Эксперт назвал способ, как США улучшить свое влияние в Центральной Азии
|
Вашингтон стремится ограничить влияние России и Китая в Центральной Азии, сдержать китайскую инициативу «Один пояс - один путь», поддержать процесс реформ в Узбекистане при президенте Шавкате Мирзиёеве и привлечь государства Центральной Азии к борьбе с терроризмом. Об этом говорится в материале издании The National Interest.
По мнению профессора Луисвиллского университета Чарльза Зиглера, утомленный бесконечными войнами в Афганистане и на Ближнем Востоке и более оптимистичный по поводу перспектив продвижения демократии, Вашингтон постепенно отходит от Центральной Азии. Однако Соединенным Штатам нужна помощь дружественных государств Южной и Центральной Азии в выводе своих войск из Афганистана и поддержании региональной стабильности после вывода войск США и НАТО.
В статье говорится, что возможно, внешняя политика Байдена сохранит большинство черт администрации Трампа «Стратегия США для Центральной Азии», выпущенный в феврале 2020 года. Основные политические цели стратегии заключаются в поддержке суверенитета и независимости государств Центральной Азии, уменьшении террористических угроз в регионе, расширении поддержки стабильности в Афганистане, продвижении прав человека и господства закона и поощрять инвестиции США. Вашингтон также стремится ограничить влияние России и Китая в регионе, сдержать китайскую инициативу «Один пояс и один путь», поддержать процесс реформ в Узбекистане при президенте Шавкате Мирзиёеве и привлечь государства Центральной Азии к борьбе с терроризмом.
Госдепартамент США рекламирует формат C5+1, инициированный бывшим госсекретарем Джоном Керри в 2015 году, как механизм для углубления политического, экономического и военного взаимодействия со всеми пятью государствами Центральной Азии, который обеспечивает им противовес российскому и китайскому влиянию. Апрельская встреча госсекретаря Энтони Блинкена в формате C5+1 со своими центральноазиатскими коллегами сигнализировала о намерении Вашингтона оставаться региональным игроком после ухода 11 сентября из Афганистана.
Сторонники постоянного взаимодействия со странами Центральной Азии указывают на наличие деловых возможностей и необходимость содействия региональному экономическому развитию и расширению коммуникационных возможностей. Существующие региональные программы - Международная финансовая корпорация развития, проект передачи электроэнергии CASA 1000 и проект инфраструктуры сети Blue Dot - выглядят многообещающе на бумаге, но это в лучшем случае скромные предложения. Прозрачные инвестиционные процессы, использующие рыночные принципы или государственно-частные партнерства и объединяющие заинтересованные демократии, такие как Индия, Япония и Австралия, бросают вызов хищнической экономической политике Китая. Долговая ловушка проекта “Один пояс – одна дорога” Пекина становятся все более очевидными для уязвимых стран с низким и средним уровнем дохода. Авторитарные лидеры Центральной Азии осознают свое уязвимое положение, и все практикуют ту или иную форму многовекторной дипломатии, максимизируя свою свободу маневра между великими державами.
Соединенные Штаты стоят перед трудным выбором: либо конкурировать с Китаем, Россией и Ираном в Центральной Азии, либо отступить из региона и уступить влияние. Хотя в первые месяцы правления Байдена никаких серьезных изменений в политике Центральной Азии не произошло, готовность нового президента противостоять Пекину и Москве по вопросам прав человека и демократии может усилить региональную напряженность. Москва, похоже, полна решимости сохранить и расширить свое региональное присутствие через Евразийский экономический союз, Организацию договора о коллективной безопасности и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и, вероятно, продолжит выступать против американского присутствия, не допуская радикального улучшения американо-российских отношений. Пекин разделяет лидерство в ШОС с Москвой, и, как Россия, стремится уменьшить американское влияние вдоль своей западной границы, но китайско-российские отношения в Центральной Азии во многих отношениях конкурентоспособны. У России есть военное преимущество в регионе, но она не может сравниться с финансовыми ресурсами, которые Китай выделяет через проет “Один пояс – одна дорога”, равно как и Соединенные Штаты.
