системная работа по совершенствованию учебных программ в рамках 11-летнего обучения позволит вывести казахстанскую систему образования на уровень международной стандартной классификации образования и даст возможность выпускникам школ овладеть необходимыми уровнями Европейской рамки квалификаций.

«В соответствии со статьей 83 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан анализ регуляторного воздействия проводится в случае использования конкретных регуляторных инструментов и (или) требований, ужесточения регулирования. Указанный нормативно-правовой акт не предусматривает ужесточения регулирования. В этой связи проведение анализа регуляторного воздействия не требуется», — пояснили в Министерстве просвещения.

Ключевые направления текущей модернизации казахстанского образования: снижение учебной нагрузки на ученика, усиление обучения естественно-математическим предметам на основе подходов STEM образования, воспитательный компонент, ранняя социализация и профессиональная ориентация обучающихся, усиление инклюзивности образования, обеспечение равного доступа к качественному образованию, независимо от места проживания и языка обучения.

Когда в школах Казахстана прозвенит последний звонок

Принят приказ министра просвещения об утверждении сроков завершения 2022−2023 учебного года и проведения итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования. Об этом рассказала первый вице-министр просвещения РК Шолпан Каринова, сообщает Zakon.kz.

В соответствии с приказом:

Учебные занятия в организациях среднего образования, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, завершаются 31 мая 2023 года. Итоговые выпускные экзамены обучающихся 9 (10) классов проводятся со 2 по 13 июня 2023 года. Государственные выпускные экзамены обучающихся 11 (12) классов проводятся с 5 по 19 июня 2023 года.

Также утверждены сроки проведения итоговой аттестации:

для обучающихся 9 (10) классов: письменный экзамен по языку обучения в форме эссе, для школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла — письменная работа (статья, рассказ, эссе) — 2 июня 2023 года; письменный экзамен (контрольная работа) по математике (алгебре) — 6 июня 2023 года; письменный экзамен (работа с текстом, выполнение заданий по тексту) по казахскому языку и литературе в классах с неказахским языком обучения и письменный экзамен (работа с текстом, выполнение заданий по тексту) по русскому языку и литературе в классах с казахским языком обучения — 9 июня 2023 года; письменный экзамен по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, история Казахстана, всемирная история, литература (по языку обучения), иностранный язык (английский/французский/немецкий), информатика) — 13 июня 2023 года; для обучающихся 11 (12) классов: письменный экзамен по языку обучения — 5 июня 2023 года; письменный экзамен по алгебре и началам анализа — 8 июня 2023 года; устный экзамен по истории Казахстана — 12 июня 2023 года; письменный экзамен по казахскому языку и литературе в классах с неказахским языком обучения и по русскому языку и литературе в классах с казахским языком обучения — 15 июня 2023 года; письменный экзамен по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, основы права, литература (по языку обучения), иностранный язык (английский/французский/немецкий), информатика) — 19 июня 2023 года. «Управления образования областей, городов Астана, Алматы и Шымкент принимают меры по организованному завершению учебного года». Пресс-служба Министерства просвещения РК.

О том, что последний звонок в школах Казахстана в 2023 году прозвенит 1 июня, стало известно в январе.

7 марта министр просвещения Гани Бейсембаев проинформировал, что экспертное сообщество будет обсуждать возможное возвращение даты последнего звонка 25 мая. С такой просьбой обратились родители. При этом глава Минпросвещения отметил, что «принять решение и в этом году сразу же поменять — не так просто».

В Казахстане изменились правила контроля успеваемости школьников

Приказом министра просвещения РК от 13 апреля 2023 года внесены изменения в правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, сообщает Zakon.kz.

В частности, добавлено, что экзамен по казахскому языку проводится с целью оценивания освоения обучающимися содержания программ по предмету "Казахский язык" в школах с казахским языком обучения и по предмету "Казахский язык и литература" в школах с неказахским языком обучения при завершении академического года на уровне основного среднего (5-8 классы), общего среднего (10 класс) образования в письменной и устной форме (аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо).

Время проведения экзамена определяется педагогическим советом организации образования, задания составляются педагогами с соблюдением принципов академической честности и утверждается администрацией организации образования.

Итоговая оценка по предметам "Казахский язык", "Казахский язык и литература" выставляется на основании результатов экзамена (по пятибалльной шкале) и годовой оценки (по пятибалльной шкале) в процентном соотношении 30 на 70. Округление итоговой оценки проводится к ближайшему целому.

