Иран прекратит продажу желтого кека и тяжелой воды в ответ на выход США из ядерной сделки
Иран прекратит продажу желтого кека и тяжелой воды в ответ на выход США из ядерной сделки
7 лет назад 1470 iran.ru regnum.ru vesti.ru Максим Исаев

Президент Ирана Хасан Роухани заявил в среду, что Иран прекратит продажу своего желтого кека и тяжелой воды в ответ на выход США из ядерной сделки 2015 года.

Роухани в среду появился на телевидении, чтобы объявить об ответных действиях Ирана в отношении США по поводу нарушения теми JCPOA, путем сокращения обязательств Ирана, предусмотренных в примечании 26 к ядерной сделке, сообщает Mehr News.

Президент Ирана отметил, что "это не означает, что Иран покидает ядерное соглашение, известное как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)".

Отметив, что пакт "выгоден региону и миру и наносит ущерб врагам Ирана", Роухани заявил, что Иран всегда был и останется верным своим обязательствам по ядерной сделке.

Президент Ирана сказал, что его страна продолжит усилия, чтобы остаться в пакте, несмотря на пожелания врагов.

Враги, в том числе американские сторонники жесткой линии, сионисты и реакционеры в регионе, были против этого международного соглашения с момента его заключения, добавил он.

Люди в регионе, европейцы и даже союзники США и международные компании страдают от политики США, создающей ограничения для европейских компаний, ведущих бизнес с Ираном, отметил Роухани.

По словам Роухани, Иран предоставит сторонам соглашения 60-дневный мораторий на устранение нарушений и сохранение интересов Ирана, закрепленных в СВПД.

Кроме того, он сказал, что европейские подписавшие это слгдашение, преуспевали в устной речи, но они не смогли выполнить то, что обещали.

Роухани имел в виду обязательство европейцев предпринять действия по нейтрализации ограничений, вызванных односторонним выходом США.

Он отметил, что на основании решения, принятого Высшим советом национальной безопасности Ирана, остальным пяти странам, участвующим в ядерной сделке, были отправлены сообщения, в которых сообщается, что Иран внес свой вклад, предоставив им запрашиваемый период длиной в один год. Мы сделали свое дело, и это было наше "стратегическое терпение".

Тем не менее, он подчеркнул, что Иран не покидает сделку, скорее это новый этап сделки в контексте и в соответствии с формулировкой СВПД.

"Статьи 26 и 36 уполномочили Иран подать жалобу на нарушение международной сделки в совместную комиссию", - заявил он.

Роухани подчеркнул, что после указанного периода, если пять стран сядут за стол переговоров, чтобы прийти к согласию в соответствии с интересами Ирана, особенно в отношении нефти и банковского дела, мы вернемся к прежней позиции.

Если они не выполнят свои обязательства по пакту, Иран не будет соблюдать ограничения на уровень обогащения в размере 3,6% и ограничивать реакторы на тяжелой воде, сказал Роухани.

Foreign Policy: ядерное соглашение с Ираном обречено на крах?

Эксперты больше всего обеспокоены тем, что может произойти летом 2019 года, если Ирану не будет оказана помощь. Снятие ограничений на запасы обогащённого урана вернёт Иран на путь создания ядерного оружия

Через год после того, как администрация президента США Дональда Трампа объявила о выходе Вашингтона из ядерного соглашения 2015 года и возобновила антииранские санкции, терпение Ирана и его готовность выполнять условия соглашения, похоже, иссякли. В среду, 8 мая, в Тегеране заявили, что Иран перестанет соблюдать ряд ключевых пунктов ядерного соглашения, пишут Кейт Джонсон и Робби Греймер в статье для издания The Foreign Policy.

Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что Иран прекратит отправку в другие страны обогащённого урана и тяжелой воды, которые представляют собой две важные составляющие ядерной программы. Таким образом, Иран нарушит ряд обещаний, которые он дал в 2015 году в рамках соглашения, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).

Некоторые аналитики считают, что Тегеран одновременно обратился к ЕС и КНР с призывом и угрозой: помогите нам, или мы пойдем на мошенничество. «Иран отказался от стратегического терпения в пользу стратегических действий», — считает учёный из Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Элли Геранмае.

Первоначальный шаг Ирана оказался менее решительным, чем опасались многие эксперты. Решение Тегерана не предусматривает каких-либо немедленных шагов по производству высокообогащённого урана, который затем мог быть использован для создания бомбы. Тем не менее шаг, сделанный Ираном, указывает на то, что с ядерным соглашением может быть покончено, если ЕС не попытается спасти его.