Эксперт полагает, что США должны уменьшить свое военное присутствие в Центральной Азии. Восстановление военных баз, которые действовали за пределами Кыргызстана и Узбекистана после 11 сентября, не представляется возможным вариантом. Жители Центральной Азии давно подозревают, что США желают постоянного военного присутствия в регионе; оставление Афганистана просто для создания предприятий в бывших советских республиках подорвет американскую мягкую силу. И все же полное отключение открыло бы регион для дестабилизирующего влияния исламских экстремистов и уступило бы еще большее влияние России и Китаю.
Хотя у США не так много хороших вариантов в регионе, они могли бы стать «оффшорным балансиром», полагаясь на Казахстан, Узбекистан и Индию, которые возьмут на себя большую ответственность за региональную стабильность. Из более крупных государств региона цели и интересы Индии наиболее близко совпадают с целями и интересами Соединенных Штатов, а Индия - как ключевой игрок в индо-тихоокеанской стратегии Вашингтона - имеет потенциал стать более важной для Вашингтона как крупной региональной державы в Центральной Азия.
Индия имеет давнюю историю с Центральной Азией и привержена расширению политических и экономических связей. Нью-Дели очень заинтересован в стабилизации Афганистана, противодействии влиянию Пакистана в этой раздираемой войной стране и в конкуренции с китайской “Один пояс – одна дорога”. Политика Индии «Соединим Центральную Азию», направленная на экономическое развитие, безопасность и модернизацию информации и технологий, получила новый импульс при премьер-министре Нарендре Моди. С 2017 года Индия вместе с Пакистаном является полноправным членом ШОС. А в январе 2019 года состоялся первый форум диалога Индия-Центральная Азия на уровне министров иностранных дел.
В Иране индийские фирмы развивают порт Чабахар, который обеспечивает маршруты доступа в Афганистан в обход Пакистана. Иран утверждает, что порт не направлен против интересов Китая или Пакистана, но он явно конкурирует с портом Пакистана в Гвадаре, ключевым звеном в системе “Один пояс – одна дорога” Китая. Чабахар - это вход в Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC), сеть сухопутных и морских маршрутов протяженностью 7200 км, соединяющих Индию с Европой. Индия, Россия и Иран создали INSTC в 2002 году; с тех пор еще одиннадцать государств региона присоединились к тому, что явно является транспортной альтернативой BRI.
Индия также имеет скромное военное присутствие в Центральной Азии с небольшой авиабазой Фархор на юге Таджикистана. За последнее десятилетие индийские военные провели совместные учения с Кыргызстаном, Казахстаном и Узбекистаном, а также поставили оборудование и провели обучение вооруженных сил Афганистана. Индия не может заменить силы США или НАТО в Афганистане, но ее поддержка правительства Ашрафа Гани может помочь ему противостоять наступлениям Талибана и Исламского государства.
Перспективы сохранения американского влияния в Центральной Азии зависят от разработки успешной стратегии выхода из Афганистана. В Центральной Азии Соединенные Штаты сталкиваются с конкуренцией за влияние как со стороны России, так и со стороны Китая, и у них есть сомнительный союзник в лице Пакистана. С положительной стороны, Соединенные Штаты имеют все более ценного партнера в области безопасности в Индии. Нью-Дели проводит активную политику в отношении Центральной Азии, кровно заинтересован в стабилизации Афганистана и сопротивляется китайскому вторжению в регион. Индия - ключевой член группы демократий «четверка», но она также поддерживает хорошие отношения с авторитарной Россией и Ираном.
Работая с Индией в Центральной Азии, Соединенные Штаты могут повысить шансы на стабилизацию и интеграцию Афганистана в более широкий регион. Нью-Дели слишком защищает свой суверенитет, чтобы поддерживать отношения с Соединенными Штатами, но общие интересы в Центральной Азии могут обеспечить основу для продуктивного партнерства. Тесные отношения Нью-Дели с Москвой и Тегераном могут быть полезны для сдерживания исламского экстремизма в Афганистане - ни одна из этих стран не желает видеть возвращение талибского халифата или возрождение Исламского государства. США должны творчески подумать о потенциале Индии в качестве посредника, а не рефлекторно противодействовать взаимодействию Индии с Россией и Ираном.
Чтобы добиться расположения Индии, эксперт советует забыть про разногласия и в первую очередь помочь стране с противодействием коронавирусной инфекции. Также Вашингтон не должен угрожать санкциями за приобретение российских зенитно-ракетных комплексов С-400 и снять ограничения с Нью-Дели из-за того, что Индия приобретает нефть из Ирана.