Какие лекарства выдаются в Казахстане бесплатно? Как и где их получить?
Какие лекарства выдаются в Казахстане бесплатно? Как и где их получить?
3 года назад 1787

В Казахстане в рамках государственного обеспечения бесплатной медицинской помощью безвозмездно на амбулаторном уровне выделяют 264 препарата, передает kazlenta.kz.

Бесплатные лекарства положены всем гражданам страны на основании приказа министра здравоохранения от 29 августа 2017 года №666 "Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе обеспечении отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными или льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне" с учетом изменений, утвержденных приказом министра здравоохранения от 14 марта 2018 года. 

В документе перечислены заболевания, при которых предусмотрено обеспечение бесплатными лекарственными средствами, а также сам перечень препаратов.

При каких болезнях выдают бесплатные лекарства

Медикаментами за счет госказны обеспечиваются пациенты, состоящие на диспансерном учете со следующими заболеваниями:

  • ишемическая болезнь сердца;
  • артериальная гипертензия;
  • аритмия;
  • хроническая сердечная недостаточность;
  • больные с протезированными клапанами сердца;
  • хронический вирусный гепатит С, включая стадию цирроза печени;
  • вирусный гепатит В с дельта и без дельта агента;
  • язвенный колит, болезнь Крона;
  • язвенный колит;
  • язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;
  • гематологические заболевания, включая гемобластозы и апластическую анемию;
  • железодефицитная анемия;
  • наследственные дефициты факторов свертывания крови;
  • аутоиммунные заболевания и иммунодефицитные состояния;
  • диабет сахарный.

С полным перечнем заболеваний, при которых предусмотрена выдача бесплатных лекарств, можно ознакомиться здесь

Как получить бесплатные лекарства 

Для получения бесплатных медикаментов на амбулаторном уровне пациент, в первую очередь, должен быть прикреплен к поликлинике, состоять на диспансерном учете, при этом его данные должны быть внесены в реестр прикрепленного населения. 

Несколько шагов для получения бесплатных медикаментов:

  1. Необходимо прикрепиться к поликлинике по месту жительства;
  2. встать на диспансерный учет и находиться под наблюдением врачей, в том числе у участкового терапевта или профильного специалиста;
  3. получить бесплатный рецепт в случае, если заболевание включено в перечень, утвержденный приказом министра здравоохранения №666. Отметим, что соответствующий рецепт выписывается только участковыми врачами и профильными специалистами медицинских организаций;
  4. получить лекарства по рецепту в аптеке (при поликлинике), являющейся поставщиком услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. При получении медикаментов пациент должен иметь при себе удостоверение личности и рецепт. 

Рецептурные медикаменты выдаются одному пациенту только раз в месяц. Между тем количество выписанного препарата указывается из расчета курса лечения, а для нуждающихся в постоянном (длительном) лечении – из расчета трех месяцев.

Что делать, если в аптеке вам отказали в выдаче лекарств 

В случае, если фармацевт отказывается выдавать медикаменты или просит заплатить за них, то вы можете обратиться в Лекарственный информационно-аналитический центр по номеру горячей линий 1439, который создан при министерстве здравоохранения Казахстана.

При каких заболеваниях лекарства должны выдаваться бесплатно в Казахстане

В Фонде социального медицинского страхования рассказали о механизме получения бесплатных лекарственных препаратов в рамках государственного бесплатного объема медицинской помощи, передает МИА «Казинформ».

«Лекарственное обеспечение в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи от государства в Казахстане закреплено Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения. Получить лекарства на бесплатной основе могут категории граждан, состоящие на диспансерном учете по определенным заболеваниям и состояниям. Список полагающихся им на амбулаторном уровне лекарственных средств и изделий медицинского назначения утвержден соответствующим приказом Министерства здравоохранения (№ 666 от 29 августа 2017 года)», — сообщили в пресс-службе Фонда.

В Фонде пошагово объяснили, что нужно делать, чтобы получить лекарство бесплатно.

«Шаг 1. Прикрепиться к поликлинике.

Шаг 2. Сдать анализы, подтвердить диагноз и встать на диспансерный учет.

Шаг 3. Получить рецепт от участкового или профильного врача, который вас лечит.

Шаг 4. Обратиться в аптеку, которая работает по гарантированному объему бесплатной медпомощи, с удостоверением личности и рецептом.

Также, в Фонде перечислили заболевания, при которых граждане нашей страны могут рассчитывать на лекарства в рамках ГОБМП. Согласно этой информации, существуют порядка 13 групп заболеваний, для лечения которых лекарства в поликлиниках выдаются бесплатно:

Болезни системы кровообращения Болезни органов пищеварения;

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ;

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

Болезни нервной системы;

Психические расстройства и расстройства нервной системы;

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни;

Новообразования;

Паллиативная помощь;

Болезни органов дыхания;

Состояние после пересадки органов и тканей;

Болезни мочеполовой системы.

