Министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бин Фархан заявил в интервью израильской газете MAARIV о том, что установление дипломатических отношений с Израилем станет возможным только после мирного урегулирования ситуации в Палестине.
Министр также подчеркнул, что интеграция Израиля в экономическую систему Ближнего Востока была бы выгодна всем странам региона.
«Приоритетом является поиск урегулирования, которое позволило бы израильтянам и палестинцам сесть за стол переговоров и начать работу над мирным процессом. Для ряда стран региона, у которых ещё нет дипломатических отношений с Израилем, это облегчит процесс их установления. Мы будем готовы к урегулированию после того, как будет найдено справедливое решение палестинского вопроса», — завил Фейсал бин Фархан.
Пять позиций Израиля, которые ему стоит разъяснить Анкаре — Times of Israel
Аннотация
Экономические проблемы стимулируют стремление Анкары ослабить стратегическое партнерство между Иерусалимом, Грецией и Кипром и получить доступ к природному газу Израиля. Взглядом на отношения Израиля и Турции делится в газете Times of Israel президент Иерусалимского института стратегии и безопасности Эфраим Инбар.
Региональная политика Турции привела к усилению изоляции страны, а денежно-кредитная политика президента Реджепа Эрдогана привела к ухудшению состояния ее экономики.
Анкара в настоящее время пытается наладить свои связи с региональными державами, включая Египет, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовскую Аравию и Израиль. 3 февраля Эрдоган объявил, что примет президента Израиля Ицхака Герцога с официальным визитом в Турцию в середине марта. Эрдоган также заявил, что Израиль заинтересован в восстановлении дипломатических отношений, отметив, что премьер-министр Нафтали Беннет придерживается «позитивного подхода». Комментарии Эрдогана прозвучали после того, как он направил другие подобные сигналы в Иерусалим. К ним относится освобождение двух израильских туристов, задержанных по подозрению в шпионаже в ноябре после двух недель тюремного заключения. Герцог и Беннетт позвонили Эрдогану, чтобы поблагодарить его в знак признательности. Кроме того, в январе Эрдоган позвонил Герцогу, чтобы выразить соболезнования в связи со смертью его матери. Неделю спустя министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу позвонил своему израильскому коллеге Яиру Лапиду, чтобы справиться о его здоровье после того, как последний оправился от COVID-19 — это был первый разговор между министрами иностранных дел Турции и Израиля почти за десятилетие. Аналогичным образом с израильскими университетами связались турецкие университеты. Но в то время, как Турция поддерживает устойчивую торговлю с Израилем, Эрдоган резко критиковал Израиль по палестинскому вопросу, высказывая замечания, граничащие с антисемитизмом.
Энергетические проблемы занимают центральное место в повестке дня Турции в ее стремлении к сближению с Израилем. Турция в основном зависит от импорта энергоносителей из России и Ирана и нуждается в диверсификации своих источников энергии. Поэтому Турция хочет использовать газовые резервуары Израиля для внутреннего использования и экспорта в Европу, укрепляя свой статус энергетического центра.
Более того, израильский газ может принести доход турецкой экономике, испытывающей трудности, особенно перед предстоящими выборами. Плюс к тому, трубопровод из Израиля в Турцию через Кипр является оптимальным решением с экономической и практической точек зрения, хотя может потребоваться одобрение Кипра.
Президент Израиля Ицхак Герцог
(сс) Haim Zach. Пресс-служба правительства Израиля
После того, как США отказались от поддержки дорогостоящего и технологически проблемного трубопровода EastMed, по которому планировалось транспортировать газ из Израиля и Кипра в Европу через Грецию, Турция надеется, что у Израиля может возникнуть соблазн проигнорировать стратегические соображения и передать свой газовый кран в руки Турции. Однако Израилю следует тщательно рассмотреть возможность того, чтобы его экспорт газа находился под контролем Турции, которая в будущем может использовать его в качестве оружия против Израиля.
Кроме того, Анкара сталкивается с недружественной администрацией Байдена, а турки всегда верили, что Израиль и его лобби могут влиять на американскую внешнюю политику, поэтому улучшение отношений с Израилем могло бы быть для них полезным на американской арене.
