«Гёз хаккы» – интересная турецкая традиция
|
Согласно правилу «гёз хаккы», человек получает право на то, что он увидел и захотел попробовать.
Выражение «гёз хаккы» можно перевести как «право глаза». В Турции существует представление о том, что если человек взглянул на какую-то еду с очевидным желанием её попробовать, то получает право на нее, а владелец этой еды должен выделить ему какую-то ее часть. Поэтому если человек кушает в присутствии других людей, он обязательно должен поделиться и с ними. Хотя традиция получила название «право глаза», она касается не только того, что было увидено. Это может быть и то, о чем человек услышал или запах чего он почувствовал.
В Турции «гёз хаккы» часто воспринимается как религиозная традиция. Турецкие богословы признают, что в исламе такой нормы нет. Но они также отмечают, что существуют многочисленные хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему) советовал делиться пищей с другими: «Еды двух человек достаточно для трех, а еды трех человек – на четырех», «Самая любимая Аллахом пища та, к которой протягивается много рук» и другие. Также богословы предупреждают, что «гёз хаккы» не дает человеку право брать понравившуюся ему еду без разрешения владельца. Например, срывать плоды с растущих на краю дороги деревьев, основываясь на том, что ты увидел их и пожелал, безусловно, является запрещенным. Это допустимо только в том случае, если известно, что хозяин этих владений разрешил угощаться путникам. То же самое касается и продуктов в магазине. Более того, в магазине нельзя съесть ту еду, которую пожелал, а потом расплатиться за неё уже на выходе. Необходимо сначала заплатить и только потом поесть.
Строгое отношение к «гёз хаккы» существует в суфизме. Считается, что употребление пищи, на которой осталось «право глаза», т.е. на которую положил глаз какой-то человек, но ему ее не дали, наносит урон духовности, ее есть нельзя. Современный турецкий суфийский проповедник Осман Нури Топбаш пишет: «В наши дни всячески поощряется страсть к приобретению. На витринах выставляются самые вкусные продукты, будто издеваясь над сиротами и голодными, и не обращая внимания, что на них грустно смотрят нищие и бедняки… Даже если продавец продает эту еду как дозволенное (халяль), а покупатель приобретает за дозволенные (халяль) деньги, эта еда, на которую смотрели с грустью и отчаянием, а также полученный от нее доход, способны нанести человеку вред с духовной точки зрения. Если на какой-то пище осталось «право глаз», т.е. если кто-то смотрел на нее, желая попробовать, то с духовной точки зрения чистота этой пищи нарушается. По этой причине в прошлые времена в нашей стране в местах, где продавали и ели пищу, еду не выставляли напоказ и держали за занавеской, чтобы бедняки ее не видели. Выпечка и другие подобные блюда подносили к печи прикрытыми чем-то, а пекаря обязательно угощали ими, чтобы на выпекаемом не осталось «гёз хаккы». Когда дома готовилось мясо, то угощали и соседей, говоря: «Запах дошел и до них, у них появилось право (хак) на это мясо». В те времена придавали большое значение правам рабов Аллаха, правам соседей и «праву глаза»».