Китайское давление на казахских экспортеров связали с репрессиями в Синьцзяне
Китайское давление на казахских экспортеров связали с репрессиями в Синьцзяне
3 года назад 1144 central.asia-news.com Канат Алтынбаев. Сухой порт KTZE-Khorgos Gateway. Казахстанская сторона казахско-китайской границы, 15 апреля 2019 г. [Абдуазиз Мадьяров/AFP]

Огромные потери, понесенные предпринимателями из Казахстана из-за китайской таможни, выглядят наказанием за то, что казахские власти предоставляли защиту мусульманам. Те бежали из Китая, чтобы спастись от устроенных Пекином лагерей.

Китай ужесточает таможенную политику в отношении казахстанских экспортеров. Так Пекин демонстрирует свое недовольство предоставлением Нур-Султаном статуса беженца этническим казахам, бегущим из Китая.

Проблемы на границе начались в середине ноября, когда власти в Синьцзяне ужесточили меры контроля грузов на таможне якобы «во избежание распространения COVID-19».

Казахстан еще в марте загрузил вагоны с зерном на экспорт в Китай, однако КНР до сих пор не впустил их под предлогом карантинных ограничений. Об этом заявил в пятницу (6 августа) заместитель председателя правления национального железнодорожного оператора «Казакстан темир жолы» (КТЖ) Оралхан Кулаков.

«Китайское направление — проблемное», — констатировал он, добавив, что китайская сторона обещала максимально принять зерно до 20 июля, но не сделала этого.

image

Гульнур Косдаулет направляется в китайское консульство в Алматы, чтобы выступить с протестом против задержания ее мужа в Китае. Косдаулет с группой протестующих, преимущественно женщин, ежедневно пикетируют консульство. Они добиваются свободного выезда домой для своих родственников, которые пропали без вести, находятся в заключении или не могут покинуть Китай, где продолжают притеснять меньшинства в Синьцзяне. [Абдуазиз Мадьяров/AFP]

КТЖ был вынужден запретить отправку груза в Китай, объяснив это тем, что из-за ограничительных мер со стороны Китая скопились оставленные вагоны.

Число отцепленных груженых вагонов на тот момент составило 12 000. Это «негативно сказывается на пропускной способности магистральной сети Казахстана», говорилось тогда в сообщении КТЖ.

КТЖ заявил, что «неоднократно принимал меры по урегулированию данной проблемы, но китайская сторона игнорирует подписанные соглашения и международные договоренности».

В то же время, усложнившиеся китайские таможенные проверки привели к большим заторам и на автомобильном пограничном переходе между Казахстаном и Китаем.

По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстане, по состоянию на 6 августа на пограничном переходе «Бахты» казахстанской-китайской границы скопилось около 150 транспортных средств со стороны Казахстана.

Самая большая электронная очередь из почти 8 000 автотранспортных средств отмечена на контрольно-пропускном пункте «Нур Жолы» казахстанско-китайской границы, заявили в комитете.

Потери казахстанских экспортеров

Похоже, Китай системно ужесточает таможенную политику в отношении центральноазиатской республики.

По данным КТЖ, с ноября прошлого года Китай не принял из Казахстана 12 000 вагонов с различными товарами.

Контроль на границе усиливается, говорит представитель Зернового союза Казахстана, учредитель группы компаний «Северное Зерно» Евгений Карабанов.

«Я на днях разговаривал с бывшим китайским партнером — он сказал мне, что китайские власти провели совещание, и губернатору [Синьцзяня] было поручено установить жесткий контроль на границе с Казахстаном», — сообщил Карабанов, живущий в Петропавловске.

В результате задержек на китайской границе и длительных простоев казахстанские экспортеры и собственники вагонов не могут исполнить свои обязательства перед партнерами и несут большие убытки.

В ноябре Карабанов отправил по железной дороге в КНР 17 вагонов льна на сумму 670 тысяч долларов (285 млн тенге). Однако из-за барьеров, введенных китайской стороной, его груз застрял на пять месяцев, что повлекло за собой заморозку средств.

«Это повлекло за собой большие убытки, а у меня были кредиты, которые нужно было закрывать», — рассказал предприниматель.

Карабанов убежден, что Пекин устанавливает самые жесткие таможенные ограничения именно в отношении Казахстана.

«Они словно наказывают нас за что-то, ведь с другими странами Китай так не поступает», — отмечает он.

Разочарование в Китае

Эксперты сомневаются в том, что меры Пекина действительно связаны с эпидемиологическими ограничениями.

Китай ужесточил таможенный контроль сразу после того, как Казахстан предоставил в октябре статус беженца четырем этническим казахам, бежавшим из Синьцзяна.

Китайские власти заточили более миллиона уйгуров и других тюркоязычных мусульман, включая этнических казахов, в 400 учреждений, включая лагеря «политпросвещения», следственные изоляторы и тюрьмы.

Миллионы других живут в системе жесткого наблюдения и контроля.

Руслан Назаров, специалист по международным отношениям из Нур-Султана, считает, что КНР таким образом выражает свое недовольство действиями Казахстана, защитившего своих репатриантов.

«В этом нет никаких сомнений», — подчеркнул он.

Назаров напомнил, что Пекин в июне пригрозил Киеву остановить поставку вакцин от коронавируса, после того как Украина подписала документ о ситуации с правами человека в Китае, и добился от Киева отзыва своей подписи.

Многие казахстанские предприниматели уже разочаровались в торговле с Китаем.

«С КНР невозможно работать», — сказал «Каравансараю» Даулет Ахметов, поставщик строительных материалов из Нур-Султана.

«Мало того, что у них по определению много барьеров в виде всевозможных инспектирующих и надзорных структур при импорте товара, так еще они непредсказуемы в своих действиях», — поделился он.

«Даже если у твоего товара есть все требуемые документы, ты несешь много рисков».

Ахметов говорит, что пять лет назад понес существенные убытки при попытке экспорта своей продукции в Китай и больше не желает связываться с этой страной.

Карабанов тоже зарекся связываться с Поднебесной.

«Я больше в Китай ничего не отправляю. Надо быть круглым дураком, чтобы после этого с ними работать», — подчеркнул он.

0 комментариев
Архив