При этом промежуточная аттестация по итогам учебного года не проводится.

Эта норма вводится в действие с 1 сентября 2023 года.

В целом правила предусматривают, что оценка учебных достижений обучающихся осуществляется в форме формативного и суммативного оценивания.

Формативное оценивание, в том числе домашней работы, проводится для мониторинга достижений обучающимися целей обучения и дальнейшего выстраивания дифференцированной работы на уроке и осуществляется через рекомендации педагога в письменной форме (в тетрадях или дневниках) или устно.

При формативном оценивании на уроке педагог осуществляет обратную связь, форму и частоту которой он определяет самостоятельно.

Результаты формативного оценивания осуществляются в выполненных работах обучающихся и/или в электронных журналах в виде баллов, педагог может вносить комментарии.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится педагогами в форме суммативного оценивания для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении изучения разделов (сквозных тем), четверти.

В 1-ом классе учебные достижения обучающихся не оцениваются.

По результатам формативного и суммативного оценивания за раздел/сквозную тему (СОР) и суммативного оценивания за четверть (СОЧ) учащимся 2-11 классов выставляются баллы, которые учитываются при оценивании учебных достижений за четверть.

При этом форма (контрольная, практическая или творческая работа, проект, эссе, диктант, изложение, сочинение, тестирование) и время проведения на уроке для выполнения СОР определяются педагогом самостоятельно.

Максимальный балл за СОР составляет не менее 7 и не более 15 баллов в 1-4 классах, не менее 7 и не более 20 баллов в 5-11(12) классах.

При выставлении итогового балла за СОР и СОЧ не учитываются помарки и оформление условий учебных заданий и задач, за поведение баллы не снижаются.

При учебной нагрузке 1 час в неделю СОР проводится не более двух раз в четверти с объединением разделов, итоговая оценка выставляется за полугодие.

СОР проводится не более трех раз в четверти. Разделы/сквозные темы объединяются с учетом специфики тем и количества целей обучения при изучении четырех и более разделов/сквозных тем в четверти. Разрешается его проведение в два этапа.

При оценивании учащихся на дому педагог разрабатывает дифференцированные или индивидуальные задания с учетом учебной нагрузки и изученного им учебного материала.

СОР и СОЧ не проводятся по предметам: "Художественный труд", "Музыка", "Физическая культура", "Основы предпринимательства и бизнеса", "Графика и проектирование", "Начальная военная и технологическая подготовка", "Светскость и основы религиоведения" и "Цифровая грамотность" в начальной школе, по итогам четверти/полугодия и учебного года выставляется "зачет" ("незачет").

При сокращенной учебной нагрузке в 10-11-х классах при выборе предметов углубленного и стандартного уровня инвариантного компонента по данным предметам проводится суммативное оценивание, кроме учебных предметов "Основы предпринимательства и бизнеса", "Графика и проектирование".

По учебным предметам 10-11-го класса, выбранным за счет часов вариативного компонента, суммативное оценивание не проводится, в конце учебного года выставляется "зачет" ("незачет").

Также говорится, что для обеспечения объективности оценивания результатов обучения при возникновения спорных вопросов по учебным предметам, по которым СОЧ проводится в письменной форме, по решению педагогического совета педагогами проводится модерация в сроки, не позднее 1 (одного) дня до выставления оценок за СОЧ.

При проведении модерации суммативные работы обучающихся за четверть, баллы которых подлежат изменению, перепроверяются. Балл за СОЧ по итогам модерации изменяется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Учащиеся, отсутствовавшие в день проведения суммативного оценивания по объективным причинам (по состоянию здоровья, смерти близких родственников, в связи с участием в соревнованиях, конференциях, олимпиадах и конкурсах научных проектов всех уровней, в связи с неблагоприятными метеоусловиями), проходят суммативное оценивание по индивидуальному графику.

При несдаче суммативной работы до окончания текущей четверти/полугодия обучающемуся выставляется в электронном журнале отметка "временно не аттестован" до получения положительной оценки суммативной работы. По итогам сдачи суммативной работы выставляется четвертная/полугодовая оценка.

При отсутствии результатов СОР и СОЧ обучающийся является временно не аттестованным.

Письменные суммативные работы обучающихся за текущий учебный год хранятся в школе до конца учебного года.

