64% школьников в Казахстане функционально безграмотны - что это значит и как с этим бороться?
64% школьников в Казахстане функционально безграмотны - что это значит и как с этим бороться?
3 года назад 1388 forbes.kz

В рамках II Нобелевского фестиваля состоялась серия дискуссий об образовательных трендах, где руководители крупнейших международных организации и школ обсудили будущее обучения в мире постпандемии; оценили то, как меняется роль учителей в современном мире, и обозначили барьеры, с которыми система образования сталкивается сегодня.

Говоря о преградах в развитии инклюзивного образования, глава ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен процитировал публикацию Всемирного банка, в которой указывается, что 6 из 10 казахстанских школьников являются функционально безграмотными, и добавил, что пандемия ведёт только к увеличению этой пропорции: «Да, они могут читать и писать. Да, они могут перечислить столицы мира или назвать самые важные даты в истории страны. Но умение использовать эти навыки в повседневной жизни - это намного сложнее».

Функциональная грамотность - это уровень знаний и навыков, который позволяет эффективно строить коммуникации, исполнять задачи в повседневной жизни в координации с окружающими, а также дает возможность анализировать информацию и применять её в письме и речи. Оценка функциональной грамотности осуществляется по модели Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA).

Мы решили узнать об этой проблеме больше и поговорить с автором данной публикации - Жаном-Франсуа Марто, постоянным представителем Всемирного банка в Казахстане. Он также выступил спикером Нобелевского фестиваля.

Тенденция понижения функциональной грамотности говорит о недостаточной вовлеченности учеников в процесс обучения, что может быть признаком стагнации системы образования. По словам Жана-Франсуа Марто, эта проблема возникла не только в Казахстане, она проявляется во многих странах мира и усугубляется из-за пандемии: «Люди не готовились к тому шоку, с которым мы столкнулись. Если мы посмотрим на то, как ситуация ухудшилась во всем мире, потери в образовании в Казахстане сопоставимы со многими странами мира. Системы образования большинства стран оказались не готовы к такому шоку. Я из Франции, и знаю, что там процент людей, потерявших связь с системой образования, выше, чем в Казахстане. Нельзя сказать, что Казахстан справился хуже других стран».

Тем не менее, по словам руководителя Всемирного банка в Казахстане, принять курс на восстановление и провести оценку потерь станет возможно только после окончания пандемии.

- Если вы посмотрите на примеры по всему миру, то действительно, как только вы стабилизируете ситуацию, вы сможете встать на путь восстановления. Что действительно важно на этом этапе - когда именно мы вернемся к нормальной жизни. Следующий учебный год будет иметь решающее значение, чтобы вернуть как можно больше людей к нормальному уровню (образования), - заявил он.

Спикер также отметил важность симбиоза подходов в образовании:

- Лучший подход - использовать онлайн-обучение в дополнение к офлайн-обучению, и это даст нам оптимальный результат.

Участники образовательных дискуссий Нобелевского фестиваля также отметили, что системам образования во многих странах не хватает разнообразия подходов и практики в реальных условиях, что ещё сильнее усугубляется пандемией и онлайн-обучением. Решением является скорейшая перезагрузка систем образования, которая, однако, невозможна без сокращения неравенства - как в получаемых знаниях, так и в жизненных навыках выпускников.

- Устранение неравенства - это ключ к преобразованию. Цифровые технологии могут помочь нам выровнять уровень образования и провести необходимые трансформации, - подчеркнул Дерек Венмот, международный эксперт, руководитель образовательной организации FutureMakers (Новая Зеландия).

Жан-Франсуа Марто согласился с этим утверждением:

- Это правда, что система образования нуждается в трансформации. Для этого нам нужно проводить больше времени со студентами и задействовать большее количество учителей.

Для преодоления неравенства, трансформация требуется и в подходе к распределению ресурсов в образовании:

В Казахстане очень много отлично подготовленных выпускников, но если вы посмотрите на ресурсы, которые вкладываются в этих учеников, - то окажется, что иногда это в 6-7 раз больше, чем то, что дается другим, - заявил спикер.

По его словам, помимо перераспределения необходимы и комплексные меры, в первую очередь распространение опыта менеджмента лучших казахстанских школ во всех учебных заведениях:

- Делая это, мы можем вывести других учеников на этот уровень. Отчасти требуется больше ресурсов, отчасти необходимо переосмыслить сочетание онлайн- и офлайн-обучения, чтобы предоставить больший доступ к онлайн-контенту для людей из наиболее неблагополучных районов Казахстана и направить большее количество учителей к ученикам, которые в них нуждаются. МОН РК уже предприняло определенные меры: выросли зарплаты, профессия учителя стала более привлекательной. Однако Казахстан не тратит и не тратил на свою систему образования столько, сколько потратили другие страны. Финансирование необходимо увеличить. В прошлом году был большой рост, но это произошло из-за пандемии и использования всех возможных средств, чтобы донести знания. Необходимо продолжать инвестировать и совершенствовать способы обучения.