Кроме того, нередко возникают вопросы с тем, какие изделия медицинского назначения можно получить в рамках ГОБМП. Пациенты с сахарным диабетом могут рассчитывать на иглы к шприц-ручке, тест полосы для определения кетоновых тел в моче, одноразовые инсулиновые шприцы с маркировкой, тест полосы для определения глюкозы в крови.

Детям до 18 лет с сахарным диабетом полагаются инсулиновые помпы, инфузионный набор и резервуар к помпам.

Пациенты с распространенными формами злокачественных новообразований, туберкулеза и ВИЧ - инфекции, хроническими и прогрессирующими заболеваниями могут получить однокомпонентный дренируемый илео/колостомный калоприемник в комплекте с защитной пастой.

В случае, если лекарства и медицинские изделия, положенные в рамках ГОБМП, не хотят выдавать в поликлиниках, нужно обращаться к руководству поликлиник или в Управление здравоохранения Департамент Комитета фармации Министерства здравоохранения РК по месту жительства.

Как получить все положенные лекарства в поликлинике по месту жительства


Кто в ответе и что делать, если пациент недоволен оказанной медуслугой. С каждым годом все больше бюджетных средств идет в сферу здравоохранения Казахстана. Строятся современные клиники, закупается дорогое медоборудование, врачей обучают за рубежом... Однако, 8 из 10 респондентов inbusiness.kz считают, что от этого лучше не стало, напротив, наблюдается хаос в медучреждениях.

На что больше всего жалуются восточноказахстанцы, куда обращаться в случае неудовлетворительного предоставления медицинских услуг, рассказал inbusiness.kz директор Восточно-Казахстанского филиала Фонда социального медицинского страхования Галымжан Абилов.

Как получить все положенные лекарства в поликлинике по месту жительства

 

– Галымжан Нуржаубаевич, получает ли ВКО в достаточном количестве лекарства в рамках ГОБМП? Каков объем? Какие медицинские препараты можно получить в рамках ГОБМП в поликлинике по месту жительства?

– Лекарства в рамках ГОБМП предоставляются по рецептам, выписанным участковым терапевтом, для граждан, которые состоят на диспансерном учете в соответствии с перечнем хронических и социально значимых заболеваниях. Потребность в лекарствах определяется медицинской организацией по схемам лечения на основе клинических протоколов с указанием дозы, кратности в сутки и длительности приема. Также по данным динамики заболеваемости, статистических данных по прогнозируемому количеству больных, по наименованиям и формам выпуска лекарств, согласно электронному регистру диспансерных больных. После определения потребности заявка на медикаменты направляется в управление здравоохранения на согласование. В поликлиниках на бесплатной основе выдаются 270 наименований медикаментов для лечения 32 заболеваний. В целях полного охвата амбулаторным лекарственным обеспечением поликлиника должна вести паспорта участка для планирования оказания качественной медицинской помощи населению с ежемесячной переписью населения. С полным перечнем заболеваний и доступных лекарств можно ознакомиться в Приказе МЗ РК от 29.08.2017 года № 666 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне».

– Кто ответственен за поставку и обеспечение лекарствами по ГОБМП на местах? Почему в некоторых поликлиниках по месту жительства отсутствуют те или иные медицинские препараты? Может ли человек получить в последующем недополученные лекарства за предыдущие месяцы?

– Проведением закупа и поставки лекарственных препаратов в стационары и поликлиники, оказывающие ГОБМП и ОСМС, занимается единый дистрибьютер – ТОО «СК-Фармация». Отсутствие тех или иных медицинских препаратов зависит от сформированных медицинскими организациями заявок на медикаменты, от своевременного закупа и поставки единым дистрибьютером – ТОО «СК-Фармация». Недополученных лекарств быть не может в принципе. В целях своевременного обеспечения и доступности лекарственных средств населению Управлением здравоохранения, при необходимости, может быть принято решение о перераспределении лекарственных средств в пределах области. Каждый пациент должен проходить динамическое наблюдение ежеквартально, что позволяет своевременно откорректировать лечение и полностью охватить лекарственным обеспечением.

– В некоторых больницах при плановой госпитализации пациенты сами закупают необходимые лекарства. Почему?