Результаты суммативного оценивания обучающихся в виде баллов выставляются в журнал (бумажный/электронный) и переводятся в четвертную и годовую оценки по утвержденной шкале перевода баллов.

 Информация по итогам суммативного оценивания предоставляется обучающимся, родителям или его иным законным представителям в бумажном или электронном формате.

Четвертная оценка выставляется на основании результатов формативного оценивания, СОР и СОЧ в процентном соотношении 25%, 25% и 50%.

При учебной нагрузке 1 час в неделю оценка за полугодие выставляется по результатам формативного оценивания и СОР.

Правила предусматривают, что ученики 1 класса не оставляются на повторный год обучения, за исключением учащихся, которым рекомендован повторный год обучения по заключению психолого-медико-педагогической консультации по заявлению родителей или иных законных представителей.

Повторный курс обучения в 1 классе оформляется решением педагогического совета.

Годовая оценка по учебным предметам учащимся 2-11 (12) классов выставляется как среднее арифметическое значение суммы четвертных оценок с округлением к ближайшему целому и является итоговой оценкой.

Для обучающихся 2-8 (9) и 10 (11) классов, имеющих годовую оценку "2" по одному или двум предметам, организуется суммативное оценивание за учебный год, включающее содержание материала за учебный год, которое проводится согласно графику, составленному школой.

Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое значение годовой оценки и оценки за суммативное оценивание за учебный год с округлением к ближайшему целому.

Учащиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов, имеющие годовую оценку "2" по трем и более предметам, оставляются на повторный год обучения.

При получении оценок "3", "4", "5" обучающиеся 2-8 (9) и 10 (11) классов переводятся в следующий класс.

Ученики 2-8 (9) и 10 (11) классов, повторно получившие оценку "2" по одному или двум учебным предметам, подлежат дополнительному суммативному оцениванию за учебный год по данным предметам.

Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое значение годовой оценки и оценки за дополнительное суммативное оценивание с округлением к ближайшему целому.

Дополнительное суммативное оценивание проводится до начала нового учебного года. 

При получении оценки "2" за дополнительное суммативное оценивание обучающиеся оставляются на повторный год обучения.

Пересмотр четвертных, годовых и итоговых оценок не допускается.

Экзамены

Правила также предусматривают порядок проведения итоговой аттестации обучающихся.

Так, освоение общеобразовательных учебных программ основного среднего, общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией учащихся и проводится в форме:

  • итоговых выпускных экзаменов для обучающихся 9 (10) класса;
  • государственных выпускных экзаменов для обучающихся 11 (12) класса.

Итоговая аттестация обучающихся 1-8 (9), 10 (11) классов не предусмотрена.

Ученики 9 (10) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы основного среднего образования, сдают четыре экзамена, один из них - по выбору. Учащиеся 11 (12) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, сдают итоговую аттестацию в виде пяти экзаменов, один из них – по выбору.

Итоговая аттестация для учащихся 9 (10) класса проводится в следующих формах:

  • письменный экзамен по казахскому языку/русскому языку и родному языку для школ с уйгурским/таджикским/узбекским языком обучения (язык обучения) в форме эссе, для обучающихся школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла – письменной работы (статья, рассказ, эссе);
  • письменный экзамен по математике (алгебре);
  • письменный экзамен по казахскому языку и литературе в классах с русским/узбекским/уйгурским/таджикским языком обучения и письменный экзамен по русскому языку и литературе в классах с казахским языком обучения;
  • письменный экзамен по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, история Казахстана, всемирная история, литература (по языку обучения), иностранный язык (английский/французский/немецкий), информатика).

Итоговая аттестация для обучающихся 11 (12) класса проводится в следующих формах:

  • письменный экзамен по казахскому языку /русскому языку и родному языку для школ/классов с уйгурским/ таджикским/ узбекским языком обучения (язык обучения);
  • письменный экзамен по алгебре и началам анализа;
  • устный экзамен по истории Казахстана;
  • письменный экзамен по казахскому языку и литературе в школах/классах с узбекским/ уйгурским / таджикским/ русским языком обучения и по русскому языку и литературе в школах/классах с казахским языком обучения;
  • письменный экзамен по предмету по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, основы права, литература (по языку обучения), иностранный язык (английский/французский/немецкий), информатика).