Улучшение отношений с Вашингтоном необходимо Анкаре сейчас даже больше, чем раньше, поскольку Россия, исторический соперник Турции, становится всё более напористой. Более того, украинский кризис подчеркивает сложную позицию Турции, которая пытается сбалансировать свое членство в НАТО со своими усилиями дистанцироваться от Запада. Очевидное турецкое обоснование улучшения отношений с Израилем состоит в том, чтобы расторгнуть или ослабить стратегическое партнерство между Иерусалимом, Грецией и Кипром. В результате враждебности Турции сотрудничество в области безопасности между этим треугольником значительно укрепилось. Израиль должен противостоять попыткам ослабить этот треугольник.
К этому блоку присоединились Египет и ОАЭ, проводящие взаимодополняющую политику в восточном Средиземноморье в области энергетики, исключительных экономических зон (ИЭЗ) и Ливии, к огорчению Турции. В значительной степени Израиль является стержнем этого выравнивания.
Более тесные отношения между ОАЭ и Турцией могут стать дополнительным вкладом в турецкие шаги в направлении Израиля. ОАЭ хотят, чтобы Турция воздержалась от громкой критики «соглашений Авраама» между шейхами Персидского залива и Израилем.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время визита в ОАЭ
President.gov.ua
Турция заинтересована в сохранении доступа к Иерусалиму и его исламским святыням. Анкара желает увеличить свое присутствие в Иерусалиме, чтобы укрепить свое лидерство в исламском мире, и предпочитает свести к минимуму противодействие Израиля своей деятельности в городе.
Израильские правительства всегда стремились к хорошим отношениям с Турцией, однако ухудшение отношений стало в первую очередь результатом значительной переориентации внешней политики Турции при правящей «Партии справедливости и развития». В то время как исламистская Турция, скорее всего, останется геополитическим соперником, Израиль должен положительно отреагировать на предложения Анкары и прояснить свои позиции на переговорах с Турцией до визита Герцога.
Во-первых, к президенту Израиля следует относиться с полным уважением. В турецких СМИ ходят слухи, что Эрдоган планирует встретиться с Герцогом не в президентском дворце, а в другом месте. Если так действительно произойдет, это будет признаком неуважения.
Во-вторых, Израилю следует ожидать, что Турция примет более взвешенную политику в отношении израильско-палестинского вопроса. Турция должна воздерживаться от противодействия «соглашениям Авраама» и от сотрудничества с ХАМАС.
В-третьих, Израиль должен добиваться отмены меморандума о взаимопонимании (MOU) от ноября 2019 года с ливийским правительством национального согласия (GNA), который призван определить новые границы исключительной экономической зоны. Меморандум о взаимопонимании между Турцией и Ливией фактически провел разделительную линию между восточной и западной частями Средиземного моря, угрожая безопасности на море, разведке природного газа и новым инфраструктурам, таким как трубопровод EastMed или электрический кабель из Израиля или Египта в европейское направление.
В-четвертых, Израиль должен стремиться к взаимопониманию, устанавливающему четкие ограничения на турецкую деятельность в Иерусалиме, которая подрывает его суверенитет.
Наконец, улучшение двусторонних отношений должно привести к тому, что Турция прекратит свою обструктивную роль в отношениях Израиля и НАТО.
Турция признает Израиль важной региональной державой и должна соответствовать ожиданиям Израиля, если она стремится к сближению. Он полностью понимает, что взаимность — необходима.
Сегодня Турция, пожалуй, самая важная мусульманская страна в мире. Стала она вести в последнее время и независимый курс в международных отношениях. На этом фоне актуален вопрос, какую позицию занимает Анкара в нынешнем сложном прокси-конфликте между НАТО и Россией на Украине, пишет Грэм Фуллер в статье, вышедшей 4 марта в Responsible Statecraft.
