Необходимо все делать хорошо
Необходимо все делать хорошо
8 лет назад 2698 mahalla1.ru

Передают со слов Абу Йа'ля Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо, и если дали (придётся) убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете приносить жертву, тоже делайте это хорошо, и пусть каждый из вас (как следует) наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений» (Св. хадисов Муслима)

 

Важность этого хадиса

Этот хадис является одной из важных основ религии и заключает в себе указание на необходимость хорошо выполнять все установления ислама. Суть его состоит в том, что делать хорошо то что бы то ни было, значит делать это в соответствии с установлениями шариата. Если же говорить о делах, то все они касаются либо добывания средств к жизни и взаимоотношений человека с членами его семьи, его братьями и всеми остальными людьми, либо мира вечного, иными словами, веры, являющейся делом сердца, и ислама, который является делом остальных частей тела. Человек, который хорошо и правильно делает всё то, что имеет отношение к миру этому и к миру вечному, добьётся великого успеха и окажется среди счастливых в обоих мирах, если захочет того Аллах.

 

Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

1. Делать всё хорошо обязательно

В этом хадисе говорится о том, что обязательно всё делать хорошо. Имеется в виду, что необходимо точно и полностью делать всё то, что предписывается шариатом. В Своей Великой Книге Аллах скaзал: «Поистине, Аллах велит (придерживаться) справедливости и совершать благие дела…» (Священный Коран, 16:90), «И творите добро: поистине, Аллах любит творящих добро» (Священный Коран, 2:195).

Это в равной степени необходимо при выполнении обязательного, воздержании от запретного и во взаимоотношениях с людьми. Делать всё это хорошо, значит делать всё полностью и с соблюдением всего того, что положено, и если это будет делаться именно так, то дела человека будут приняты и щедро вознаграждены.

2. Убивать необходимо хорошо

Имеется в виду, что делать это надо с помощью острого орудия убийства и делать это надо быстро и наиболее лёгким способом, когда дело касается тех, кого убивать дозволено. Дозволенным же является, например, либо убийство как воздаяние равным (кысас), либо убийство в качестве наказания за преступления, на которые имеются указания в Коране и сунне (худуд).

  • В случае применения наказания в виде воздаяния равным обезображивать виновного также запрещается. Его следует казнить мечом, даже если убийца намеренно обезобразил свою жертву.

Малик, аш-Шафи'и и, вероятнее всего, Ахмад считали, что лишать жизни убийцу следует так же, как сам он убил другого.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Одна девочка, на которой были серебряные украшения, вышла на улицу в Медине, а какой-то иудей бросил в неё камнем. Когда её принесли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, она была уже при смерти, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил её: «Тебя убил такой-то?» Она подняла голову, а когда он в третий раз спросил её: «Тебя убил такой-то?», — она кивнула головой. И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел привести этого человека, и его голову положили на камень, а потом разбили другим камнем (Св. хадисов аль-Бухари и Муслима).

Ас-Саури, Абу Ханифа и имам Ахмад указывали также, убийцу следует казнить только мечом. Ахмад высказывает и, другое мнение, в соответствии с которым убийце следует сделать то же, что сам он сделал с убитым. Исключение составляют собой те случаи, когда убийца сжигает свою жертву или обезображивает её. В подобных обстоятельствах виновного следует казнить мечом, так как по шариату обезображивать и сжигать людей запрещается.

  • Что же касается казни в качестве наказания за неверие большинство улемов также выступает против обезображивая виновного независимо от того, идёт ли речь о неверном как таковом или же о вероотступнике.

    3. Запретность сожжения живых существ

В «Сахихе» аль-Бухари сообщается, что сначала посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил казнить огнём, но потом запретил, чтобы это больше соответствовало подчинению велениям Аллаха.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никого не подвергайте наказанию Всемогущего и Великого Аллаха!» (св. хадисов aль-Бухари).

