Алжир: грядет криминализация французского колониализма
|
Президент Алжира Абдельмаджид Теббун в своем обращении к алжирскому народу по поводу празднования Национального дня борцов за независимость (День Муджахидов) заявил, что колонизация Францией его страны сопровождалась «преступлениями против человечности». День Муджахидов отмечается ежегодно в память о ветеранах войны за независимость Алжира и его освобождение от французского колониализма (т.н. Алжирская война 1954-1962 годов). Эта война привела к большим жертвам в основном среди мирного населения (речь идет цифре от 300 000 до 1 500 000 человек) и закончилась победой алжирского народа, положившего конец 132-х летней французской оккупации. Всего за годы оккупации было убито около пяти миллионов алжирцев, страна подвергалась ограблению и была превращена в полигон для испытания французского ядерного оружия, последствия чего сказываются до сих пор.
За несколько недель до выступления Теббуна в рамках мероприятий, приуроченных к 58-й годовщине независимости Алжира, в страну из Франции были доставлены для почетного перезахоронения черепа двадцати четырех алжирских борцов за свободу, воевавших французскими колонизаторами в войнах середины XIX века. Эти черепа принадлежат бойцам, которые приняли мученическую смерть во время сражений против французской оккупации. Цивилизованные и просвещенные французы, казнившие этих борцов, передали их головы на хранение французскому Национальному музею естественной истории.
Во время выступления на мероприятии по перезахоронению останков героев, Теббун воздал им должное как «героям, которые противостояли жестокой французской оккупации между 1838 и 1865 годами» и подчеркнул, что враг увез их черепа за границу, чтобы могилы героев не стали символом сопротивления. В действительности, количество хранящихся во Франции останков алжирских повстанцев исчисляется сотнями. Об этом в свое время сообщал профессор истории Алжирского университета Арезки Феррад.
В 2011 году другой алжирский историк Фарид Белькади провел поисковую работу и нашел черепа этих жертв колониализма. По данным Белькади, во французском Национальном музее естественной истории в Париже все еще хранятся останки по меньшей мере 536 алжирских повстанцев.
В том же году Белькади поднял вопрос и необходимости возвращения останков героев на родину, за которую они сражались и погибли и создал петицию. К процессу о репатриации останков алжирских героев присоединился Ибрагим Снусси, – историк, который в 2016 году организовал сбор подписей под петицией с призывом к Франции вернуть на родину их черепа. Тогда же Снусси дал понять, что у вопроса существует и другая сторона, которая является совершенно неприглядной.
Дело в том, что, по словам Снусси, алжирское государство не заинтересовано в том, чтобы вопрос о репатриации казненных французами алжирцев был вынесен на всеобщее обозрение. Поэтому власти Алжира не сочли нужным обратить внимание на петицию Белкади 2011-го года. Таким же было отношение правительства и к его собственной петиции. Запущенной в 2016 году. Говоря о причинах подобного равнодушия, Снусси указывает на наличие общих интересов между Францией, как бывшим оккупантом Алжира, и современными правителями Алжира, которые являются «остатками оккупации».
Снусси говорит, что, поскольку черепа принадлежат великим воинам, которые погибли в борьбе с творимыми французами зверствами в Алжире, сегодняшние правители хотят, чтобы они оставались в забвении. Оно и понятно, ведь если нынешние правители Алжира являются авторитаристами, то те, кто в прошлом боролся против авторитаризма, не могут рассматриваться иначе, как фактор опасности для современных авторитаристов. Нет никакой разницы между авторитаризмом, проводится ли он в жизнь иностранным захватчиком или своим правителем.
Обличая двуличие политиков, Снусси говорит: «Если бы эти бойцы были воскрешены сегодня, они бы боролись с нынешними алжирскими правителями так же, как боролись с французской оккупацией. Французская оккупация убила более 1,5 миллиона алжирцев, а внутренние правители убили десятки тысяч в течение нескольких лет в попытке свергнуть исламскую партию [Исламский фронт спасения], которая была свободно избрана в 1991 году. Они [внутренние правители] до сих пор практикуют угнетение и подавление алжирцев». Таким образом, историко-патриотический акт по возвращению на родину останков героев был осуществлен благодаря усилиям ученых и активистов. А действующая власть попыталась извлечь из этого события свою выгоду, представив дело как результат своего политического решения.
Тем временем, в Алжире набирает силу другое общественно-политическое движение, нацеленное на криминализацию колониализма. В этом году в парламент Алжира был внесен законопроект о введении уголовной ответственности за французскую оккупацию. Инициатором стал упоминавшийся выше профессор Феррад, имеющий опыт парламентской деятельности. Он ставил вопрос уже в годы своего депутатства 1998-2002, но тогда государство приняло меры для того, чтобы законопроект не обсуждался парламентом. Отказ от рассмотрения этого законопроекта доказывает, что Алжир был передан французским наемникам, которые защищали французские интересы в стране.
Феррад говорит, что суверенитет алжирского государства «будет оставаться неполным до тех пор, пока французская оккупация не будет криминализирована». Говоря иначе, Алжир не станет по-настоящему свободным и независимым до тех пор, пока не произойдет смена правящего режима и криминализация французской оккупации, которая сделает преступления оккупантов-колонизаторов достоянием гласности и предаст суду тех, чьи руки запятнаны кровью.