Несколько советов мужьям: как создать хорошую домашнюю атмосферу в семье?
«Каждый из вас – пастух и каждый несёт ответственность за свою паству»– этот хадис в главном своём значении указывает на ответственность мужа перед своей семьей. Мы, мужчины, часто обвиняем жён в непокорности, приводим множество хадисов, где осуждается непокорность жены к мужу, и, забываем, что непокорность жены является… следствием нашей непокорности Всевышнему.
Подобно тому, как мы возлагаем ответственность на самого старшего ребёнка в семье, когда отсутствуем дома, так как он более развит разумом – также и Аллах возложил больше ответственности на мужа. Ведь у женщины в девять раз меньше разума, чем у мужчины – и поэтому ответственность у мужчины в девять раз больше. И по этой причине мужу необходимо взять на себя всю ответственность за сохранение хорошей«домашней атмосферы», стараясь походить на лучшего изо всех примеров для подражания – на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Далее мы приведём основные пункты этики поведения мужа в отношении жены.
1. Супруг должен терпеливо выносить вред и обиду, причинённые женою, снисходительно относиться к ней, когда она сердится, осознавая, что всё это происходит из-за малого разума, как мы об этом ранее говорили, т.е. у женщин в основном эмоции преобладают над разумом. Пророк (мир ему и благословение) сказал:«Терпящего плохой характер жены Всевышний одарит наградой, подобной данной Пророку Аюбу из-за перенесённых им бед». В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера.
2. Также мужу следует радовать жену, шутить и обходиться с ней ласково, чтобы её сердце наполнялось счастьем – это именно то, что смягчает сердца женщин. Ведь таким же образом поступал и Посланник Аллаха (мир ему и благословение): он шутил со своими жёнами и общался с ними на их уровне интеллекта. Пример такому обращению Пророка (мир ему и благословение) – это бегание наперегонки с женой Айшей. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самая совершенная вера будет у того, у кого самый лучший характер и кто более мягок к своей семье». Также было сказано им: «Лучший из вас тот, кто лучший для своих жён – и я являюсь лучшим для своих жён». Правитель правоверных Умар сказал: «Мужчине необходимо быть с семьёй подобно ребёнку, т.е. играть с ними, шутить – но когда дело касается религии, чтобы они его находили мужчиной». Всё это должно происходить в рамках дозволенного, чтобы авторитет мужа не падал в глазах жены. Нельзя соглашаться с её запретными страстями:но как только муж увидит от неё то, что противоречит Шариату, нельзя выказывать злобу. Аль-Хасан Аль-Басри сказал: «Не будет подчиняться мужчина свой жене в том, что запретно, до тех пор, пока Аллах не ввергнет его в ад». И по этому поводу было сказано: «Советуйтесь с жёнами и – делайте наоборот». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Как несчастен же раб своей жены!». Также: «Не видать счастья тому народу, в котором главенствует женщины!». И поэтому ни в коем случае нельзя мужу отдать главенство семьи в руки жены. Этим он погубит свою семью. Все вопросы, связанные с внутренним обустройством дома, надо оставить на решение жены. А вопросы, связанные с жизнью вне дома, муж должен решать сам.
Умеренность в ревности
3. Умеренность в ревности – означает способность не переходить границы в ревности, в плохом мнении о человеке, в придирчивости и шпионстве. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, есть такая ревность, которая гневит Всевышнего – это ревность без причины». Также это может быть и плохое мнение о человеке, а это запрещено в Исламе. Но та ревность, которая имеет причину – одобряема Шариатом. Также Пророком (мир ему и благословение) было сказано: «Поистине, Всевышний ревнив, и верующие ревнивы. А ревность Аллаха бывает из-за совершения мусульманами запретного». «В день вознесения я увидел в Раю дворец, во дворе которого стояла райская женщина. Я спросил: «Чей этот дворец? Мне ответили, что он Умара. Я захотел посмотреть на неё, как вдруг вспомнил о твоей ревности, о Умар!» Умар заплакал и сказал: «Неужели я буду ревновать к тебе, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)!». Нельзя, чтоб к вашей жене заходили мужчины, не являющиеся ей махрамом, когда она одна. Также нельзя, чтобы она выходила одна на базар и в другие места скопления мужчин, кроме как из-за крайней надобности. А что касается отправления женщины в сафар (путешествие) – то ей это категорически запрещается делать одной, хоть даже на то будет разрешение мужа. Но это ей разрешается – когда она идёт вместе с махрамом. Пророк (мир ему и благословение) как-то спросил свою дочь Фатиму: «Что для женщины самое лучшее?». Она ответила: «Чтоб она не видела мужчин и чтобы её не видели мужчины».