«Всё могло оказаться гораздо хуже. Иран принял минимальные ответные меры против американской политики максимального давления», — считает эксперт «Международной кризисной группы» Али Ваез«Сейчас мяч оказался на стороне тех, кто подписал ядерное соглашение. Им придётся сделать выбор в пользу борьбы с односторонними американскими санкциями или стать свидетелями дополнительных нарушений со стороны Ирана, которые могут привести к срыву соглашения», — добавил Ваез.

Рухани сказал, что если экономическое облегчение не наступит в течение следующих двух месяцев, то Иран откажется и от выполнения других ограничений в отношении обогащённого урана, наличие которого позволило бы Тегерану в достаточно короткий срок создать ядерное оружие.

«Я думаю, что это начало конца СВПД. Реальная проблема заключается в том, что мы теперь вернулись обратно к гонке. Иран установил 60-дневные часы. Несомненно, что ответным ударом со стороны США станут новые санкции. Таким образом, существует риск неизбежной эскалации», — заявил старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете Ричард Нефью.

Другие дают более оптимистичные оценки. «Иран сделал этот шаг, потому что он не готов полностью отказаться от соглашения. Они всё ещё пытаются найти выход», — считает сотрудник Brookings Institution Сюзанна Малони.

В среду, 8 мая, в Белом доме заявили о том, что Вашингтон введёт новые санкции в отношении иранского металлургического сектора, чтобы лишить страну доходов от экспорта и усилить давление на иранский режим.

Иранское предприятие
Иллюстрация: Fvpresident.ir

Решение Ирана поставило перед ЕС дилемму. До сих пор усилия европейских стран, направленные на то, чтобы обойти американские санкции, не увенчались успехом. ЕС так практически ничего не сделал для того, чтобы поддержать экспорт иранской нефти.

Как Иран может ответить на агрессию США?

"США не стремятся к войне с Ираном. Но любое нападение на интересы США или их союзников встретит решительный отпор", ─ заявил советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в воскресенье, отметив, что военные корабли США направились на Ближний Восток. 

В тот год, когда президент Дональд Трамп вышел из иранской ядерной сделки, его администрация усилила экономическое давление на иранский режим. Она ввела беспрецедентное количество санкций, чтобы ограничить экспорт нефти. А после объявления в воскресенье Болтон сослался на угрозу со стороны Ирана в отношении США и их союзников, намекнув на более серьезный шаг: угрозу насилия.

В объявлении Болтона говорится именно об этом - об угрозе. Однако не стоит забывать и о жестком тоне самой администрации, которая неоднократно требовала от Ирана изменения поведения и осуждала его региональную деятельность, поддержку террористов и амбиции в отношении ядерного оружия. Администрация США занимает довольно воинственную риторику, стремясь напугать соперников и заставить их отступить. Все это видно на примере Северной Кореи и Венесуэлы, где пока нет никаких реальных изменений в политике, не было нанесено военных ударов. Но, как пишет американское издание The Atlantic, когда дело доходит до Ирана, остается только догадываться, когда произойдет этот взрыв. 

Чиновники администрации не раскрыли, что именно вызвало беспокойство по поводу возможного удара Ирана по США или их союзникам. Исполняющий обязанности министра обороны Патрик Шэнахэн лишь сослался на "признаки реальной угрозы со стороны сил иранского режима". Тем не менее, учитывая развитие ситуации в регионе, у иранцев огромное количество возможностей преследовать Америку и ее союзников.

Иранские силы действуют рядом с силами США в Ираке и Сирии. Иран грозит нарушить мировую торговлю нефтью, перекрыв Ормузский пролив. Его объединенные силы в Йемене и секторе Газа угрожают союзникам США в Саудовской Аравии и Израиле ракетными обстрелами.

Авианосная ударная группа ВМС США, которая, как объявил Болтон, направилась на Ближний Восток, отправилась туда для запланированного развертывания более месяца назад. "На планирование развертывания уходит некоторое время. Это не внезапно принятое решение. Заявление Болтона лишь усилило существующее и продолжающееся развертывание. Это необходимо, что оказать влияние на Иран", ─ отметила Бекка Вассер, политический аналитик RAND Corporation. 

Начальник военно-морских операций, адмирал ВМС США Джон Ричардсон подтвердил это журналистам в понедельник согласно US News & World Report. Хотя позже он написал в "Твиттере", что авианосная ударная группа ВМС США отправится на Ближний Восток "по указанию" Болтона и Шэнахэна. Вассер писала, что военная стратегия США должна быть более непредсказуемой, чтобы противостоять таким соперникам, как Иран.

