Альгамбра – жемчужина Андалусии (Фото)
Альгамбра – жемчужина Андалусии (Фото)
2 года назад 902 alfarabinur.kz
Ерлан Ильяс

Ве­ли­чай­шим па­мят­ни­ком позд­не­ан­да­лус­ской ар­хи­тек­ту­ры счи­та­ет­ся Аль­гам­бра (точ­нее, Аль­хам­бра) – дво­рец-кре­по­сть, воз­вы­ша­ю­ща­я­ся на од­ном из скло­нов Сь­ер­ры-Не­ва­ды, гос­под­ст­ву­ю­щем над го­ро­дом Гра­на­дой. Сво­им на­зва­ни­ем Аль­гам­бра обя­за­на крас­но­му цве­ту сво­их кре­по­ст­ных стен (аль-хам­ра – по-араб­ски «крас­ная»). На­ча­ло стро­и­тель­ст­ва Аль­гам­бры от­но­сит­ся еще к ХIII в., ког­да ее сде­лал сво­ей ре­зи­ден­ци­ей Му­хам­мад ибн аль-Ах­мар. Но ос­нов­ная часть двор­цо­вых со­ору­же­ний бы­ла воз­двиг­ну­та в ХIV в.  при сул­та­не Му­хам­ма­де V, пра­вив­шем с пе­ре­ры­вом с 1354 по 1391 г., а свой окон­ча­тель­ный вид Аль­гам­бра об­ре­ла в на­ча­ле ХV в. Глав­ная часть кре­по­ст­но­го ан­самб­ля, дво­рец, вклю­ча­ла за­лы для па­рад­ных и дип­ло­ма­ти­чес­ких при­емов, не со­хра­нив­шу­ю­ся до на­ших дней ме­четь и раз­но­об­раз­ные по­ме­ще­ния для эми­ра, его жен и сви­ты.

В цент­ре двор­ца Аль­гам­бры под уг­лом друг к дру­гу рас­по­ла­га­ют­ся два внут­рен­них дво­ри­ка – Мир­то­вый и Льви­ный, – во­круг ко­то­рых в со­от­вет­ст­вии с тра­ди­ци­ей вос­точ­но­араб­ской ар­хи­тек­ту­ры груп­пи­ру­ют­ся все за­лы для офи­ци­аль­ных при­емов, жи­лые ком­на­ты и слу­жеб­ные по­ме­ще­ния. В цент­ре Льви­но­го Дво­ри­ка на­хо­дит­ся его глав­ная до­стоп­ри­ме­ча­тель­ность – фон­тан, ча­шу бас­сей­на ко­то­ро­го под­дер­жи­ва­ют две­над­цать скульп­тур львов, из­вер­га­ю­щих из пас­ти струи во­ды. По окруж­нос­ти ча­ши вы­се­че­на над­пись с вос­хва­ле­ни­ем сул­та­на Му­хам­ма­да V.

Дво­рец стро­ил­ся в эпо­ху за­ка­та бы­ло­го араб­ско­го мо­гу­щест­ва в Ис­па­нии, и вре­мя на­ло­жи­ло свой от­пе­ча­ток на ха­рак­тер ар­хи­тек­ту­ры Аль­гам­бры. Его стро­и­те­ли стре­ми­лись не столь­ко к мо­ну­мен­таль­нос­ти форм, сколь­ко к изя­щест­ву от­дель­ных де­та­лей, уде­ляя осо­бое вни­ма­ние оформ­ле­нию внут­рен­них по­ко­ев двор­ца.

Для укра­ше­ния ин­терь­е­ра стро­и­те­ли не по­жа­ле­ли ни мра­мо­ра, ни дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ни яр­ких кра­сок. Ар­хи­тек­тур­ные эле­мен­ты двор­ца и раз­но­об­раз­ные де­ко­ра­тив­ные де­та­ли, из ко­то­рых сла­га­ет­ся об­лик ин­терь­е­ров, про­ник­ну­ты еди­ным ор­на­мен­таль­ным рит­мом. Каж­дая де­ко­ра­тив­ная де­таль, будь то мо­за­и­ка из цвет­ных кам­ней, рос­пись или рель­еф­ный ор­на­мент, не толь­ко укра­ша­ет ос­нов­ные плос­кос­ти и ли­нии двор­ца, но и под­чер­ки­ва­ет сво­им рас­по­ло­же­ни­ем со­от­но­ше­ние его форм и про­пор­ций. Сте­ны, сво­ды и по­лы по­кры­ты мра­мор­ной ин­крус­та­ци­ей – бо­га­той мо­за­и­кой из цвет­ных кам­ней, об­ра­зу­ю­щих изящ­ные гео­мет­ри­чес­кие фи­гу­ры.

Ог­ром­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дит ор­на­мен­та­ция  ин­терь­е­ров двор­ца. В ос­нов­ном это плос­кост­ная ор­на­ме­на­таль­но-де­ко­ра­тив­ная резь­ба, в узо­ре ко­то­рой пре­об­ла­да­ют схе­ма­ти­зи­ро­ван­ные и по­лу­чив­шие фор­му гео­мет­ри­чес­ких фи­гур рас­ти­тель­ные мо­ти­вы, и тон­чай­шая связь араб­ских над­пи­сей, по­ра­жа­ю­щих изощ­рен­ностью сво­е­го ри­сун­ка. То там, то здесь эпи­гра­фи­чес­кий ор­на­мент вос­про­из­во­дит стро­ки из сти­хов гра­над­ско­го по­эта Ибн Зу­м­ру­ка (1333-1399) с вос­хва­ле­ни­ем Му­хам­ма­да V. По­доб­но араб­ской  сред­не­ве­ко­вой по­э­зии или вос­точ­но­му ков­ру, ажур­ные узо­ры об­ра­зу­ют  здесь  слож­ное со­че­та­ние пов­то­ря­ю­щих­ся эле­мен­тов ор­на­мен­та, во­об­ще ха­рак­тер­ная для араб­ско­го сред­не­ве­ко­во­го ис­кус­ст­ва, со­зда­ет ощу­ще­ние аб­стракт­ной ло­гич­нос­ти и по­мо­га­ет гар­мо­нич­но свя­зать ар­хи­тек­тур­ные де­та­ли по­строй­ки и ри­су­нок по­кры­ва­ю­ще­го ее узо­ра. Под «кру­же­вом» ка­жу­ще­го­ся про­зрач­ным узо­ра ис­че­за­ет ощу­ще­ние мощ­ной ка­мен­ной клад­ки стен.

Аль­гам­бра спра­вед­ли­во счи­та­ет­ся об­раз­цом вос­точ­ной рос­ко­ши в ар­хи­тек­ту­ре и од­ним из са­мых за­ме­ча­тель­ных па­мят­ни­ков ан­да­лус­ско­го зод­чест­ва – зна­чи­тель­ней­шей из мет, остав­лен­ных на зем­ле Ис­па­нии ара­бо-му­суль­ман­ской куль­ту­рой. Мно­гие из вос­хо­дя­щих по вре­ме­ни мав­ри­тан­ско­го гос­под­ст­ва и по­ны­не бы­ту­ю­щих в Ис­па­нии ле­генд и пре­да­ний в той или иной ме­ре свя­за­ны с Аль­гам­брой и ее ис­то­ри­ей.

0 комментариев