Жители Центральной Азии с опаской смотрят на построенные Россией в Китае атомные электростанции
|
Россия использует свои атомные электростанции как способ расширения влияния и установления более тесных дипломатических отношений. Однако Центральная Азия все еще не оправилась от последствий ядерных программ советской эпохи в регионе.
Жители Центральной Азии обеспокоены сотрудничеством своих соседей-гигантов, России и Китая, в строительстве новых атомных электростанций. Прошлые ядерные катастрофы в регионе служат для них предостережением.
На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин и президент Китая Си Цзиньпин в режиме видеоконференции запустили работы над двумя построенными Россией атомными электростанциями в Китае.
Главы государств 19 мая инициировали работы по заливке бетона новых блоков АЭС «Тяньвань» и «Сюйдапу».
Построенная совместно с Россией Тяньваньская АЭС работает с 2007 года, тогда как «Сюйдапу» все еще находится в стадии строительства.
Назвав ядерные реакторы «мощными» и «современными», Путин заявил, что они «отвечают всем требованиям безопасности и самым высоким экологическим стандартам».
Новые блоки будут введены в эксплуатацию к 2026–2028 гг. Россия и Китай готовы к дальнейшему развитию атомных электростанций путем совместного строительства, подчеркнул российский президент.
Угроза окружающей среде, жизни людей
Помимо накопления природных богатств Россия стремится к расширению влияния и установлению более тесных дипломатических связей с помощью своих атомных электростанций, особенно в Центральной Азии, Африке и Европе.
Однако после 35-й годовщины чернобыльской катастрофы в Украине многие жители Центральной Азии с сомнением относятся к заявлениям России о безопасности и охране окружающей среды.
«Ни одна страна не в состоянии гарантировать стопроцентную безопасность ядерных объектов», — сказал директор по развитию Карагандинского экологического музея в Казахстане Дмитрий Калмыков.
«Атомная электростанция, даже со всеми ее защитными механизмами, не является безопасным способом производства энергии», — добавил он.
Калмыков работал в составе бригады по ликвидации последствий аварии в Чернобыле.
«Какими бы ни были последствия аварии на атомной электростанции, я видел их своими глазами».
«История показывает, что ядерные аварии могут происходить. Они представляют реальную угрозу не только для окружающей среды, но и для здоровья и жизни людей», — отметил преподаватель географии Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына в Бишкеке Нурлан Шамшиев.
По его словам, в краткосрочной перспективе атомные электростанции менее вредны для окружающей среды, чем работающие на нефти и угле традиционные электростанции. «Но ядерный объект производит радиоактивные отходы, которые он должен изолировать и хранить в соответствии с высокими стандартами безопасности в течение многих лет».
«Может показаться, что строительство атомной электростанции в Китае — не наше дело, но Китай — сосед», — говорит Шамшиев.
«Если произойдет авария, например, с утечкой радиации, могут пострадать не только китайцы, но и мы, жители стран, граничащих с Китаем».
Риэлтор из Ташкента Мухтор Юлдашев заявил, что против того, чтобы Россия строила атомную электростанцию в Узбекистане, так же как и в Китае.
В 2018 году Путин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев запустили проект строительства АЭС в Узбекистане. Обсуждение финансирования все еще продолжается. Начало строительства запланировано на 2022 г.
«Зачем нам эти постоянные источники опасности? — спрашивает Юлдашев. — Я не верю российским властям, когда они говорят, что атомные электростанции безопасны. Даже в высокотехнологичной Японии была Фукусима [ядерная катастрофа 2011 г.]».
«По сей день мы не в состоянии гарантировать безопасность атомной электростанции или эффективно бороться с ужасными последствиями [ядерной] аварии», — считает он.
Никаких рисков и никаких обязательств
Годовщина чернобыльской катастрофы вновь обнажила старые раны жителей Казахстана, где более 40 лет находился главный полигон Советского Союза по испытанию ядерного оружия.
Семипалатинский ядерный полигон на северо-востоке Казахстана работал с 1949 по 1991 гг. до распада СССР.
Однако его последствия, в том числе тяжелые последствия для окружающей среды и здоровья местных жителей, все еще ощущаются и будут ощущаться в течение многих лет.
Продолжающееся лоббирование со стороны Москвы подчеркивает попытки Кремля укрепить свое влияние и подорвать суверенитет этого богатого природными ресурсами центральноазиатского государства, считают эксперты.
Несмотря на упорное сопротивление местного населения и правительства Казахстана Россия оказывает давление на Казахстан с целью строительства АЭС недалеко от города Улькен Алматинской области.
Строительство АЭС обойдется не менее чем в 5 млрд долларов, которые Россия предложила одолжить Казахстану «в духе доброй воли».
В октябре прошлого года президент Казахстана Касым Жомарт-Токаев отверг идею строительства АЭС. Тем не менее, Россия продолжает преследовать свои амбиции.
Казахстан «нуждается в чистой энергетике», и «одно из эффективных решений в этой сфере — атомные электростанции». Об этом в интервью прокремлевской газете «Комсомольская правда в Казахстане» 10 февраля сообщил посол РФ в Казахстане Алексей Бородавкин.
Российский государственный производитель атомной энергии «Росатом» «готов взяться за этот проект, гарантировав безопасность станции и ее экологическую чистоту», добавил Бородавкин, подчеркнув «отсутствие рисков».
Огромные затраты на очистку
Если история может послужить уроком, то риски долговременны и дорогостоящи.
Будучи основным источником добычи урана в бывшем Советском Союзе, Центральная Азия столкнулась с многочисленными проблемами в области безопасности и окружающей среды после распада СССР.
К примеру, Таджикистан выразил обеспокоенность по поводу наличия в своих хвостохранилищах количества оставшегося урана, достаточного для производства «грязных бомб».
В апреле 2019 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) объявил о выделении гранта в размере 85 млн евро на очистку урановых площадок советских времен на семи объектах в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане.
В декабре 2019 года в Кыргызстане был принят закон, запрещающий разведку и переработку месторождений урана и тория.
Целью закона является «защита здоровья населения, земли, водных объектов, растительного и животного мира, обеспечение прав граждан на благоприятную среду для жизни, работы и отдыха, а также радиационной и экологической безопасности в Кыргызстане».
В январе 2020 года Агентство Министерства обороны США по уменьшению угрозы (DTRA) и Национальный ядерный центр Республики Казахстан завершили строительство учебного центра в восточном Казахстане, предназначенного для физической защиты ядерных объектов, оставшихся после распада Советского Союза.
Совместная миссия по уменьшению угрозы распространения ядерного оружия была впервые реализована в декабре 1993 года на основе соглашения между правительствами двух стран.
Казахстан обратился к мировому сообществу с призывом предотвратить злоупотребление ядерной энергией.
[Материал подготовлен при содействии Каната Алтынбаева в Алматы.]