Комментарии к суре Ихлас
Комментарии к суре Ихлас
2 года назад 1748 ru-wallp.com
Тафсир Хилал. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов

Когда мушрики пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и попросили его ‎описать своего Господа, изложить Его происхождение, им ответил Сам Великий Аллах, ‎ниспослав суру «Ихлас».‎

Причина названия суры словом «ихлас» – это призыв к искреннему поклонению, ‎обращению и верности исключительно и только Самому Аллаху.‎

В одном из хадисов Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Сура «Ихлас» ‎равна трети Куръана». Ибо содержание Священного Куръана преследует три основные ‎цели:‎

‎1) Доказательство единственности и единства Аллаха, исправление вероубеждения.‎

‎2) Изложение куръанических сказаний в назидание, увещевание и как пример для ‎подражания.‎

‎3) Ахкамы (положения) шариата.‎

Сура «Ихлас» вобрала в себя первую часть из упомянутых целей и задач.‎

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!‎

‎1. Скажи: «Он – Аллах, Един,‎

Да, о Пророк, скажи всем, что Всевышний Аллах один, Единственный, Единый.‎

‎– Великий Аллах Един по происхождению и сущности. Нет божества, кроме Него.‎

‎– Аллах, Пречист Он и Всевышний, Един в своих божественных качествах, и они ‎присущи только Ему. Ничто на свете не может обладать этими качествами.‎

‎– Он Един и в том, что нет на свете подобия Ему.‎

‎– Аллах, Пречист Он и Всевышний, – Един, Единственен и в природе Своих деяний. ‎Никто не в силах повторить Его деяния и сотворить то, что сотворил Он.‎

Единственность Аллаха является главенствующим веро­убеждением в Исламе. Другие ‎атрибуты веры, требующие уверования, также основываются на этом убеждении.‎

После утверждения сифата (качества) единственности Аллаха в первом аяте далее ‎речь идет об одном из главных Его качеств – сифате Сомад.‎

‎2. Аллах – Сомад.‎

Качество Сомад вбирает в себя множество значений:‎

‎– Абсолютно все подчинено и повинуется Ему – без Него не быть ничему;‎

‎– Он не нуждается ни в чем и ни в ком, но все нуждаются в Нем;‎

‎– Все существа могут перестать существовать, исчезнуть, но Он нескончаем и Сам Он ‎вечен, и так далее.‎

Как видим, одно это слово – «Сомад» – заключает в себе такие разные качества. ‎Арабский язык обладает большими возможностями в описании таких качеств, и именно ‎поэтому Аллах изъявил волю ниспослать Свою последнюю Книгу на этом языке.‎

‎3. Не родил и не был рожден,‎

То есть у Него нет ни детей, ни родителей. Ибо рождать и быть рожденным присуще ‎рабу – человеку.‎

Эти качества не подходят, не соответствуют Аллаху. Он один, Единственный, у Него ‎не может быть ни родных, ни сотоварищей.‎

В этом аяте имеются опровержения многих исковерканных убеждений, в том числе:‎

‎– убеждение мушриков, что ангелы – дочери Аллаха;‎

‎– убеждение отдельной категории людей, что Узайр (Ездра) – сын Аллаха;‎

‎– убеждение другой категории людей, что Ийса (Иисус) – сын Бога;‎

‎– убеждения иных категорий, обожествляющих растения, животных, людей, идолов и ‎тому подобное.‎

‎4. И не был Ему равным ни один!»‎

Да, никакое существо, ни по природе своей, ни по качествам, ни по деяниям, не может ‎сравниться с Аллахом.‎

Вот так, Куръан возвеличивает Аллаха описанием Его совершенных сифатов. В ‎Исламе Всевышний Аллах поминается Пречистым, свободным ото всех изъянов и ‎пороков. Ибо исламское убеждение внедрено Самим Аллахом. Это вероубеждение ‎порождено не людской фантазией, как это имеет место в других убеждениях.‎

Относительно суры «Ихлас» некоторые улемы сделали следующее обобщение: «Эта ‎сура состоит из четырех аятов. Она снизошла очень небольшой по объему, но весьма ‎чудесной. Она ниспослана раскрывающей красу Всевышнего Аллаха и Его совершенство. ‎Она ниспослана пречищающей Всевышнего Аллаха от всех качеств, выражающих ‎слабость и изъян.‎

Ее первый аят, утверждая и аргументируя Единство, опровергает многочисленность.‎

‎«Скажи: Он – Аллах, Един».‎

Ее второй аят, доказывая совершенство Аллаха, опровергает Его слабости и ‎недостатки.‎

‎«Аллах – Сомад».‎

Ее третий аят, доказывая вечность и извечность Всевышнего Аллаха, опровергает ‎наличие у Него потомства и продолжителя рода.‎

‎«Не родил и не был рожден».‎

Ее четвертый аят, доказывая величие, могущество, несравненность Аллаха, ‎опровергает существование равной Ему силы и Его противоположности.‎

‎«И не был Ему равным ни один!».‎

Следовательно, эта сура – доказательство Его сифатов красы и совершенства. Это ‎наивысшая иллюстрация чистоты и безупречности Господа».‎

Имам Бухари передает от матери правоверных Аиши радияллаху анха: «Пророк ‎назначил некоего человека главой вооруженного отряда и послал с поручением. Он ‎возглавил намазы своих собратьев, и в каждом намазе читал суру «Ихлас». Когда они ‎вернулись, об этом рассказали Пророку саллаллаху алайхи васаллам, и тот сказал:‎

‎– Спросите-ка у него, зачем он делал так.‎

У него спросили, и тот ответил: ‎

‎– Потому что это – сифаты Милостивого, и я люблю ее читать. ‎

Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:‎

‎– Известите его: «Аллах любит тебя».‎

В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом, Посланник Аллаха саллаллаху ‎алайхи васаллам сказал: «Кто прочтет «Кул хуваллаху ахад…» до конца десять раз, тому ‎Всевышний Аллах возведет в раю дворец».‎

Имам Тирмизи передает от Абу Хурайры радияллаху анху: «Однажды я шел вместе с ‎Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Он услышал, как кто-то читает «Кул хуваллаху ‎ахад. Аллаху Сомад», и сказал:‎

‎– Для него стало ваджибом (долженствующим).‎

Я спросил: ‎

‎– О Посланник Аллаха, что стало ваджибом?‎

Он сказал: ‎

‎– Рай».‎

Еще в одном хадисе, переданном имамом Тирмизи от Анаса радияллаху анху, сказано: ‎‎«Кто ежедневно прочтет «Кул хуваллаху ахад» двести раз, тому будут стерты (прощены) ‎пятидесятилетние грехи, если только у него нет долгов».‎

В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Анаса радияллаху анху, сказано: «Кто ‎прочтет «Кул хуваллаху ахад» десять раз, тому Аллах возведет дом в раю».‎

В хадисе, переданном имамом Насаи от Муаза ибн Джабала радияллаху анху, а тем – ‎от своего отца, говорится следующее: «Однажды мы ждали Пророка саллаллаху алайхи ‎васаллам, оставшись под дождем и во мраке, чтобы совершить за ним намаз. Так он ‎вышел и сказал:‎
‎– Скажи.‎
‎– Что? – спросил я.‎
Он сказал: ‎
‎– Скажи людям, что если каждый вечер и каждое утро по три раза будут читать «Кул ‎хуваллаху ахад» и по два «Кул аъузу», этого будет достаточно для каждой вещи (для ‎всего)».‎

0 комментариев