Эти слова указывают на то, что наставления благородного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, намного опередили международные договорённости, в силу которых запрещается применение зажигательных бомб, хотя многие государства не соблюдают этот запрет и он действует только на бумаге.

Запрет на сжигание распространяется в исламе не только на людей, но также на животных и насекомых.

Сообщается, что Абдуллах бин Мас'уд сказал: «(Однажды) когда мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, проехали мимо сожженного муравейника, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался и сказал: «Поистине, не следует человеку никого подвергать наказанию Всемогущего и Великого Аллаха!» (св. хадисов Абу-Дауда, ан-Нисаи и Ахмада).

Вот почему большинство улемов отрицательно относилось к сожжению даже насекомых. Ибрахим ан-Наха'и сказал: «Сжечь скорпиона все равно, что обезобразить его».

Сообщается, что Умм ад-Дарда запрещала сжигать блох. Что же касается имама Ахмада, то он сказал: «Не следует поджаривать на огне ещё живую рыбу».
Он сказал также: «Жарить саранчу — меньшее зло, так как в ней нет крови».

4. В каких случаях запрещается обстреливать животное стрелами или чем-то другим

Речь идёт о тех случаях, когда животное привязывают к чему-нибудь, а потом обстреливают его стрелами или чем-либо ещё до тех пор, пока оно не умрёт. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал поступать с животными подобным образом.

Кроме того, в обоих «Сахихах» приводится другой хадис, в котором сообщается, что однажды Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, проходивший мимо людей, которые кидали камни в курицу, сделав её мишенью, сказал: «Кто делал это? Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял поступающих подобным образом!» (св. хадисов аль-Бухари и Муслима).

5. Запрещение превращать в мишень живое существо

Под мишенью в данном случае подразумевается то, во что стреляют стрелами.
В «Муснаде» имама Ахмада приводится хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил сначала стрелять в животное, а потом употреблять его мясо в пищу, указав, что сначала его следует заколоть, а потом уже стрелять в него, если кто-нибудь захочет сделать это.

6. Хороший способ заклания животных

В исламе существуют определённые правила заклания животных, которых должен неизменно придерживаться мусульманин. Это является практическим применением принципа, в соответствии с которым всё надо делать хорошо, проявляя при этом доброту. В соответствии с одним из вышеупомянутых правил следует хорошо наточить нож, чтобы орудие убийства животного было острым, и оно поскорее испустило дух.

Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал хорошо точить ножи и не показывать их животным и он сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет резать животное, пусть зарежет его быстро» (св. хадисов Ахмада и Ибн Маджы).

К числу вышеупомянутых правил относится и проявление доброты по отношению к предназначенным для жертвоприношения животным, которых следует гнать на место заклания мягко.

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет дволен Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходив мимо человека, который тащил овцу за ухо, сказал: «Оставь её ухо и возьмись за загривок» (св. хадисов Ибн Маджы).

Имам Ахмад сказал: «(Животных) следует вести к месту жертвоприношения мягко и прятать от них нож, доставая его только непосредственно во время заклания».

Хорошее совершение жертвоприношения подразумевает собой перерезание шейных вен.
В «Сунан» Абу Дауда приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Аббаса и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими, сообщивших, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал оставлять полоску шайтана, иначе говоря, перерезать при жертвоприношении только кожу, не перерезая шейных вен.

Кроме того, желательно не закалывать одно животное в присутствии другого, необходимо поворачивать закалываемое животное в сторону киблы, произносить имя Аллаха во время заклания, после которого не следует трогать его, пока оно не остынет, совершать жертвоприношение с определённым намерением и признавать милость Аллаха Всевышнего, слава Ему, в этом, поскольку это Он подчинил нам этих животных, тем самым оказав нам благодеяние.

Помимо этого, хорошо относиться к животным значит не перегружать их и надаивать столько молока, чтобы его оставалось достаточно для их детёнышей.

С учётом всего вышеизложенного этот хадис действительно можно считать одной из важных основ ислама, поскольку он является благородным призывом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к тому, чтобы все делать хорошо.

0 комментариев