Возвращаясь к функциональной безграмотности, стоит упомянуть, что, несмотря на неутешительную оценку по стране, Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ) выделились в крайне позитивном ключе. Председатель правления АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова также поделилась своим видением того, как поднять уровень среднего образования в Казахстане.

По ее словам, школам необходимо адаптироваться к новой образовательной программе, чтобы быть готовыми к предстоящим трансформациям.

- Обновленная программа, которая была внедрена при нашей поддержке - это только начало пути, - заверила она.

Положительные результаты руководитель НИШ объясняет тем, что с момента открытия была проведена большая работа с учителями, детьми и родителями. Преподаватели регулярно проходят интенсивные курсы подготовки, перед детьми ставятся прикладные задачи:

- Ребенок должен уметь использовать полученные знания, поэтому мы стимулируем самостоятельное обучение и работу в инженерных лабораториях. Получил знания по математике, химии или физике - прояви себя на деле. Это закрепляет умения учеников.

Куляш Шамшидинова подчеркнула важность систем внешнего мониторинга, которые позволяют взглянуть на ситуацию объективно и своевременно заметить негативные тенденции в качестве обучения:

- Важнейшим фактором является академическая честность. Мы проводим экзамен с Кембриджским международным экзаменационным советом и ежегодно награждаем школы, результаты которых коррелируют с внутренними годовыми оценками.

Цифровизация образования также играет ключевую роль в контексте повышения качества.

- Проблема функциональной грамотности связана и с компьютерной грамотностью, - считает Куляш Шамшидинова. - Например, если говорить о тесте ACCESS (международный онлайн-тест для учеников школ) — то он вызвал немалые сложности. В 2019 среди всех стран мы оказались на последнем месте. После этого пандемия поставила нас в положение, в котором мы были обязаны адаптироваться к онлайн-обучению - это, безусловно, повысило наш уровень подготовки.

По словам организаторов Нобелевского фестиваля, барьеры на пути к развитию должны быть всегда чётко обозначены и приняты во внимание - как в образовании, так и в других сферах. Это повышает эффективность принимаемых мер и вероятность успеха трансформаций.

- Ценность площадки Nobel Fest в том, что она может не только объединять казахстанских и международных экспертов по обмену знаниями и опытом, но также позволяет анализировать ситуацию с разных точек зрения и приходить к взвешенным выводам и решениям, столь необходимым в кризисное время, - подчеркивает Максат Курбенов, управляющий директор Фонда инклюзивного развития (IDF, организатор Nobel Fest).

Батихан Калибеков, технический руководитель IDF, добавляет:

Nobel Fest – это больше, чем фестиваль. Это долгосрочный проект, направленный на решение проблем неравенства и на развитие инклюзивного образования, то есть предоставления доступа к знаниям максимально возможному количеству людей во всех возможных формах. Наша миссия – не только донести информацию, но и мотивировать молодых исследователей заниматься научной деятельностью, задавать себе вопросы и искать на них ответы.

С 12 по 16 апреля 2021 в честь Дня науки в Казахстане проходит Неделя Нобелевских лекций для университетов и школ Казахстана. В рамках Недели Нобелевских лекций студенты Казахстана и Центральной Азии смогут получить знания от лучших ученых планеты и напрямую задать интересующие их вопросы.

Ключевой спикер Nobel Fest, американский экономист Джеффри Сакс предположил:

Через 20-30 лет появятся ученые из Центральной Азии, которые скажут: «Я получил свою Нобелевскую премию, потому что когда-то мне довелось участвовать в бесплатной лекции на Нобелевском фестивале, которая вдохновила меня изучать то, что мне интересно». И это действительно будет именно так. Инклюзивные знания - фантастическая возможность для нас. Я думаю, что Nobel Fest - это грандиозная инициатива, над которой мы должны работать и с крупными компаниями, телекоммуникационной отраслью, ООН и другими, чтобы предоставить каждому ребенку бесплатный доступ по крайней мере к устройству, через которое они могут смотреть Nobel Fest, чтобы в будущем они могли стать лауреатами Нобелевской премии.

Все лекции Нобелевских лауреатов и других выдающихся ученых будут доступны для просмотра на сайте Nobel Fest. Подписывайтесь на YouTube-канал, а также на официальную страницу в Instagram, чтобы не пропустить последние новости.

