Молитвенные коврики в исламе
|
Молитвенный коврик, известный как саджада, намазлык, джай-намаз, имеется в каждом мусульманском доме и является постоянным спутником верующих в путешествии.
В июне 1325 года 21-летний мужчина покинул свой родной Танжер, чтобы совершить хадж. Его странствие, во время которого он объехал полмира затянулось на 24 года. Этот путешественник известен нам как Ибн Баттута. С собой у него было не очень много денег и всего несколько дорогих вещей, среди которых был и молитвенный коврик. Ибн Баттута носил его с собой, куда бы ни отправлялся. Как сообщает историк Ибн аль-Джаузи (1185-1256), когда аббасидский визирь Хамид ибн Аббас вышел в дорогу, то при нем имелось 400 молитвенных ковриков для него и его спутников.
Для верующих по всему миру на протяжении веков молитвенный коврик, известный как саджада, намазлык, джай-намаз, является низменным атрибутом каждого дома и постоянным спутником в дороге. Его значение прекрасно передано в стихотворении «Дамаск, что ты со мной делаешь» Низара Каббани (1923-1998), в котором есть такие строки: «[Дамаск, я пришел к тебе] с молитвенного коврика моей матери, который первым указал мне путь к Аллаху …»
Различных дизайнов, текстур и цветов, от самых ранних, сделанных из пальмовых листьев и тростника, до изысканных изделий, отражающих мастерство различных исламских династий – молитвенный коврик может рассказать много историй.
Появилось это изделие на заре истории ислама. Оно было необходимо, так как пять ежедневных намазов следует совершать в чистом месте. Пророк Мухаммад (мир ему) молился на «хумре», коврике из пальмовых листьев.
Наиболее распространенный рисунок коврика изображает михраб – декоративную нишу в стене мечети, которая отмечает направление киблы в Мекке. За тысячи лет истории ткачи и ремесленники мусульманского мира выработали множество дизайнов – от заостренной арки, поддерживаемой колоннами с обеих сторон, до вариаций стилизованного «древа жизни». Среди распространенных мотивов были лампа, Кааба, надписи, цветочные и геометрические узоры. Коврики украшались целыми композициями, где указывалось место, куда следует ставить ноги и куда голову во время земного поклона. Последнее могло быть обозначено прямоугольником или другой фигурой, внутри которого помещали аяты. Наряду с молитвенными ковриками для одного человека, издавна создавались и предназначенные для мечетей, на которых повторяющие мотивы в один или два ряда обозначали место для совершения намаза группой людей.
Узоры старых молитвенных ковриков могут рассказать об их происхождении, о том, в каком племени или деревне они были сотканы, какое послание в себе несли. Изготовленные на Кавказе, в основном, украшены геометрическими орнаментами. Среди них по качеству и другим особенностям выделяются дагестанские. В Средней Азии центрами производства подобных изделий были Бухара и Самарканд, в Индии – Агра, Фатехпур и Лахор, в Афганистане – Белуджистан. Индийские молитвенные коврики, как правило, оформлены цветочными мотивами.
При династиях Османов, Сефевидов и Великих Моголов производство молитвенных ковриков процветало, они считались национальным достоянием. Их продавали в Европу и на Дальний Восток. Нередко такие изделия считались слишком ценными, чтобы на них молились, поэтому их как картину вешали на стену в доме или дворце. Султаны и шахи заказывали подходящие для своего статуса молитвенные коврики величайшим художникам, дарили их другим правителям.
Особое место отводилось молитвенному коврику в суфизме. Наряду с плащом дервишей (хирка) и знаменем, он служил выражением суфийской концепции мира, а также иерархии внутри тарикатов. Молитвенный коврик рассматривался как место приближения к Искомому, т.е. Аллаху, как обитель духовного знания (марифа), способная стать средством обретения Возлюбленного. В этом контексте ему приписывались разные значения. В церемонии назначения шейхом тариката мевлеви своих преемников (халифов), который представлял собой длинный ритуал, красный шелковый молитвенный коврик, символизирующий землю, занимал центральное место. На него усаживали кандидата в халифы, что было метафорой «изгнания Адама (мир ему) из рая на землю», «пребывания человека на земле» и «обустройства им земли».
Распространенные в наши дни молитвенные коврики массового производства бывают разных цветов и качества – от легких дорожных с компасом до роскошных ковровых изделий. Они, как правило, имеют традиционный дизайн. Кроме того, на них часто изображают Каабу, мечети, в том числе и некоторые из самых известных, такие как расположенные в Мекке, Медине и особенно в Иерусалиме (аль-Кудс).
Вместе с этим в современную эпоху данный предмет переживает и модификацию. Многим полюбились электронные обучающие коврики для намаза, которые используют как дети, так и взрослые. Такие изделия несут в себе множество функций – могут иметь встроенный компас, датчики для ступней, коленей, ладоней и лба для реакции на движения в молитве. Также они способны обучать молитвам и сурам, которые необходимо читать во время намаза. Пользователь может выбрать язык на свое усмотрение.
Поскольку образ жизни меняется, сейчас существуют молитвенные коврики, которые были модифицированы с учетом заботы о здоровье. Например, Timez5, «первый в мире физиологичный молитвенный коврик», как заявляют его создатели, «предназначен для облегчения боли, улучшения осанки и повышения энергии во время молитвы». Как утверждает Надер Сабри, генеральный директор и основатель Timez5, созданные после четырех лет обширных исследований такие коврики стали первыми в мире приспособлениями, поддерживающими различные позы в намазе с помощью технологии, используемой НАСА.