Как халяль-еда приводит к росту количества туристов
|
В Южной Корее стремительно растёт количество туристов-мусульман, и страна намерена сделать свою инфраструктуру максимально muslim friendly.
Казалось бы, трудно представить себе страну, менее ассоциирующуюся с потребностью в продукции халяль, чем Республика Корея. Согласно статистике 2015, 56% населения не являются приверженцами какой-либо религии, 27,7% - католики и протестанты, а 15,5% - буддисты, и все они – с сильной примесью конфуцианства. И очень небольшое число этнических корейцев исповедуют ислам – от 40 до 100 тыс. человек (по различным исследованиям) из 50-миллионного населения.
В часы, положенные для намаза, часть участников выставки устремляются в молельную комнату, которые есть в COEX Hall, как и во всех других общественных местах, от вокзалов и аэропортов до торгово-развлекательных центров.
- Вообще-то они и раньше были, там могут молиться не только мусульмане, но и представители любых конфессий, просто в мусульманских странах мало кто знал о наличии такой инфраструктуры, - уточняет гид.
В Сеуле есть свой мусульманский район Итевон, где расположена главная мечеть города, построенная в конце 60-х годов, когда страна активно развивала бизнес-связи с Ближним Востоком.
- Мы надеемся, что благодаря этому фестивалю часть трудностей будет устранена уже в этом году. Вместе с министерством спорта, туризма и культуры, а также с нашими подразделениями в регионах мы создаём сейчас список лучших ресторанов халяль, будем организовывать мастер-классы по приготовлению мусульманской еды и создадим идеальные условия для бизнеса, работающего в этом направлении, - сказал он.
Мастер-классы начались сразу же после торжественной части: шеф-повар Intercontinental дал урок рестораторам по приготовлению баранины гриль с рисом и овощами. Оказывается, запах жареной баранины для корейцев неприятен, и шеф-повар предложил предварительно мариновать её в соусе с большим количеством толчёного чеснока.
В выставочном зале компании и рестораны из Турции, Индонезии, Малайзии, ОАЭ и собственно Кореи угощали посетителей своими блюдами. Ким Хёнг Джу рассказала Forbes.kz, что уже около десяти лет развивает свой небольшой бизнес по передвижному стрит-фуду и доставке еды в Сеуле. Однако в последние годы конкуренция в этом сегменте сильно
- Я видела, что в городе становится всё больше туристов из мусульманских стран, а стрит-фуда, удовлетворяющего их потребности, нет вообще. Нашла представительство малайзийской организации по халяль, обучилась у них и получила сертификат-разрешение на приготовление блюд халяль, - говорит Ким Хёнг Джу.
Судить о перспективах её нового бизнеса пока рано – госпожа Ким начала заниматься им всего три месяца назад. Но она всё же надеется на рост прибыли - количество туристов-мусульман в Сеуле продолжает увеличиваться.
Наблюдения г-жи Ким подтверждаются статистикой. По словам Пак Джин Хо, заместителя директора департамента по Юго-Восточной Азии и Ближнему Востоку НОТК, если в 2015 в Корее побывало 700 тыс. туристов из мусульманских стран, то в 2016 - около 900 тыс., а в прошлом году – около миллиона. 70% туристов-мусульман приезжает из близлежащих стран Юго-Восточной Азии - Малайзии и Индонезии. По его словам, бум вызван несколькими причинами:
Кроме того, Корея активно внедряет высокие технологии в быт своих городов, это тоже интересует людей. Ну и наконец, в стране очень безопасно – уличная преступность практически сведена на нет. Жителей стран Ближнего Востока и Малой Азии (Турция) больше интересует бизнес- и медицинский туризм, у казахстанцев основной упор на медтуризм.
Усилия НТОК по превращению страны в muslim friendly дают свои плоды, и в этом году организация ожидает 2 млн туристов-мусульман.
- На самом деле это же не мы решаем, куда поедут туристы из других стран, а они сами. Но в последнее время мы заметили, что жители мусульманских стран, которые раньше массово ехали за новыми впечатлениями и развлечениями в Европу, теперь заинтересовались азиатскими соседями – Японией и Кореей. Конечно, мы должны не упустить возможность и использовать этот тренд для ещё большего развития въездного туризма в нашу страну, - говорит Пак Джин Хо.
Многие традиционные для Кореи продукты вполне укладываются в требования халяль. Например, органические вегетарианские и морепродукты завода NDK, который уже 30 лет занимается поставкой еды на рынок страны. В этом году компания получила сертификат халяль на некоторые виды продукции. Президент компании Пак Со Бок тоже говорит, что увидел наплыв туристов-мусульман:
- Честно сказать, сам я никогда не бывал в мусульманских странах, мне лишь рассказывали о них знакомые, которые в них бывали. Но я, конечно, видел мусульман, постоянно живущих в Корее. То, чем мы занимаемся, - традиционная корейская еда – тоже чистая, потому что выращивается и готовится безо всяких химических добавок. Мы предоставили информацию касательно содержимого нашей продукции в Федерацию мусульман Кореи, они проверили состав, потом приехали на наш завод, посмотрели производство и после этого дали сертификат на некоторые виды продукции. Сейчас мы размещаем её вduty free аэропортов и крупных сувенирных магазинах.
Об экспорте господин Пак тоже подумывает, но не сейчас – сертификат у них внутренний, оплатить который помогло государство. Международные гораздо дороже, и их надо получать на каждый продукт отдельно.
А вот уроженец Ташкента Шерзод Мухамедов начал своё производство не для туристов, а для местных жителей – переехавших и учащихся в здешних университетах мусульман из стран СНГ. Это сразу видно по продукции – сосиски, мясные рулеты, колбасы «Московская» и «Краковская». Шерзод учился в Сеуле, потом работал (гражданам Узбекистана легче получить рабочую визу в Южную Корею, чем казахстанцам, по этому поводу между правительствами двух стран имеются договорённости), а два года назад решил открыть собственный цех по производству халяльных мясопродуктов. Сырьём служат курятина, индейка и австралийская говядина с маркировкой халяль, специи закупает в России и Австрии. Старт вместе с арендой цеха обошелся примерно в $200 тыс, включая стоимость международных малайзийских серификатов. Каждый из них стоит $2 тыс. - на один вид продукции, ассортимент Шерзода - 10 видов. Для того чтобы продукцию покупали не только выходцы из СНГ, но и коренные жители, пришлось значительно снизить солёность – корейцы придают очень большое значение тому, чтобы пища не была вредна для здоровья. Теперь компания обзавелась местным дилером (который, к слову, сам вышел на них), и вот уже несколько месяцев, как компания вышла на ноль. Через пару месяцев Шерзод ожидает первую прибыль – продажи растут.
Казахстанского бизнеса на выставке и фестивале замечено не было.
Италия исламизирует свои отели
Десятки отелей Флоренции – административного центра Тосканы – адаптировали под потребности и пожелания клиентов, исповедующих ислам. В «muslim-friendly» номерах нет алкоголя в холодильниках, а также имеется халяльное питание. Появились также номера для мужчин многоженцев, а также номера с молитвенными ковриками в комплекте с компасом, показывающим направление к Мекке. Отели адаптируют к потребностям мусульман, чтобы сделать туризм во Флоренции более прибыльным. Среди мусульманских туристов столица Тосканы является одним из самых популярных мест отдыха наряду с Венецией, Римом и Миланом. По данным исследования, мусульмане, приезжая на праздники во Флоренцию, оставляют в отелях огромные суммы.