II Nobel Fest проходит при поддержке Coca-Cola, корпорации Chevron, Южно-Казахстанского университета им. М.Ауэзова, Актюбинского регионального университета имени К.Жубанова, компании BTS Digital, Фонда Сорос-Казахстан, Фонда науки, а также Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА.

Автор и контактное лицо: Адилет Амиров, координатор Nobel Fest

+7 705 342 9552

amirov@inpolicy.net

Пресс-служба Нобелевского фестиваля

Асылбек Кожахметов: Вузы должны готовить не наемных работников, а предпринимателей

Президент AlmaU - о проблемах высшего образования в Казахстане

Асылбек Кожахметов
ФОТО: Андрей Лунин
Асылбек Кожахметов

Бизнесмен и издатель Forbes в Казахстане и Грузии Арманжан Байтасов подготовил очередной выпуск для своего YouTube-канала Baitassov Live. Новым героем передачи стал казахстанский общественный деятель, бизнесмен, основатель и президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов. Основной темой программы стало казахстанское образование: его трансформация в период пандемии и перспективы дальнейшего развития. Начиная беседу, автор и ведущий проекта Арманжан Байтасов попросил своего гостя оценить систему образования РК.

Асылбек Кожахметов отметил, что несмотря на имеющуюся критику, в целом система образования страны за 30 лет независимости проделала большой путь: в республике развита система частного образования, которая, например, в Узбекистане, появилась всего 2 года назад. Также наша страна достаточно успешно преодолела этап перехода от советской «командной» системы образования к рыночной.

- С моей точки зрения, нам еще многое предстоит сделать, но то, что проделано, - уже серьезное достижение, - сказал спикер.

Он также уточнил, что сегодня уровень образования стал ниже, чем при СССР, но не упал до слишком низких значений.

- Я считаю, что советское образование входило в топ-3 в мире, возможно, вообще был самым лучшим. Понятно, что сегодня мы не на первом и даже не на десятом месте. По многим показателям по уровню образования мы в районе 50-й строчки. Вообще здесь много разных показателей. Например, по индексу человеческого развития мы на 51-м месте, Россия - на 52-м, а Узбекистан - на 103-м. В целом нужно трезво оценивать наши возможности, в том числе и с экономической точки зрения, - подчеркнул Асылбек Кожахметов.  

Далее он развил эту мысль. В среднем ежегодно на обучение каждого студента вуза правительством РК выделяется около $9 тыс. В США этот показатель равен $45 тыс., а во Франции - $56 тыс.

- И когда у нас начинают говорить о том, что на Западе уровень образования гораздо выше, чем у нас, это не совсем правильно. Нельзя платить как за «Запорожец» и требовать комфорта, как у «Мерседеса», - привел аналогию эксперт.

Он также напомнил, что из республиканского бюджета (около $160 млрд) на образование в Казахстане выделяется всего 3,6%. Чтобы поддерживать уровень образования на должном уровне, необходимо выделять как минимум 5%, а для того чтобы сокращать отставание от лидирующих стран - минимум 7%.

Асылбек Кожахметов и Арманжан Байтасов
ФОТО: © instagram.com/armanzhan/
Асылбек Кожахметов и Арманжан Байтасов

- В Узбекистане выделяется около 8% от общего бюджета, но на высшее образование у них тратится гораздо меньше средств, чем у нас. Согласно государственной программе, в Казахстане поставлена задача увеличить финансирование МОН РК до 5%. А это уже в полтора раза больше, чем сейчас. Понятно, что просто закидать деньгами наше образование неправильно, нужно все тщательно разработать, все делать равномерно, чтобы рационально использовать эту возможность, - рассказал гость программы.

В это же время нельзя перекладывать всю ответственность за образование своих детей только на плечи государства. Если раньше, при СССР, такая модель была вполне удачной - взамен на некоторое ограничение свобод и прав граждан население получало возможность бесплатного образования и здравоохранения, то сегодня родители обязаны поддерживать стремления своих чад в получении не только самой востребованной профессии, но и той, к которой лежит душа.

- Самое главное, нужно не отдавать детей только туда, где есть возможность получения госгранта, или видеть в своем ребенке только врача, учителя или еще кого-то. Нужно, чтобы будущий студент определился с тем, кем он хочет стать, чтобы он стремился к своей профессии. Вот с этим нужно определяться в первую очередь. И конечно, нужно вникать во все учебные дела своего отпрыска. Не нужно вместе с ним делать уроки и задания, нужно подталкивать его к правильному решению, но пусть он учится ответственности, - добавил Асылбек Кожахметов.