Содержание семьи
4. Муж обязан содержать семью. Ему необходимо, по возможности, обеспечить жену приемлемыми условиями жизни. Также он должен обеспечить её достаточной пищей, одеждой и т.п. Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам) – то это засчитывается ему как милостыня» (аль Бухари, Муслим). Также в хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Самое большое вознаграждение человек получает за динар, потраченный на свою семью». В то же время жена имеет право на полную финансовую независимость, т.е. она имеет право расходовать свои деньги на нужные цели по своему усмотрению. Но надо отметить тут, что её заработок не должен противоречить Шариату, т.е. она не должна уединяться с мужчинами на работе и т.д. Если жена строптивая и непослушная, муж может ограничить расходы на неё.
Религиозная образованность
5. Супругу следует дать жене необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить, или хотя бы предоставить ей необходимую для этого литературу. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы Ислама: совершала намаз, постилась в месяц Рамазан, возмещала посты, пропущенные из-за месячных циклов и т.п.
Если более, чем одна жена
6. Если у мужчины более, чем одна жена – то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жён, и уделит внимание одной больше, чем другой – в Судный День воскреснет кривобоким» (Абу Дауд). Но что касается симпатии и любви – то равенство в этом не предусматривается, так как это не в наших силах. Если муж надумал выйти в сафар (путь) и захочет взять с собой только одну из жён – то он должен бросать жребий. И если пропустит ночь – то он обязан возместить её. И поэтому ему необходимо изучить все вопросы, связанные с разделением ночей среди жён.
Непослушание жены
7. Если жена непослушная, муж обязан воспитывать её и объяснять, что повелел ей Аллах, например, как надо совершать намаз и т.п. Если и тогда она не послушается его, то ему необходимо отделиться от неё в постели. После этих мер ему разрешено наказать жену, но не сильно. Нельзя также бить её по лицу. Эту злобу мужу можно сохранять несколько дней, и даже месяц. И также не одобряется сразу же прощать, необходимо выявлять злобу хотя бы некоторое время, чтобы злоба мужа не оказалась необоснованной в глазах жены. После того, как она станет покорной, муж не должен спорить с ней, отдаляться от неё и огорчать.
8. Мужу не следует удаляться от жены сразу после полового сближения без её согласия. Если муж не удовлетворяет жену, то получается, что он не выполняет свои обязанности перед ней. В хадисе сказано, что если муж удовлетворил своё желание раньше, чем жена – то пусть не торопит её, пока и она не удовлетворит свою потребность.
Уважение к жене
9. Также мужу не дозволяется унижать жену ни словом, ни делом. Не должен он унижать её родственников и насмехаться над ними, особенно в кругу людей. Если он хочет высказать ей порицание, сделать замечание относительно её поведения или исправить какую-нибудь ошибку, ему необходимо найти для этого подходящее место и время. Если он не любит жену, то он не должен угнетать её, подвергать мучениям, демонстрировать отвращение. Он должен проявлять терпение. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится так: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как, если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её (хорошими) качествами» (Муслим). Также он сказал: «Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их!». В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым. Поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль-Бухари и Муслим).
Эти и другие манеры поведения мужа являются гарантом сохранения семьи от раздоров, приводящих к разрушению семьи. Да поможет Аллах нам держаться истинного пути и да укрепит Он наши семьи! Амин.