Как отечественный бизнес реагирует на мировой тренд цифровизации
Как отечественный бизнес реагирует на мировой тренд цифровизации
6 лет назад 1640

Глобальная экономика сталкивается с новыми серьёзными вызовами, решить которые позволят разработка цифровой стратегии и цифровая трансформация бизнеса.

Современные технологии меняют представление о большинстве аспектов работы компаний и выводят на первое место вопросы, с которыми до недавнего времени не слишком считались, например киберугрозы.

При этом, говоря о цифровой трансформации, многие подразумевают в первую очередь крупные компании и редко задумываются о том, что именно малый и средний бизнес является частью повседневной жизни каждого и уровень его развития во многом определяет уровень развития экономики в целом. Эксперты отмечают, что цифровая трансформация МСБ может дать ошеломляющие результаты, но пока запаздывает и сводится к поверхностному пониманию сути процесса.

Результаты исследования, посвящённого цифровизации МСБ, представил в ходе Алматинского бизнес-форума региональный директор IDC по Центральной Азии, Азербайджану и Монголии Андрей Беклемишев. Опрос более чем 2000 респондентов в США, Великобритании, Германии, Японии, Индии и Китае показал, что под цифровой трансформацией руководство многих компаний понимает прежде всего модернизацию «железа».

Представители малого и среднего бизнеса, говоря о цифровой трансформации, упоминают апгрейд ПК. Новые компьютеры, конечно, тоже нужны, но цифровая трансформация предполагает обязательное использование четырёх основных элементов так называемой третьей технологической платформы: социальных сетей, мобильности, облаков, больших данных. Если компании не интегрируют эти решения в новые производственные процессы, не создают новый пользовательский опыт, не строят изначально цифровой бизнес, это не трансформация, – указывает Беклемишев.

Исследование IDC выявило интересную тенденцию. Основная масса игроков рынка МСБ (30,7%респондентов в развитых странах и 46,2% в развивающихся) приоритетом номер один называют рост доходов, на втором месте (23,8% и 49,8% соответственно) – желание инвестировать в технологии с целью повышения эффективности компании. Аналитики обращают внимание, что позиция бизнеса развитых стран, которые мы привыкли воспринимать как технологичные супердержавы, в целом выглядит более консервативно по сравнению с коллегами из развивающихся стран, готовыми инвестировать в перемены.

О намерении инвестировать в технологии с целью увеличения доходов, развития новых направлений бизнеса и роста продаж заявили 43,7% американских респондентов, 24,8% представителей малого бизнеса Германии и всего 8% японских. Зато в малом бизнесе Индии и Бразилии доля положительных ответов составила 51,4% и 50,5% соответственно. В той же Японии лишь 5,7% предпринимателей готовы инвестировать в технологии, чтобы лучше управлять расходами и повысить эффективность компании, тогда как среди респондентов в США таковых оказалось 41,5%, в Великобритании – 42,9%, в Германии – 27%, в Индии – 47,5%, в Китае – 40,5%, а в Бразилии – 61,2%. Довольно сдержанно японский МСБ относится и к перспективам вложений в облачные решения как альтернативу собственным продуктам: это собираются делать лишь 4,6% респондентов, тогда как в других странах – 30–40%, а в Бразилии – свыше 59%. 

 

Исходя из данных исследования, отмечает Беклемишев, складывается впечатление, что Япония, которую мы считаем одной из самых технологичных держав, на самом деле довольно консервативна. Напротив, в развивающихся странах больше, чем где-либо, уверены в необходимости повышать эффективность и производительность бизнеса за счёт внедрения технологий, проявляют активный интерес к облакам, которые могут стать конкурентным преимуществом.

Мы специально проводили опрос в январе, чтобы узнать приоритеты инвестирования на ближайшие 12 месяцев. И в развитых, и в развивающихся странах 50% опрошенных представителей МСБ намерены вкладывать в покупку новых компьютеров. В среднем бизнесе ситуация чуть лучше, но в целом небольшие компании не очень хорошо понимают, что такое цифровая экономика и зачем она им нужна, и лозунги на эту тему часто остаются пустым звуком. И всё же именно в развивающихся странах больше выражен тренд на дальнейшее развитие – уход в сервера, понимание необходимости инвестиций в информационную безопасность и сохранение данных, – констатирует эксперт.

Глобальным трендам следует и Казахстан. Как свидетельствуют результаты проведенного KPMG опроса IT-директоров более 20 крупнейших компаний страны, большинство респондентов ставит на первое место увеличение операционной эффективности и улучшение бизнес-процессов. Создание инновационных продуктов и услуг рассматривают в качестве приоритета 53% опрошенных.

Основные выводы одинаково справедливы и для глобальных рынков, и для нашего. В первую очередь это касается отношения к киберрискам. Данный вид рисков больше всего заботит IT-руководителей, всё чаще внимание и ответственность за управление этим видом риска демонстрируют советы директоров. Компании увеличивают бюджеты на информационную безопасность и в целом понимают необходимость достижения баланса между рисками и возможностями, стимулируя клиентоориентированный подход в подразделениях безопасности, – отмечает Константин Аушев, руководитель группы консультирования в области IT KPMG в Казахстане и Центральной Азии. Традиционной для местного рынка здесь является проблема нехватки квалифицированных кадров. Как и во всем мире, высок спрос на специалистов по большим данным.

О больших данных как о самом важном элементе новых технологий говорят 75% казахстанских компаний, 45% считают приоритетом облачные решения, 40%  и 30% соответственно – блокчейн и интернет вещей. На практике же внедрение инноваций в казахстанском бизнесе (в большей степени в МСБ, в меньшей – в крупных компаниях) тормозит зарегулированность процессов. Многие представители отечественного бизнеса, как и их коллеги из зарубежных стран, считают, что производство в их компаниях и без того в достаточной степени автоматизировано.