Итоговая аттестация для обучающихся 11 класса специализированных музыкальных школ-интернатов проводится в форме письменного экзамена:

  • по казахскому языку/русскому языку (язык обучения);
  • по алгебре и началам анализа.

Итоговая аттестация для обучающихся 12 класса специализированных музыкальных школ-интернатов проводится в форме:

  • тестирования по истории Казахстана;
  • тестирования по казахскому языку в школах с русским языком обучения и тестирования по русскому языку в школах с казахским языком обучения;
  • тестирования по предмету по выбору обучающегося (физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, основы права, литература (по языку обучения), иностранный язык (английский/французский/немецкий), информатика).

Приказ вводится в действие с 29 апреля 2023 года.

Детскую SIM-карту предлагают ввести в Казахстане

Вице-министр просвещения Едил Оспан 21 апреля рассказал об идее ввести детскую SIM-карту, которая будет под контролем родителей, сообщает Zakon.kz.

В кулуарах Мажилиса Едил Оспан поделился, что такую SIM-карту нужно привязать к телефонам родителей. В случае, когда ребенок будет подключаться к интернету, будет спрашиваться разрешение у родителей.

«Эту систему мы предлагаем ввести. Это будет контроль над ребенком: какие сайты посещает, в каких социальных сетях сидит. Еще один момент — мы можем ограничить по времени. Бывает, что ребенок ночью поздно сидит в интернете. Ограничивать экранное время. Все это мы будем предлагать. Это техническая часть проблемы. Мы, как Министерство просвещения, которое заботится о безопасности детей, будем это предлагать».

Едил Оспан

Но пока эта идея на уровне предложений, которое Минпросвещения считает актуальным.

«У кого есть дети школьного возраста, думаю, поддержат. Нам нужно добиться, чтобы наши дети сидели, скажем так, на “белых” сайтах, которые безопасны для их здоровья и в целом для воспитания. Нам надо это обсудить с соответствующими госорганами. Потом будем предлагать. Я думаю, это должно быть нормой закона».

Едил Оспан

Ранее стало известно, что TikTok решил ограничить время пользования сервисом для детей и подростков. В ближайшие недели для каждого аккаунта, принадлежащего пользователю младше 18 лет, будет автоматически установлено ограничение на 60 минут в день.

За парту после 40 лет: почему дети в Казахстане не ходят в школу

В Министерстве образования рассказали, сколько детей в Казахстане ни разу не посещали школу и сколько учеников старше 19 лет учатся в вечерних школах, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Для детей и подростков, которые по тем или иным причинам не успели вовремя получить среднее образование в стране, работают 66 вечерних школ. В них обучается более 10 тысяч учеников. По окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и в соответствии с правилами получают документ о получении среднего образования.

Помимо вовремя не начавших учиться детей и подростков школьного возраста, в вечерних школах обучаются и совершеннолетние ученики. Всего среди учеников таких школ 5812, не достигших 19 лет, от 19 до 25 лет — 913 учеников, с 25 до 39 лет — 2344, с 40 до 49 лет — 835 и даже 126 учеников старше 49 лет.

По данным Минпросвещения, на 25 марта в стране выявили 184 детей, которые по тем или иным причинам не посещают школу. При этом из них в школу удалось вернуть 77 детей, а работа с остальными 107 продолжается. Для сравнения: к концу февраля в школах не обучалось 200 детей, из которых на обучение вернули 81 ребенка.

Самыми распространенными причинами не посещения детьми школы в положенном возрасте является миграция внутри и за пределами страны, когда семьи меняют регион проживания, не уведомляя об этом организации образования, а также нежелание детей учиться. Чаще всего не хотят посещать школы дети из неполных и неблагополучных семей. В министерстве отметили, что за годы наблюдения за ситуацией по посещению школ наблюдается тенденция к уменьшению числа не посещающих школы детей.

Чтобы уменьшить число таких детей, Комитетом по охране прав детей разработаны Методические рекомендации по внутришкольному учету. В министерстве рассказали, что если в регионах выявляют семьи, препятствующие получению своими детьми образования или не обеспечивающие условия для посещения школы, то действуют по определенному алгоритму: 

  • принимают меры по взаимодействию с родителями для организации обучения,
  • информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия мер воздействия в соответствии с действующим законодательством,
  • сообщают в органы управления образованием о выявлении таких детей и принятых мерах,
  • информируют правоохранительные органы для постановки семьи на учет.
0 комментариев
Архив