10 соток каждому казахстанцу: почему не выделяют землю? Что нужно знать о земельной реформе?
10 соток каждому казахстанцу: почему не выделяют землю? Что нужно знать о земельной реформе?
3 года назад 8125

Заместитель премьер-министра РК Ералы Тугжанов в четверг, 25 марта, прокомментировал вопрос выдачи казахстанцам участков земли.

Как сообщал ранее Forbes.kz, в четверг, 25 марта, в Нур-Султане состоялось первое заседание комиссии по земельной реформе. Один из участников заседания - политолог и юрист Марат Башимов поднял вопрос о выдаче земли казахстанцам под индивидуальное жилищное строительство.

Вот говорили о десяти сотках. В кодексе прописано: нравится - не нравится, инфраструктура готова - не готова, их нужно дать. Норма кодекса, кодифицированного закона, выше, чем закон. Это, практически, считайте, что обязательно. А мы сколько лет не исполняем. Ввели норму, сейчас новый парламент пришел, вот сидят наши депутаты, пожалуйста, внесите, скажите, - сказал Башимов, которого цитирует Sputnik.

Юрист привел пример казахстанцев, которые росли в селах без соответствующей инфраструктуры.

Мы же все выросли в аулах, а что там, туалеты были, инфраструктура была? Многие там так же жили без проблем, - добавил он.

Выступление Башимова прокомментировал Ералы Тугжанов, который является председателем комиссии по земельной реформе.

Вопрос десяти соток непростой. После того как дадим землю гражданам, инфраструктуру нужно приводить в порядок. На то, чтобы подвести инфраструктуру, потребуется, по расчетам, более 4 триллионов. Это все нужно просчитать, это не вопрос одного дня. Нужно все это обдумать, - ответил вице-премьер.

Согласно Земельному кодексу, казахстанцы могут рассчитывать на бесплатное получение десяти соток земли под индивидуальное жилищное строительство. Казахстанцы, желающие получить землю, подали соответствующие заявки, однако на практике им приходится долгие годы ждать в очереди на получение участков. Власти объясняют это тем, что участки должны выдаваться только после обеспечения инфраструктурой.

Что нужно знать о земельной реформе

В 2016 году указом Нурсултана Назарбаева был введен мораторий на действие отдельных статей Земельного кодекса, вызвавших широкий общественный резонанс. Редакция zakon.kz вспоминает, почему в Казахстане проводится земельная реформа и для чего была создана Комиссия по земельной реформе.

Пять лет назад мораторий предусматривал следующие ограничения:

- запрет на предоставление права аренды на сельхозземли иностранцам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам;

- запрет на продажу в частную собственность и предоставление в аренду сельхозземель совместным предприятиям, имеющим долю иностранного участия в уставном капитале;

- запрет на предоставление права частной собственности казахстанцам на сельхозземли;

- запрет на отчуждение права аренды земель сельхозназначения без выкупа у государства. 

Действие моратория истекает 31 декабря 2021 года. В связи с этим 25 февраля 2021 года на пятом заседании Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев принял окончательное политическое решение касательно норм моратория по иностранцам. 

В частности, Главой государства было принято твердое и принципиальное решение о том, что земли сельскохозяйственного назначения не будут продаваться в частную собственность и не будут предоставляться в аренду иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием, международным организациям, научным центрам с международным участием, а также кандасам.

Соответствующий срочный законопроект внесен в Мажилис Парламента и уже рассматривается на рабочих группах.

Теперь нерешенными остались лишь некоторые вопросы, связанные с мораторием на предоставление сельхозземель в частную собственность или аренду казахстанцам, а также на отчуждение права долгосрочного землепользования на сельхозземли без выкупа у государства.

В целях принятия решения по данным вопросам Министерством сельского хозяйства РК с учетом общественного мнения подготовлен проект нового Земельного кодекса. Для обсуждения его норм, выработки дополнительных предложений и принятия окончательного решения по поручению Главы государства была создана вторая Комиссия по земельной реформе.

Частная собственность на земли сельхозназначения была законодательно закреплена с 2003 года и позволяла либо приобрести сельхозземлю в частную собственность, либо работать на правах долгосрочной аренды до 49 лет.

В 2015 году в Земельный кодекс были внесены изменения, в рамках которых исключена возможность предоставления сельхозземель в аренду казахстанцам до 49 лет. Нововведением было предусмотрено предоставление сельхозземель казахстанцам только праве частной собственности. Для этого действующие землепользователи были обязаны выкупить сельхозземли у государства на условиях единовременной оплаты половины кадастровой стоимости, либо в рассрочку на 10 лет по полной стоимости.

Что касается возможности отчуждения права аренды сельхозземель без выкупа у государства, то данная поправка тоже была внесена в 2015 году.

На данные поправки в 2016 году Указом Главы государства был наложен мораторий.

Были ли выполнены решения Земельной комиссии, работавшей в 2016 году?

По состоянию на сегодняшний день:

- установлен запрет на предоставление сельхозземель в приграничной зоне иностранцам и гражданам, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, с определением расстояния от государственной границы;

- сельхозземли вблизи населенных пунктов отнесены к категории государственных нужд, что дает законодательное основание по их принудительному изъятию для нужд местного населения (выпаса личного скота);

- для усиления государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель в 2019 году в Земельный кодекс внесены изменения по использованию данных дистанционного зондирования земли. Таким образом, наряду с результатами систематических наблюдений, наземных съемок, обследований и инвентаризации, для выявления неиспользуемых земель теперь будут использованы результаты космического мониторинга;

- разработан законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 3 лет до 1 года;

- законодательно установлен единый типовой договор аренды сельхозземель, с уточнением и усилением обязанностей и ответственности землепользователей;

- установлен порядок мониторинга за рациональным использованием сельхозземель. Первые пять лет аренды контроль должен осуществляться ежегодно, а в последующем на орошаемой пашне – каждые три года, на богарной – каждые пять лет.

Что за последние пять лет сделано для выявления и изъятия неиспользуемых сельхозземель?

С 2015 года государственный контроль за неиспользуемыми сельхозземлями осуществляются акиматами.

В период с 2016 по 2020 годы площадь выявленных неиспользуемых сельхозземель по республике составила 15,4 млн га. Из них в госсобственность возвращено 5,6 млн га, вовлечено в сельхозоборот 5,4 млн га, в процессе изьятия через судебные органы – 4,4 млн га.

Для усиления государственного контроля за использованием земель Правительством внесены изменения в Земельный кодекс по вопросам космомониторинга земель.

В декабре 2020 года пилотный проект был завершен. По его результатам выявлено 8,3 млн га (7,6 млн га пастбищ и 0,7 млн га пашни). Из них в госсобственность возвращено 2,6 млн, в сельхозоборот заново вовлечено 2,2 млн, в работе местных исполнительных органов находятся 3,5 млн. 

В связи с успешным опытом было принято решение запустить космомониторинг на всей территории республики с 1 января 2021 года. 

Также, разработан законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с трех лет до одного года.

Министерством сельского хозяйства разработан и внесен в Мажилис законопроект по цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости.

Целью данного законопроекта является унификация процедуры предоставления земельных участков, контроль сроков и хода рассмотрения заявок и информационной системе, безбумажное оказание услуги, согласование выделения земельного участка с госорганами и организациями-монополистами в электронном формате.

0 комментариев
Архив