500 тонн овощей зависли в холодильниках: раввин не дает кашрут
|
Вот уже полтора месяца 400-500 тонн брокколи и цветной капусты лежат в холодильниках консервного завода «При ха-Галиль» в поселке Хацор ха-Глилит. Это связано не с падением спроса на этот вид овощей, а с упрямством раввина Цфата Шмуэля Элиягу, отказывающегося признать продукцию кошерной.
Ошик Эфраим, один из владельцев «При ха-Галиль», считает, что нанесенный заводу ущерб уже составляет около 1,4 млн шекелей. Но еще больше предпринимателя пугает то, что место, отведенное его продукции в холодильниках торговых сетей, займут конкуренты – «Шуферсаль», «Милотель» и «Санфрост».
Ежегодно «При ха-Галиль» поставляет на рынок около 200 тысяч тонн овощей примерно на 16 млн шекелей. Для завода, в течение долгих лет боровшегося за выживание, это совсем не малая сумма.
Сложившаяся ситуация угрожает и потребителю. «При ха-Галиль», контролирующий около 30 процентов рынка, – основной конкурент принадлежащей концерну «Тнува» компании «Санфрост» – главного производителя мороженых овощей в Израиле. В дни, когда в стране идет горячая дискуссия по поводу сельскохозяйственной реформы и об открытии соответствующего рынка, ситуация вокруг завода «При ха-Галиль» наглядно демонстрирует ущерб, который наносит институт кашрута свободной конкуренции. А гостиницы и залы торжеств уже ощущают дефицит мороженых овощей.
Театр абсурда
Брокколи и цветная капуста, томящиеся в холодильниках «При ха-Галиль», были собраны еще зимой. В январе-феврале представитель раввината признал их кошерными. Однако в мае скончался главный раввин Хацора Мордехай Деи. Временно исполняющим его обязанности был назначен главный раввин Цфата. Его представители провели повторную инспекцию завода и пришли к выводу, что количество насекомых, обнаруженных в овощах, не позволяет считать их кошерными.
Эфраиму осталось только рвать на голове волосы от досады. Компания «Санфрост», закупающая овощи у тех же производителей, свободно поставляет их на рынок со знаком кашрута и примечанием «Без проверки на насекомых». Компания находится в Мигдаль ха-Эмеке, и за кашрут ее продукции отвечает местный раввин Исраэль-Меир Битон. Раввин Элиягу, во власти которого оказалась фабрика «При ха-Галиль», демонстрирует иной подход к этой проблеме. В результате сотни тонн броколли и цветной капусты оказались в холодильнике.
Владельцы обратились за помощью в вышестоящие инстанции. В минувшую пятницу главный сефардский раввин Ицхак Йосеф направил раввину Элиягу письмо, в котором попросил его позволить продажу проблематичных овощей при условии, что на их упаковке будет сделана надпись «Продукт не проверен, необходимо проверить перед употреблением».
В воскресенье к раввину Элиягу обратился и руководитель управления кашрута главного раввината Яаков Сабаг. Он поддержал просьбу Ицхака Йосефа и подчеркнул, что овощи, тронутые вредителями на 10-50 процентов, можно выпускать в продажу. Однако четких правил проведения проверки и критериев того, какие овощи следует считать испорченными, а какие – нет, не существует. Раввин Деи считал, что продукция «При ха-Галиль» является кошерной. Но раввин Элиягу пришел к выводу, что более 50 процентов обработанных компанией овощей тронуты вредителями. В понедельник Ошик Эфраим заявил, что он больше ждать не может и в ближайшее время поставит на рынок зависшие в холодильнике брокколи и цветную капусту любым путем.
«Это не реформа, это катастрофа"
Раввин Элиягу – один из основных противников реформы в области кашрута, которую проводит в эти дни министр по делам религий Матан Кахана. Ее целью является отмена монополии главного раввината в этой сфере. «Это не реформа, это катастрофа, – заявил раввин Элиягу. – Я ни в коем случае не поддержу разрушение еврейского облика государства». Однако поведение раввина в случае с заводом «При ха-Галиль» очевидным образом подчеркивает необходимость реформы.
«Проблема заключается в отсутствии единых правил, и потому каждый раввин может решать, что он хочет, – говорит Тени Франк, один из руководителей движения «Ревнители Торы и труда». – Кроме того, когда какой-то раввин умирает, его функции временно передаются представителям главного раввината, которые далеко не всегда налаживают связь с органами местной власти. Это может быть раввин, который никогда не был на предприятии, ожидающем его решения по поводу кашрута. Подобная ситуация полностью противоречит идее учреждения местных раввинатов. Они создавались для того, чтобы поддерживать тесную связь с общиной и быть в курсе происходящих в ней событий».
Кошерно – но дорого
О том, в какой степени кашрут влияет на дороговизну продуктов, можно судить по документам, полученным движением «Ревнители Торы и труда» из министерства по делам религий и главного раввината. В 2019-2020 годах предприятия платили инспекторам по кашруту в среднем 1545 шекелей в месяц. При этом продолжительность рабочего дня инспектора на каждом предприятии составляет в среднем около полутора часов.
Еще в 2017 году БАГАЦ принял постановление, обязывающее главный раввинат в течение 14 месяцев устранить экономическую зависимость инспекторов по кашруту от предпринимателей. Тем не менее на сегодняшний день 79 процентов предприятий являются непосредственными работодателями инспекторов. Эти данные были получены движением «Ревнители Торы и труда» в соответствии с Законом о свободе информации.
Из 130 религиозных советов на запрос движения откликнулись только 81. Отказался отвечать на поставленные вопросы и религиозный совет Иерусалима. В отсутствие столицы самое большое количество предприятий, задействующих инспекторов по кашруту, оказалось в Тель-Авиве и Хайфе (975 и 585 соответственно). Чаще всего инспекторов приглашают на работу рестораны и мясные магазины (1475 предприятий). Реже всего услугами инспекторов пользуются бары – таких оказалось всего три.
На каждое предприятие, получающее кашрут «меадрин», приходится три предприятия, получающих обычный кашрут. В соответствии с частичными данными, собранными движением «Ревнители Торы и труда», инспекторов по кашруту задействуют около 12 тысяч предприятий, и их услуги обходятся более чем в 13 млн шекелей в год. Общее количество времени, затрачиваемое на работу инспекторами по кашруту, составляет около 15 тысяч часов в год.