|
Мировой экономике нужна природа для процветания
|
Мировой отчёт, исследующий взаимозависимость бизнеса и биоразнообразия, показывает, как разрушение природы подрывает глобальное процветание — и способы его исправления.
Бизнес-модель, сильно ориентированная на рост за счёт природы, не только неустойчива, но и угрожает исчезновением, если не обратить её обратно.
Так говорится в знаковом «Отчёте по оценке бизнеса и биоразнообразия», опубликованном Межправительственной платформой по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES), глобальным независимым исследовательским органом, включающим более 150 правительств-членов.
Стремясь переосмыслить часто разрушительные отношения между природой и торговлей, первая оценка показывает, как бизнес влияет и зависит от биоразнообразия, а также как природа вносит вклад в развитие людей и общества.
«Это первый случай в истории, когда учёные и бизнес объединились», — сказал Рё Кохсака из Высшей школы сельскохозяйственных и биологических наук Токийского университета.
Бизнес не может существовать без биоразнообразия, но при этом они исчерпывают «основы нашей повседневной жизни» и подрывают вклад природы в людей, — сказал Кохсака, который является координатором и ведущим автором доклада, подготовленного экспертами государственного и частного секторов из 35 стран.
Он отмечает, что сельскохозяйственная продукция, такая как фрукты, зависят от опылителей, которые теряются по мере разрушения природы; Или как рыболовные среды обитания сокращаются, поскольку коралловые рифы погибают из-за загрязнения и изменения климата.
«Лучшее взаимодействие с природой для бизнеса не является опцией — это необходимость», — сказала Химена Руэда, исследователь из Университета лос-Андес в Колумбии и сопредседатель оценки IPBES, в заявлении.
Она считает, что предприятия играют ключевую роль в экологическом «заботе», которое «жизненно важно для их прибыли и] долгосрочного процветания».
Обычный бизнес финансирует уничтожение биоразнообразия
Но если бизнес хочет обратить вспять «неустойчивую экономическую активность», ему придётся решать крупные потоки частного и государственного финансирования для бизнес-деятельности, которые приводят к потере биоразнообразия, утверждают авторы доклада.
В 2023 году около 7,3 триллиона долларов (€6,2 триллиона) из этих средств — около двух третей из частных источников — поступило предприятиям «с прямым негативным влиянием на природу», говорится в отчете. Большинство государственных субсидий направлялось на ископаемое топливо и сельское хозяйство, сообщил Кохсаке DW.
Всего 3% от этой суммы, или 220 миллиардов долларов государственного и частного финансирования, были вложены в сохранение биоразнообразия.
Это совпадает с анализом ООН за январь, показывающим, что «вредные инвестиции», разрушающие природу, в 30 раз выше, чем финансирование, ведущее к защите окружающей среды.
Авторы IPBES ссылаются на «извращённые стимулы», которые поддерживают негативный для природы бизнес как обычно и препятствуют попыткам обратить вспять снижение биоразнообразия.
Кроме того, бизнесы не несут ответственности за слабое соблюдение правил по биоразнообразию и охране окружающей среды, отчасти из-за добровольного раскрытия информации. Менее 1% компаний, отчитывающих публично, указывают на их влияние на биоразнообразие.
Оценка IPBES указывает на отсутствие «адекватных вознаграждений и штрафов», которые могли бы вдохновить бизнес прекратить потерю биоразнообразия.
«Постоянно растущее потребление материалов и акцент на отчетности о квартальной прибыли» — ради дивидендов акционеров — продолжают этот цикл.
Но даже с точки зрения бизнеса эти вредные инвестиции неустойчивы. Как подробно описано в последней оценке IPBES за 2019 год, Кохсака отмечает рост стоимости сельскохозяйственной продукции на 300% с 1970 года. Тем не менее, к 2019 году годовое производство урожая в мире также оказалось под угрозой из-за снижения разнообразия опылителей и деградации земель.
Трансформация бизнеса для поддержания биоразнообразия
По мнению Кохсаке, выделение риска — лишь один из способов вдохновить бизнес стать менее разрушительным.
«Не всегда бывает, что компании инвестируют, чтобы разрушить или стать неустойчивыми», — сказал он.
В ответ на это оценка предлагает ряд инструментов и методов, позволяющих бизнесу работать как в своих интересах, так и в интересах биоразнообразия и общества. К ним относятся лучшие данные и знания для количественной оценки воздействия и зависимостей от биоразнообразия.
Оценка направлена на создание «благоприятной среды» путём согласования пяти основных компонентов бизнеса, включая политику, правовые и нормативные рамки; экономические и финансовые системы; социальные ценности, нормы и культуру; технологии и данные; а также способности и знания.
Приводя более 100 конкретных примеров конкретных действий по этим компонентам, авторы доклада призывают к более тесному сотрудничеству между правительствами, потребителями, бизнесом, НПО, коренными народами и местными сообществами.
«Лучшее управление биоразнообразием является ключевым элементом управления рисками во всей экономике и во всех обществах — это не какая-то далекая экологическая проблема, а ключевая задача, существующая сейчас в каждом зале заседаний и кабинете», — сказал Стивен Поласки, специалист по экологической/экологической экономике в Университете Миннесоты и сопредседатель оценки. Редактор: Тэмсин Уокер
Автор: Стюарт Браун