Талибы пытали и угрожали афганским гражданам, которые были принудительно возвращены из Ирана и Пакистана из-за их идентичности или личной истории, говорится в докладе ООН, опубликованном в четверг.
Пакистан и Иран высылают миллионы афганцев, которые, по их словам, живут в их странах нелегально.
Афганские власти призвали граждан вернуться, пообещав амнистию всем, кто уехал после возвращения талибов к власти в 2021 году.
Но правозащитные группы и ООН неоднократно предупреждали, что некоторые из возвращающихся рискуют подвергнуться преследованиям из-за своего пола, профессии или связей с бывшей администрацией, поддерживаемой Западом.
В опубликованном в четверг докладе миссии ООН в Афганистане говорится, что некоторые люди столкнулись с серьезными нарушениями прав человека, в то время как другие скрылись или переехали, опасаясь репрессий со стороны талибов.
Согласно докладу, нарушения включают пытки, жестокое обращение, произвольные аресты и угрозы личной безопасности со стороны талибов.
Бывший правительственный чиновник сообщил миссии ООН, что после его возвращения в Афганистан в 2023 году его задержали и жестоко пытали палками и кабелями. Его пытали водой и подвергли инсценировке казни.
Небинарный человек рассказал, что их жестоко избивали, в том числе тыльной стороной пистолета.
Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк заявил, что никто не должен быть отправлен обратно в страну, где он сталкивается с риском преследования из-за своей идентичности или личной истории.
Это было еще более заметно в отношении афганских женщин и девочек, которые подвергались целому ряду мер, «равнозначных преследованию только по признаку пола», добавил он.
Талибы ввели жесткие ограничения в отношении афганских девочек и женщин, отрезав их от доступа к образованию старше 12 лет, большей части трудоустройства и доступа ко многим общественным местам.
В ответ на доклад власти «Талибана» отрицали жестокое обращение с афганскими репатриантами и отвергли обвинения в арестах, насилии, запугивании или возмездии в отношении людей из-за их идентичности или личной истории.
По их словам, афганцам, возвращающимся из соседних стран, были предоставлены услуги, связанные с оформлением документов, транспортом, переселением и другой юридической поддержкой, в то время как Министерство внутренних дел оказывает «теплый прием».
Они призвали миссию ООН предотвратить принудительные депортации, добавив, что Организация Объединенных Наций в целом «не должна колебаться» в обеспечении основных потребностей беженцев, таких как еда, лекарства, жилье и образование.
Неопределенное будущее
Афганцы, которые покинули свою родину миллионами на протяжении десятилетий, либо вытесняются в ходе кампаний по изгнанию, как в Иране и Пакистане, либо сталкиваются с неопределенным будущим из-за сокращения поддержки беженцев.
В понедельник тысячи афганцев в США потеряли защиту от депортации после того, как федеральный апелляционный суд отказался отложить решение администрации президента США Дональда Трампа о прекращении их правового статуса.
Представители Министерства внутренней безопасности США заявили в своем решении об отмене временного защищенного статуса для афганцев, что ситуация в их родной стране улучшается.
Но группы, помогающие афганцам с этим статусом, говорят, что страна по-прежнему чрезвычайно опасна.
Приостановка администрацией Трампа программы по оказанию помощи беженцам в январе оставила тысячи афганцев в затруднительном положении, особенно в Пакистане, а запрет на въезд афганцев еще больше уменьшил их надежды на переселение в США.
Талибы опровергают утверждения в докладе США и говорят, что они не перенаправляют помощь, отправляемую в Афганистан
В четверг талибы отрицали применение силы для перенаправления международной помощи в Афганистане, отвечая на доклад американского наблюдательного органа, в котором говорится, что власти использовали «все имеющиеся в их распоряжении средства, включая силу», чтобы гарантировать, что помощь пойдет туда, куда они хотят.
В 118-страничном докладе, опубликованном днем ранее специальным генеральным инспектором США по восстановлению Афганистана, говорится, что талибы используют свою регулирующую власть, чтобы определить, какие НПО могут работать и на каких условиях.
В докладе также говорится, что талибы блокируют и перенаправляют помощь, чтобы она приносила пользу пуштунским общинам, а не хазарейским или таджикским меньшинствам, и что они отказываются разрешать работу НПО, если они не нанимают связанные с талибами предприятия, НПО и частных лиц.
До недавнего времени США были крупнейшим донором Афганистана и в прошлом году предоставили Кабулу 43% всего международного гуманитарного финансирования.
Но администрация президента США Дональда Трампа прекратила иностранную помощь стране, поскольку, по словам официальных лиц, деньги шли на пользу талибам.
В докладе, основанном на интервью с 90 нынешними и бывшими должностными лицами, в том числе в ООН и из США, также говорится, что сотрудник афганской НПО был убит за то, что разоблачил перенаправление продовольственной помощи в военные тренировочные лагеря талибов.
«Талибы могут манипулировать обменными курсами и фальсифицировать валютные аукционы импортных долларов США для получения прибыли», — говорится в докладе.
Он добавил, что талибы могут «также вступить в сговор с высокопоставленными должностными лицами ООН, чтобы требовать откаты от поставщиков ООН».
В докладе Института мира США за 2023 год говорится, что талибы «проникли и повлияли» на большинство программ помощи, управляемых ООН».
Представитель Министерства экономики Афганистана, которое курирует иностранные и отечественные НПО, отверг выводы доклада, заявив, что гуманитарная помощь от международных организаций предоставлялась непосредственно местными и иностранными органами через офисы ООН, без вмешательства талибских учреждений.
"We strive to create the necessary facilities for aid organizations to promote economic growth and reduce poverty," said the spokesperson, Abdul Rahman Habib, adding that "We support the transparent activities of domestic and foreign organisations and monitor their projects."
The UN mission in Afghanistan told the Associated Press in a statement that the report highlighted the "extremely complex operating environment" for aid delivery in Afghanistan, including attempts at interference and restrictions from authorities.
It also addressed the report's "kickback" allegations.
"We take extremely seriously any allegations of malpractice and corruption, either by United Nations officials or implementing partners, and ensure these are promptly investigated," the statement said.
"We encourage anyone in possession of any evidence of aid diversion, misuse, misconduct, fraud, and abuse to immediately report such information through the established, formal, and confidential reporting channels so that these can be investigated."
Ограничение прав женщин
A USAID official told the watchdog in 2023 that the Taliban refused to register women-led NGOs, prevented them from opening bank accounts, refused to authorise women-focused projects, demanded that women on boards of directors be replaced with men and threatened to close organisations that failed to comply with their policies.
In that same year, the report said, even two high-ranking female UN officials, the UN deputy secretary general and the executive director of UN Women, "were told they should not be on public site visits without male chaperones, specifically, a husband, father, or brother."
The UN said last week that dozens of female Afghan staff had received death threats. The threats come against a backdrop of severe restrictions placed on women since the Taliban returned to power in 2021.
The Taliban denied such threats had been made or that it was possible to make them.
The Taliban barred Afghan women from working at domestic and foreign NGOs in December 2022, extending the ban to the UN six months later and then threatening to shut down agencies and groups still employing women.
Some women have nonetheless remained in key sectors, such as health care and urgent humanitarian assistance, areas where aid agencies report a great need.
Aid agencies say more than half of Afghanistan's population, roughly 23 million people, need humanitarian assistance.
The crisis stems from decades of conflict, including the 20-year US war with the Taliban, as well as entrenched poverty and climate shocks.