Переоценка своих достижений в области цифровизации – это тоже глобальное явление. Мы определили пять уровней зрелости цифровой трансформации, и компании, которые объективно находятся на самом первом уровне, считают себя достаточно зрелыми и «продвинутыми», – говорит Беклемишев.

Что касается элементов «Индустрии 4.0», то их внедрение в местном бизнесе сдерживает отсутствие специалистов, финансирования, а главное, понимания, кому и зачем нужна цифровизация, как необходимый для развития бизнеса процесс, а не как инициатива сверху.

В Казахстане будет создано 20 цифровых ферм

На заседании правительства о применении цифровых технологийв агропромышленном комплексе рассказал первый вице-министрсельского хозяйства Арман Евниев, пишет primeminister.kz.

Так, в соответствии с поручением президента увеличение в течение пяти лет производительности труда в АПК и экспорта переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза в большей степени будет обеспечено за счет цифровизации комплекса.

По данным Минсельхоза, в рамках цифровизации будет создано не менее 20 цифровых и 4000 продвинутых ферм по всей республике и обеспечена стопроцентная автоматизация процессов и госуслуг.

«Цифровизация будет ориентирована на фермера и упрощение его деятельности от начала до сбыта», — сказал первый вице-министр сельского хозяйства.

При этом отмечено, что в процессе цифровизации АПК планируется использовать опыт таких стран, как Канада, Турция, Австралия, Германия, США, по быстрым онлайн-займам, анализу и прогнозу погоды, планированию урожая, мониторингу цен.

Ведомство планирует посредством автоматизации решать трудности, возникающие у фермера на начальном этапе деятельности со сбором информации, получением консультаций, обучением. Так, с 2020 года планируется запуск онлайн-обучения с привлечением частных ИТ-компаний, это позволит фермеру проходить обучение с выбором преподавателя, курсов и без приезда в учебный центр и снизит временные и транспортные расходы.

Также отмечено, что с 2020 года будет запущена практика онлайн-консультацийпо предпринимательству, ведению хозяйства, агрономии, семеноводству, животноводству. В 2019 году планируется внедрить пилотный проект по запуску онлайн-кредитования весенне-полевых работ, в 2021 году процесс будет полностью автоматизирован.

Арман Евниев доложил, что на сегодняшний день процесс получения земли на торгах и аукционах не автоматизирован и отсутствует открытая карта земельных участков. МСХ планируется до 1 июля 2019 года провести в отдельных областях в пилотном режиме предоставление земли только в электронном виде, а с 2021 — запустить процесс полностью. До конца 2019 года планируется создать открытую карту земельных участков. За счет автоматизации также будут решены трудности, с которыми сталкивается фермер на этапе производства — по получению субсидий, отсутствию данных по агрохиманализу, космомониторингу, точных метеоданных.

По данным МСХ РК, в рамках создания электронных карт полей, являющихся одним из элементов точного земледелия, проведена оцифровка 23,7 млн га земли, или 98,8% от общей посевной площади. До конца года планируется завершить полную оцифровку полей по пашням. 

Для анализа применения точного земледелия в девяти пилотных хозяйствах в Северо-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской и Костанайской областях Казахским агротехническим университетом осуществлены ревизия возможностей техники, дифференцированное внесение удобрений, созданы электронные карты полей, проведен агрохиманализ почвы, составлены карты засоренности посевов. Обучение фермеров использованию новых технологий проходит на базе полигонов точного земледелия: агропарка «Каскелен», НПЦ зернового хозяйства им. А. Бараева, ТОО «Заречный» и Казахского национального аграрного университета.

До конца года будут определены хозяйства, с которыми будет проводиться работа по их развитию до уровня цифровых ферм мясного и молочного направления. До конца текущего года планируется создать электронные карты пастбищ.

В рамках внедрения точного земледелия определены три уровня ферм: цифровая ферма, продвинутая ферма и базовая ферма, для которых определен набор необходимых элементов. Дальнейшая работа будет направлена на повышение фермером своего уровня через меры господдержки.

Докладывая об эволюции хозяйств к цифровой ферме, Арман Евниев сообщил, что Минсельхозом уже обеспечен базовый уровень через программу Е-АПК путем оцифровки всех посевных площадей, а также посредством актуализации карт агрохимического состояния почв.

«Теперь цель базового уровня перейти в продвинутый уровень, а продвинутым — стать цифровой фермой. Вся цепочка так называемой “цифровой эволюции” уже разработана и может применяться фермерами. С развитием технологий набор элементов будет дополняться», — сказал Арман Евниев.

Также отмечено, что на всех этапах деятельности фермера планируется упрощать процедуры получения госуслуг путем их автоматизации.

«На сегодняшний день из 101 госуслуги 61 частично автоматизирована и 1 полностью автоматизирована. Проведена оптимизация 98 госуслуг. В ближайшее время планируется оптимизация оставшихся 3 госуслуг. До конца 2018 года планируется полностью автоматизировать 16 госуслуг, до 2022-го — все государственные услуги», — отметил Арман Евниев.

В завершение Арман Евниев доложил об ожидаемом от цифровизации АПК экономическом эффекте. Так, в соответствии с Госпрограммой АПК за счет мероприятий планируется прирост ВВП свыше 3 трлн тенге, в котором эффект от цифровизации АПК составит 30%, или около 1 трлн тенге.

0 комментариев
Архив