Турция приобрела огромный политический и военный опыт, когда она на протяжении почти шести столетий стояла во главе могущественной мусульманской Османской империи — одной из крупнейших и самых продолжительных империй в мировой истории. После своего краха и раздела в конце Первой мировой войны израненная Турция постепенно снова обрела статус великой региональной державы. Сегодня понять важность этого государства можно благодаря его стратегическому положению, широкомасштабной экономической структуре, амбициям и масштабам геополитического видения.
В частности, под 20-летним руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция приняла меры к тому, чтобы утвердить свой статус не только ближневосточной державы, но и силы на европейской, балканской, средиземноморской, кавказской, центральноазиатской, евразийской и даже на африканской аренах. И, как и во многих других странах, власть постепенно стала править деспотичным автократическим и популистским образом, который получил название «нелиберальной демократии».
Реджеп Тайип Эрдоган выступает перед парламентской фракцией правящей Партии справедливости и развития
Akparti.org.tr
К тому же у Турции выгодное географическое положение: она расположена на пересечении стратегических морских проходов Дарданелл и Босфора — ворот для танкеров, торговых судов и военных кораблей в Черное море, где у России в Крыму находится Черноморский флот. Это придает Анкаре дополнительный геополитический вес.
На протяжении веков Российская империя регулярно аннексировала части Османской территории, благодаря чему можно понять причины, по которым Турция в 1952 году вошла в НАТО, тем самым закрепив свой европейский статус на самом восточном фланге НАТО. Но с распадом Советского Союза в 1991 году и появлением новых постсоветских государств Турция внезапно оказалась без сухопутной границы с Россией и практически в одночасье исчезла острейшая для нее географическая и геополитическая «угроза».
Сегодня Турция по-прежнему является членом НАТО, но в последнее время она все чаще не придерживается правил и ожиданий альянса, вплоть до покупки российской ракетной системы С-400 вместо ее американского аналога. На самом деле, с точки зрения обороны, НАТО сейчас мало что значит для Турции. Главная ценность блока заключается в том, что благодаря своему членству Анкара имеет место за столом важного европейского и трансатлантического института безопасности.
И сегодня Турция больше не хочет мириться с тем, что ее считают «верным союзником НАТО», готовым выполнять указания Вашингтона на международной арене. Анкара стремится к тому, чтобы стать лидером в регионе, независимым от какой-либо отдельной страны или державы.
Турецкий оркестр в составе войск НАТО
NATO Training Mission-Afghanistan
Республика играет важную роль в Ливии, решительно поддерживает Палестину, дружит с организацией «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), решительно поддерживала Азербайджан в его войне с Арменией, предпринимает активные действия в Сомали и других африканских государствах, поддерживает достойные отношения с Ираном, продает оружие Украине, тесно сотрудничает с Россией в экономическом и стратегическом плане, поддерживает тесные связи с тюркскими государствами Центральной Азии и очень заинтересована в участии в дальновидной и стратегической инициативе Китая «Один пояс, один путь» в Евразии. Казалось бы, это набор «несовместимых» друг с другом интересов, но Анкара тем не менее их совмещает — к большому огорчению Вашингтона, который хотел бы видеть в Турции более послушного союзника.
Поэтому неудивительно, что в нынешней ситуации между Украиной и Россией, спровоцированной НАТО, Турция не собирается четко занимать ту или иную сторону, что может привести к потере ее связей между НАТО и Россией. Она открыто критиковала российскую операцию, выступила соавтором резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в которой «осуждала» Россию, и все еще может осуществлять законный контроль над проходом российских военных кораблей в Черное море. Хотя Турция поддерживает важные связи с Россией, она также поддерживает татар в Крыму и прежде всего выступает против любых действий России в регионе, которые угрожают национальному суверенитету других государств. Турция также продает Украине ударные БПЛА Bayraktar.
Но Турция будет сопротивляться тому, чтобы ее заставляли занимать какую-либо более глубокую или постоянную антироссийскую позицию в НАТО. Анкара даже предложила посредничество — благо она пользуется доверием и у России, и у Украины.