И на фоне роста жесткой риторики с обеих сторон растет и вероятность просчета. Когда администрация Трампа объявила Корпус стражей Исламской революции террористической организацией, она надеялась потопить международную службу безопасности Ирана, которая к тому же еще и крупный экономический игрок. Это заявление дает возможность США вводить уголовные наказания против всех, кто имеет дело с КСИР. Однако госсекретарь США Майк Помпео отказался уточнить, превратит ли оно эту организацию в мишень для нападения сил США в регионе. Тогда представитель министерства обороны сказал, что правила ведения боевых действий не изменились. Силы, поддерживаемые Ираном, по словам официальных лиц США, ответственны за убийство более 600 американских военнослужащих с 2003 по 2011 гг. Но они делили одно и то же пространство с "Исламским государством" (запрещена на территории России) в Ираке и Сирии с 2014 г. А временами даже сотрудничали. 

Также непонятно, какие будут последствия у реакции Ирана, который объявил американские силы в регионе террористическими группировками. Дважды в последующие недели представитель Пентагона повторил, что пока нет признаков угрозы американским силам в регионе. Однако в воскресенье Болтон процитировал "ряд тревожных признаков эскалации напряженности". В понедельник газета The Wall Street Journal сообщила, что Иран рассматривает возможность отказа от некоторых элементов ядерной сделки, из которой вышел Трамп. 

И если конкретные предупреждения о намерениях Ирана довольно сомнительны, то вероятность угроз Ирана в отношении США довольно серьезна. 

"США очень сильно подвержены риску в регионе. Это реальность. У иранцев большой опыт, позволяющий косвенно атаковать силы США в регионе, используя шиитов", ─ сказал эксперт по Ирану в Crisis Group Али Ваез.

У США около 2 тыс. военнослужащих находятся в Сирии, где Иран и его представители сохраняют военное присутствие; 5 тыс. сил безопасности в Ираке, где Исламская Республика остается влиятельным игроком; 14 тыс. военнослужащих в Афганистане, где у Тегерана есть общие дела с талибами в борьбе против ИГИЛ. У Ирана есть средства, чтобы обострить напряженность в любой из этих стран.

В прошлом США продемонстрировали готовность нанести ответный удар. В 2017 г. США нанесли удар по колонне сирийских ополченцев, ополченцев, поддерживаемых Ираном, когда подошли к американской базе в Сирии. Бретт МакГурк, бывший специальный представитель США по борьбе с террористической группировкой ИГИЛ, в понедельник сказал MSNBC: "У нас нет дипломатических каналов с Ираном". Он отметил, что растут риски столкновения.

Иранские доверенные лица могут обстреливать ракетами американские базы в Ираке и Сирии. В сентябре прошлого года ополченцы, поддерживаемые Ираном, нанесли удар по консульству США в Басре и посольству США в Багдаде. В последние годы официальные представители США в странах Персидского залива отмечали небезопасные маневры иранских беспилотников и судов против самолетов и кораблей США. В 2016 г. Корпус стражей Исламской революции захватил 10 американских моряков в море.

"США дают понять, что готовы предпринять ответные меры", ─ отмечает Майкл Найтс, сотрудник Вашингтонского института, специалист по военных и оборонным делам Ирака, Ирана и государств Персидского залива. 

Наконец, самое главное – мировая торговля нефтью, которая зависит от Ормузского пролива. Через узкий пролив между Ираном и Аравийским полуостровом проходит около 18,5 млн баррелей в день. В конце апреля США пригрозили санкциями любому, кто импортирует иранскую нефть. Иран ответил, что может закрыть пролив, нанеся ущерб мировой экономике. 

Однако есть много причин, по которым Иран не станет перекрывать Ормузский пролив, даже если не сможет экспортировать нефть через него. Через пролив проходит иранский нефтехимический экспорт, а также экспорт и импорт, не связанные с нефтью. 

"Они практически перережут себе горло, если закроют пролив", ─ сказал Найтс.

У Ирана даже больше возможностей, чтобы преследовать американских союзников в регионе, а именно Израиль и Саудовскую Аравию. Тегеран поддерживает палестинскую группировку ХАМАС, которая за последние дни выпустила около 600 ракет против Израиля со своей территории в секторе Газа. Иран может также призвать своих региональных союзников, хуситов в Йемене, нацелиться на поставки нефти из Саудовской Аравии и Эмиратов в Европу. Хуситы уже выпустили ракеты в Саудовскую Аравию во время продолжающейся войны против международно признанного правительства страны, которое поддерживают саудиты.

У Ирана есть "много вариантов". "Проблема в том, что, учитывая отсутствие каналов связи между двумя странами, достаточно высоки риски конфронтации, которая быстро выйдет из-под контроля", ─ отмечает Ваез.

0 комментариев
Архив