– При получении плановой стационарной помощи пациентам в рамках ГОБМП все лекарственные средства предоставляются бесплатно согласно протоколам лечения. Обеспечение лекарственными средствами в рамках ГОБМП и ОСМС осуществляется медицинскими организациями при оказании скорой, стационарной и стационарозамещающей помощи в соответствии с лекарственными формулярами организаций здравоохранения. Лекарственный формуляр должен основываться на Казахстанском национальном лекарственном формуляре (КНФ). Он является перечнем лекарственных средств с доказанной клинической эффективностью и безопасностью. КНФ, сформированный для оказания ГОБМП и ОСМС с указанием предельных цен, является обязательной основой для разработки и утверждения лекарственных формуляров в организациях здравоохранения. При составлении КНФ все препараты проходили тщательный отбор в виде оценки доказанной клинической эффективности и безопасности лекарственных средств. Каждый пациент может проверить, имеется ли назначенный ему препарат в КНФ, и вправе оспорить применение препарата в случае отсутствия его в КНФ.

– Куда обратиться человеку, который не смог получить все положенные лекарства в поликлинике по месту жительства, или получил только часть из них, или недоволен качеством медуслуг?

– Если возникают вопросы по ненадлежащему лекарственному обеспечению, можно обратиться к заместителю главного врача по лечебной работе поликлиники или в управление здравоохранения. А в случае перебоев с получением лекарственных средств пациенты могут звонить в контакт-центр по вопросам бесплатного лекарственного обеспечения по короткому номеру 1439, который доступен как для городских, так и для мобильных телефонов. Все звонки бесплатны. Операторы контакт-центра предоставляют обратившимся пациентам информацию о сроках и датах поставки необходимых медикаментов, отпускаемых бесплатно. К сожалению, зачастую граждане не знают своих прав. И, когда они обращаются в медицинскую организацию, бывают случаи, когда им либо отказывают в оказании помощи, либо направляют на платной основе. Поэтому фонд и его филиалы стараются максимально давать информацию на всех публичных площадках, чтобы пациент знал свои права. Ежедневно проводится мониторинг исполнения договоров медицинскими организациями, насколько качественно была оказана медпомощь. В договоре с поставщиками отдельно обговариваются эти пункты, есть отдельный классификатор критерия качества.

Для того чтобы пациенты знали, куда обращаться для отстаивания своих интересов, фонд подготовил удобную памятку-подсказку «6 способов защитить свои права»:

- Самый быстрый и удобный способ решить проблему – разобраться на месте. Для этого в каждой медицинской организации работает служба поддержки пациента и внутренней экспертизы. Она создана для контроля оказания медицинских услуг, их полноты и соответствия стандартам. Эта служба проводит внутренний анализ оказания медпомощи и клинической деятельности медицинской организации, выявляет нарушения стандартов и порядка предоставления медуслуг. Также она занимается рассмотрением обращений граждан, жалоб пациентов. Поэтому, обратившись в службу поддержки пациента, можно разрешить ситуацию на месте, не теряя драгоценного времени, получить необходимую помощь и информацию.

- В случае если вопрос не был решен службой поддержки пациента и он касается организации медицинской помощи, то есть возможность обратиться в колл-центр управления здравоохранения региона. Все медицинские организации подведомственны управлениям здравоохранения, поэтому есть возможность повлиять на решение своего вопроса, обратившись непосредственно к сотрудникам call-центра управления.

- Фонд социального медицинского страхования имеет несколько каналов обратной связи, куда можно обратиться за консультацией. Например, оставить обращение через мобильное приложение Qoldau 24/7 (можно установить в Play Market и App Store). Обращению присваивается номер, по нему затем отслеживается статус обработки. Рассмотрением занимаются специалисты фонда. Они связываются с медицинской организацией, запрашивают информацию, проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи.

- Для тех, кто не любит устанавливать лишние приложения в телефон, предусмотрена возможность подачи обращения через Saqtandyrubot в Telegram. После нажатия команды «Главное меню» выпадает несколько разделов на выбор. Выбираете «Отправить обращение на 1406». Далее бот предлагает «Отправить обращение» и «Историю обращений», так позднее можно проверять статус уже сформированной заявки. Подача же самого обращения осуществляется согласно командам бота, где указываются регион, наименование медицинской организации и суть вопроса.

- Единый контакт-центр 1406 принимает звонки круглосуточно и рассматривает их по специально созданной трехуровневой модели обработки обращений. К первому уровню относятся вопросы консультативного характера. Ко второму и третьему – обращения, требующие детального изучения. Специалисты фонда связываются с медицинской организацией, запрашивают информацию, проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи.

- Пользователям официальных сайтов будет удобнее сделать обращение, зайдя на сайт Фонда социального медицинского страхования fms.kz, и выбрать необходимую задачу в разделе «Народный контроль»: пожаловаться или оставить предложение. В первом случае пациентом указываются регион, поликлиника, диагноз, дата визита, ИИН и выбирается одна из причин жалобы. При подаче предложения в пустых полях нужно заполнить исходные данные и сформулировать текст. Люди должны понять, что мы заинтересованы в диалоге с населением. Прежде всего обращения пациентов дают возможность влиять на доступность и качество медицинских услуг, которые оказывают поставщики Фонда соцмедстрахования.