В то время как некоторые считают, что НАТО станет сильнее после нынешнего кризиса на Украине, автор полагает, что, по мере того как выявляются ужасные экономические последствия этой войны для Запада, официальные лица, не входящие в НАТО, и население в странах Европы начнут пересматривать разумность слепого следования авантюризму США, которые приблизили НАТО к самым границам России.
В долгосрочной перспективе велика вероятность того, что НАТО будет угасать и терять актуальность как организация, которая мыслит исключительно оборонительными и военными категориями. Евразийское видение Китая, с другой стороны, носит перспективный характер — оно по своему характеру экономическое, инфраструктурное, культурное и даже «цивилизационное». Ни Турция, ни большая часть мира не захотят отказаться от потенциального участия в этом проекте.
Реджеп Эрдоган и Си Цзиньпин
Gov.tr
Если хорошие отношения Турции как с Украиной, так и с Россией вынуждают ее занять позицию против какой-либо из этих стран, не будет никакого спора — в расчетах Анкары Россия значительно перевешивает Украину. Но поддержание хороших рабочих отношений с Киевом в данный момент дает Анкаре дополнительные рычаги воздействия на Москву. Республика одновременно самоуверенна и не желает, чтобы кто-либо воспринимал ее как нечто само собой разумеющееся. Однако Турции также нужна добрая воля России, чтобы Анкара могла справиться с вопросами, связанными с Ближним Востоком, Кавказом, Афганистаном и в значительной степени тюркской Центральной Азией.
Вашингтон, конечно, пытается сохранить свою веру в себя как в центр геополитического мира, статус, который он быстро теряет по мере того, как Америка приходит в упадок, а остальной мир укрепляется. Вашингтон обманывает себя, если считает, что его последняя идеологическая политика травли медведя пользуется поддержкой всего мира. Поразительно, что большая часть мусульманского мира не поддержала позицию Вашингтона.
Это отражает изменение баланса сил в мире, в котором Соединенные Штаты больше не являются единственной державой, которую необходимо умиротворять. И Россия, и Китай приобретают все большее значение в геополитике Ближнего Востока и Евразии; поэтому большинство ближневосточных государств не желают рисковать важными отношениями ни с Россией, ни с Китаем только по настоянию НАТО.
Более того, большинство развивающихся стран прекрасно осознают, что, слушая, как Вашингтон обвиняет Россию в «неспровоцированных» действиях на Украине, они не могут не помнить, что почти 20 лет назад США сделали то же самое против Ирака, не говоря уже о многочисленных юридически необоснованных военных вмешательствах в другие страны, которые Вашингтон осуществлял на протяжении нескольких десятилетий, включая Афганистан, Ливию, Сомали, Сирию. Помнят они и о его прямой поддержке Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов в кровопролитной войне против Йемена. Мир испытывает все меньше терпимости к такому вопиющему лицемерию со стороны Вашингтона, когда он требует поддержки своих зарубежных приключений в поисках целей для уничтожения на международной арене.
Эсминец США USS Barry (DDG-52) запускает крылатую ракету «Томагавк» в начальной стадии операции в Ливии. 2011
Таким образом, можно ожидать, что большинство стран Ближнего Востока по-прежнему будет занимать «взвешенные» или нейтральные позиции, когда в будущем дело дойдет до отношений между Востоком и Западом. Даже сейчас можно наблюдать нежелание многих мусульманских стран критиковать репрессивную политику Китая по отношению к своему уйгурскому населению в Синьцзяне, несмотря на их общую обеспокоенность происходящим с мусульманами по всему миру. Геополитическое значение Китая значительно перевешивает необходимость больше плясать под дудку Вашингтона. Даже Израиль не решился полностью принять политику Байдена в отношении России.
В общем, членство Турции в НАТО никоим образом не гарантирует долгосрочную поддержку Турцией американской внешней политики, враждебной России или Китаю. Но, как однажды заметил президент США Линдон Джонсон о раздражающем и индивидуалистическом политическом деятеле из его собственной Демократической партии: «Лучше пусть остается внутри палатки и мочится наружу, чем снаружи — внутрь». Эта точка зрения лучше всего описывает то, как НАТО смотрит на сложную геополитическую политику Турции сегодня.