Структура арабского имени
Структура арабского имени
9 лет назад 24805 www.islam-in-my-heart.com

В арабском языке личное имя имеет следующие части: кунья, алам ,насаб, лакаб, нисба.

 

Кунья

Производное от алам, в состав которого всегда входят элементы «абу», «ата» (отец) или «умм» (мать). Кунья называется по имени старшего сына или дочери (но по дочери не называют официально).

К примеру, возьмем четвертого правителя халифа Али, который имел кунью Абу-л-Хасан, что значит «отец Хасана».

А пророк Мухаммад, мир Ему и благословение Аллаха, имел кунью Абу-л-Касим.

Также кунья употребляется как особого рода прозвище, обозначающее личные качества его носителя. В этом случае элементы «абу» или «умм» не означают «отец» или «мать», а понимаются как «обладатель».

Например: Абу Нувас — «обладатель кудрей», то есть «кудрявый». Абу-л-Хайр — «обладатель добра», то есть «добрый». Абу-л-Фарах — «обладатель радости», то есть «радостный». Абу Мансур, что значит «победитель». Абу Наср — «победоносный». Подобные прозвища могли употребляться и в ироническом смысле, например Абу-Хурайра — «обладатель котёнка», то есть «кошатник».

 

Алам

Личное имя, даваемое при рождении.

Элемент «абд» - в переводе раб. Например можно привести имена такие как Абдуллах(раб Аллаха), Абд Ар-Рахман(раб Милостивого), Абд Аль-Кадир (раб Всемогущего), и т.п. 

 

Насаб

Имя  с элементом «ибн», «бен», «бну» (сын) или «бинт» (дочь), обозначающий имя отца, деда, прадеда и т. д.

В настоящее время префикс ибн/бин все ещё довольно-таки часто используется в арабском мире, но есть тенденция к уменьшению области его применения. В некоторых регионах он используется только в официальных документах и юридических взаимоотношениях, в других же областях от него практически полностью отказались.

Мы должны помнить полное имя нашего пророка, мир Ему и благословение Аллаха: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль-Мутталиб ибн Хашим

 

Лакаб

Под лакабом понимается добавочное имя, прозвище, кличка, почётный титул, возвеличивающий эпитет, псевдоним. Перевод имени лакаб, во многих случаях требует детального знания культурно-исторической ситуации в период жизни его носителя. Надо также учитывать, что подобные имена, могли даваться человеку после его смерти.

Подтипы лакаба:

  1. набаз или лабаз - презрительное прозвище; оно может отражать какой-либо телесный недостаток человека или отрицательное свойство характера: «Тавил» (длинный), «ал-Каззаб» (лжец) и др.
  2. тахаллус (тахлос или махлас) -  псевдонимы поэтов, писателей и людей культуры. Имена тахаллус могут иметь какую-либо связь с личными качествами носителя, с характером и стилем его произведений, с именами меценатов, с названием места проживания и т. д.
  3. мансаб - именование по занятиям или должности.
  4. хитаб - почётные титулы; у правителей, военачальников, государственных сановников были распространены титулы с элементами -дин, -давла, -амир, ал-му’минин, -мулк, -ислам, -илла. Является сугубо индивидуальным для каждого династа и династии в целом. Обычно это имена типа лакаб с элементом ад-дин: Рашид-ад-Дин, Саад-эд-дин.

Особенно почетным считалось получить лакаб от самого правителя. Когда халиф назначает на новую должность, независимо от того, повышение это или понижение, то одновременно человеку присваивается особый лакаб.

Первые почетные лакабы стали появляться при нашем пророке Мухаммаде, мир Ему и благословение Аллаха. Его собственное лакаб -  Расулуллах, что значит «посланник Аллаха». Многие помощники и современники Мухаммада, мир Ему и благословение Аллаха, тоже имели свои почетные лакабы. К примеру, полководец ХалидИбнулвалид имел прозвище Сайфулла, или «меч Аллаха», а дядя пророка, Хамза, был доблестным воином и за это получил лакаб Аса-дулла, что значит «лев Аллаха».

Руководителем мусульманского общества после смерти нашего пророка Мухаммада, мир Ему и благословение Аллаха, стал Абу Бакр. Официально его стали называть Халиф Расулулла, что значит «заместитель посланника Аллаха», После него на престол вступил Умар Ибн Хаттаб — в Европе он известен под именем Омар, — который тоже принял новый титул Амир-уль-муминин, или «повелитель правоверных». Именно с тех самых пор любой, кто объявлял себя халифом, независимо от того, где — в Багдаде, Дамаске, Каире или в Кордове, — одновременно с титулом возлагал на себя и лакабАмир-уль-муминин.

Другие примеры:

  • амир Ахмад был убит дворцовой гвардией, впоследствии он получил лакаб ал-АмирАш-Шахид, что значит «амир убиенный».
  • ал-Малик ал-Муайяд, что значит «царь, хранимый Аллахом», или ал-Малик ал-Музаффар, что значит «царь победоносный»
  • Амир-уль-муминин ал-Мансур решил наградить своего министра титулом-лакабом, которое звучит так: Вазир али Мухаммад, что значит «везир для Мухаммада». Именно с тех пор всех мусульманских министров стали называть везирами, несмотря на то, что такого титула никто больше не получал.
  • уТахира  был почетный титул -лакаб Зу-л-Яминайн, что значит «обладатель двух властей (или десниц)».

 

Нисба

Имя, прозвание, обозначающее этническую, религиозную, политическую, социальную принадлежность человека, место его рождения или проживания и т. д. Один человек мог иметь несколько нисба одновременно, например имя по отношению к и по отношению к месту жительства или происхождения.

Нисба в основном образовывалась от названия самого рода или даже племени. К примеру, Рабиа ал-Адавийа, что значит «Рабиа из Ади». Нисба также могла образоваться и от наименования места, где родился человек (к примеру, Джафар Рудаки, что значит «Джафар из Рудака», или Мухаммад ат-Табари, соответственно «Мухаммад из Табаристана»). Нисба могла быть присоединена и к имени родоначальника династии (к примеру, Хашими, Самани и др.). Многие нисбы происходили от названия профессии или рода занятия (к примеру, Нисба Сафари, что значит «медник»). Значит, основатель этой династии когда-то работал подмастерьем у медника. Раба, купленного за 1000 монет, часто называли Алфи, от слова «алф» (тысяча).

Во многих случаях нисбы стали основой для формирования арабских фамилий.

При максимальной полноте части личного имени пишутся в следующем порядке: лакаб, кунья, алам, насаб и нисба.

При неполном именовании могут опускаться любые части.Алам и насаб почти всегда присутствуют в имени, а расположение остальных компонентов может варьироваться. Кроме того, они могут вообще отсутствовать. Иногда на первое место ставится хитаб, а лакаб и нисба меняются местами. По отношению к одному лицу эти имена, прозвища, титулы никогда не употреблялись все вместе. Их многочисленные и меняющиеся комбинации отражают только те имена, по которым человек стал известен своим современникам и которые дошли до наших дней.

Напоследок рассмотрим примеры,  и чтобы было интереснее - русские имена:

  • Ольга, дочь Николая Андреевича, живущая в Ростове, мать старшего сына Александра, мастерица - Умм Александр Ольга бинт Николай ибн Андрей рукодельница из Ростова
  • Дмитрий, сын Семена Ивановича, живущий в Киеве, отец Ильи - Абу Илья Дмитрий ибн Семен ибн Иван из Киева
0 комментариев