Также, по мнению спикера, Казахстану необходимо более доступное образование. Система должна заключаться не только в госгрантах, но и в дешевых кредитах на образование, как в Европе и США, где студент берет кредит на обучение под низкую ставку и спустя определенное время, уже найдя работу, выпускник выплачивает заем.

- Это доступная система оплаты за учебу. В Великобритании по такой системе обучается около 70% студентов. Но подчеркну, что кредиты на обучение должны быть доступными и дешевыми. Такую возможность можно предоставлять в первую очередь абитуриентам из сельской местности и с окраин городов. Потому что, сдавая ЕНТ, они уже находятся в неравных условиях по сравнению с городскими учениками. У них хуже школы, у них могут отсутствовать некоторые учителя, у них часто нет возможности ходить к репетиторам и так далее. И у нас получается, что в тех семьях, где хороший достаток, дети получают хорошее образование, а бедные семьи получают меньшие шансы. Это несправедливо. Образование - это социальное благо, а не экономическое, - напомнил президент AlmaU.

Говоря об уровне трудоустройства после окончания вуза, спикер отметил, что это уже устаревший показатель, который должен остаться в ХХ веке. В нынешнее время вузы должны готовить не только наемных работников, но и предпринимателей, которые обеспечат работой себя и создадут новые рабочие места.

- Крен в сторону предпринимательского образования должен быть гораздо больше. А для этого нужно развивать конкуренцию между вузами. Пока же государство само пытается определить, какой вуз хороший, а какой плохой. Для этого нам нужна независимость университетов. Да, есть госпрограмма и разработан закон об автономии вузов. Направление выбрано и первые шаги сделаны, но нужно смелее и быстрее идти в эту сторону. Потому что у нас социальная волна недовольства и иждивенческая волна догоняет текущую экономическую волну. И скоро все это может нас захлестнуть. Нужно работать с опережением, - привел доводы Асылбек Кожахметов.

Рассказал гость программы и о том, как определять профессии будущего и предоставлять студентам возможность получить востребованную профессию и специальность, которая не оставит его за бортом жизни. Для этого сегодня созданы различные программы и рейтинги, которые позволяют если не со стопроцентной точностью определить, что же будет востребовано через 4-5 лет, но все же дают возможность понять, к чему нужно готовиться. Для этого нужно сотрудничать с ведущими мировыми вузами и различными организациями, а сам профессорско-преподавательский состав должен постоянно работать над саморазвитием.

- Для примера. AlmaU сегодня сотрудничает с Arizona State University, который входит в 5 лучших вузов США по ряду показателей. Также мы стремимся к постоянному повышению квалификации наших сотрудников - как менеджерского звена, так и преподавательского состава. Мы проводим онлайн-обучение и онлайн-курсы с Arizona State University в рамках разработанной программы. К слову, около половины управленческого персонала и 25% наших преподавателей уже владеют английским языком. В идеале мы стремимся к тому, чтобы как минимум 60-70% наших сотрудников владели английским языком. Это требование нашего времени, чтобы не отставать от мировых трендов в образовании, - пояснил эксперт.

Говоря о том, как его университет старается открывать новые востребованные профессии, Асылбек Кожахметов в качестве примера анонсировал создание при AlmaU Школы медиа и кино, которая будет открыта в 2021.

- С нашей точки зрения сегодня кино - это уже часть медиа. Наш новый факультет будет открыт совместно с «Казахфильмом», который поддержал наше нововведение. Наши студенты будут учиться и на базе «Казахфильма», и у нас. Мы стараемся сделать синергию, будем готовить специалистов не только для кино. Одним из основных курсов будет «Креативное предпринимательство». Студенты будут создавать готовый продукт, который должен продаваться. Например, будут снимать востребованное кино. В целом в Алматы готовят специалистов в области киноиндустрии, но они не выходят из вуза с навыками предпринимателя. И наша задача - научить их и креативности, и навыкам ведения бизнеса, - поделился новостями Асылбек Кожахметов. 

***

Далее в программе Baitassov Live собеседники поговорили:

- о том, как создать вузы, способные развивать экономический потенциал региона или города;

- могут ли бизнесмены заинтересовать университеты в создании новых профессий и специальностей;

- кто важнее: гуманитарии, «технари» или специалисты, обладающие бизнес-навыками;

- о плюсах и минусах онлайн-образования;

- почему из Казахстана уезжают специалисты с высшим образованием и не приезжают новые, а также почему наши абитуриенты уезжают учиться в Россию;

- нужна ли Казахстану национальная идея.

0 комментариев
Архив