– Сколько жалоб вы получили за последние два года? Что в таких случаях предпринимаете?

– Да, ежедневно на каналы обратной связи поступают жалобы и обращения на некачественное медицинское обслуживание. К примеру, за 2020 год экспертами филиала фонда было рассмотрено 460 обращений, из которых 417 жалоб, из них 35 – по вопросам лекарственного обеспечения, 15 – некачественно оказанной медицинской помощи. За I квартал 2021 года рассмотрено 171 обращение, из них 29 жалоб, их которых 15 по вопросам лекарственного обеспечения, 1 – некачественно оказанной медицинской помощи.   Одной из ключевых задач фонда является защита прав пациента. В связи с этим экспертами фонда проводятся мониторинг качества оказания медицинской помощи, а также проверка причин отказа в ее предоставлении индивидуально по каждому случаю. В 2020 году эксперты филиала по ВКО Фонда социального медицинского страхования выявили 115 981 дефект по качеству и объему оказанных поставщиками медицинских услуг. В этом году планируется внести изменения в систему мониторинга качества. Будет внедрен проактивный мониторинг, который направлен на выявление и предупреждение условий и причин, приводящих к нарушению порядка оказания медицинских услуг и прав пациентов. Теперь при выявлении системных дефектов поставщик должен в течение 45 календарных дней со дня подписания заключения устранить выявленные дефекты и неисполненные обязательства. В случае неустранения дефектов в указанный срок последуют меры финансового взыскания.

– Что даст это нововведение? И как часто будут проходить эти реформы?

– Нововведение позволит повысить доступность и качество медицинских услуг и сделать более доверительными отношения с поставщиками. Вообще, основной целью фонда является повышение вовлеченности в систему ОСМС и доступности медицинских услуг, совершенствование планирования объемов медицинских услуг и тарифной политики. Совершенствование механизмов закупа и оплаты медицинских услуг, защита прав пациента, совершенствование обратной связи с пациентами. Также внедрение механизмов проактивного мониторинга качества оказания медицинской помощи, развитие человеческого капитала. В 2021 году фонд за счет средств ОСМС поставил задачу обеспечить повышение доступности амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи, поддержку сельского здравоохранения, развитие дистанционной медицины, скрининговых программ, сестринского дела, патронажной службы. Также одним из приоритетных направлений финансирования определена медицинская помощь детям. Высокотехнологичная медицинская помощь увеличена в 7 раз, в частности финансирование по программе «Аңсаған сәби». По программе «Қамқорлық» будет поддержана медицинская реабилитация детей с особыми потребностями. Предусматривается и дополнительное финансирование, которое будет выделено на проведение неонатальных скринингов и оценки психофизического развития младенцев, а также развитие школьной медицины, услуги медицины для сельской местности планируется увеличить на 20%.

– Сколько восточноказахстанцев на сегодня платят ОСМС? Их возраст в среднем? Сколько медицинских учреждений ВКО оказывают медицинские услуги в рамках ГОБМП?

– По состоянию на 28 апреля 2021 года участниками системы ОСМС по Восточно-Казахстанской области являются 1 129 639, что составляет 82,8% от общего числа населения ВКО. На сегодня 103 медицинских учреждения ВКО оказывают медицинские услуги в рамках ОСМС и ГОБМП. А вот со списком всех поставщиков можно ознакомиться на сайте www.fms.kz. 

Жанар Асылханова

В Китае расширили доступ к лекарствам, охваченным системой медицинского страхования

В Китае предоставили альтернативные каналы для приобретения пациентами лекарств, охваченных действующей в стране системой медицинского страхования. Об этом заявили в понедельник в Государственном управлении медицинского обеспечения /ГУМО/ КНР.  

Теперь лекарства, цены на которые были определены по итогам переговоров между ГУМО и фармацевтическими предприятиями (далее упоминаются как лекарства по выгодным ценам), пациенты могут покупать либо в больницах, либо в назначенных аптеках, причем в обоих местах пациенты пользуются одинаковыми условиями в аспекте покрытия расходов на лекарства, реализуемые в рамках Государственного фонда медицинского страхования, сообщил на пресс-брифинге глава департамента по фондовому управлению при ГУМО Хуан Хуабо, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на Синьхуа.

По его словам, такие меры предназначены для обеспечения поставок соответствующих лекарств и удовлетворения потребностей пациентов.

Недавно ГУМО и Государственный комитет по делам здравоохранения КНР совместно обнародовали руководство об установлении и совершенствовании "двух каналов" приобретения лекарств по выгодным ценам, согласно которому назначенные розничные аптеки впервые будут включены в цепочку поставок лекарственных средств в рамках государственной системы медстрахования и будут пользоваться единой с медучреждениями платежной политикой.

0 комментариев
Архив