Казнет хотят законодательно избавить от "троллей"
|
Авторы концепции отмечают, что в соответствии с действующим отечественным законодательством интернет-ресурс отнесен к СМИ, а информация, размещенная на нем, является продукцией СМИ. С точки зрения закона под данное определение попадают комментарии пользователей интернет-ресурса, а также страницы пользователей социальных сетей.
"В связи с тем, что свобода выражения мнений (взглядов и убеждений) относится к правам личности, то такое право может быть только у субъекта, личность которого определена, то есть известны его действительные имя и фамилия. Возможность совершения таких действий на интернет-ресурсах, в том числе по размещению пользователями информации, оговаривается правилами пользования ресурсом (пользовательским соглашением). Такие пользовательские соглашения должны основываться на положениях законодательства. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Республики Казахстан гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем (фамилия, имя, отчество). Кроме того, пунктом 7 этой же статьи закреплено положение, что приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. В то же время гражданским законодательством закреплено право на псевдоним. Для упорядочивания деятельности собственников интернет-ресурсов и их пользователей предлагается конкретизировать положения, однозначно трактующие возможность размещения пользователями информации от своего имени или под псевдонимом", - пишут авторы концепции.
В связи с этим предлагается внести поправки в законы, согласно которым пользователи интернет-ресурсов будут заключать с их собственниками соглашения с помощью ЭЦП, и эти соглашения должны быть зарегистрированы на портале "электронного правительства". Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщил адвокат Ерлан Кемешев. Он прокомментировал законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций", который сейчас обсуждается рабочей группой Министерства информации и коммуникаций РК.
Согласно сравнительной таблице предусматривается следующее изменение в статье 36 "Электронные информационные ресурсы, содержащие персональные данные" закона "Об информатизации": предлагается добавить пункт 6-1, гласящий:
Оказание собственником или владельцем общедоступного электронного информационного ресурса (интернет-ресурса) услуги по размещению пользователем информации осуществляется на основании пользовательского соглашения, заключаемого в письменной форме, форме электронного документа, с использованием идентификации на портале "электронного правительства" или посредством зарегистрированного на общедоступном электронном ресурсе абонентского номера сотовой связи пользователя путем отправления SMS-сообщения (короткого текстового сообщения), содержащего однократный пароль для заключения пользовательского соглашения.
Размещение информации пользователем осуществляется под действительным или условным именем (псевдонимом). Порядок обезличивания персональных данных определяется пользовательским соглашением.
Собственник или владелец электронного информационного ресурса обязан хранить информацию, используемую при заключении пользовательского соглашения, весь период его действия, а также в течение трех месяцев после его расторжения.
"Скорее всего, положение законопроекта о необходимости использования идентификации на портале "электронного правительства" обозначает, что такое пользовательское соглашение должно быть зарегистрировано на электронном портале "электронного правительства" с использованием электронной цифровой подписи", - прокомментировал Кемешев. Он также пояснил, что обезличивание персональных данных - действия, в результате совершения которых определение принадлежности персональных данных субъекту невозможно.
По его словам, законопроект таким образом устанавливает ответственность собственника или владельца общедоступного электронного информационного ресурса (интернет-ресурса) при оказании услуг по размещению пользователем информации на основании пользовательского соглашения определять порядок обезличивания персональных данных пользователя. "Видимо, эта мера призвана стать дополнительной гарантией защиты конституционных прав граждан в информационном пространстве, не желающих размещать свои персональные данные", - пояснил он.
Отметим, в статью 641 "Нарушение законодательства Республики Казахстан об информатизации" КоАП РК предлагается добавить в части первой подпункты 7) и 8):
1. Нарушение законодательства Республики Казахстан об информатизации, совершенное в виде:
7) Оказание услуги пользования общедоступным электронным информационным ресурсом, по размещению пользователем информации без идентификации пользователя и обеспечения хранения персональных данных, а также нарушение сроков хранения информации о пользователе общедоступного электронного информационного ресурса собственником или владельцем общедоступного электронного информационного ресурса;
8) непринятие собственником или владельцем общедоступного электронного информационного ресурса мер по обезличиванию персональных данных пользователя в нарушение пользовательского соглашения, а равно распространение персональных данных ограниченного доступа без согласия субъекта персональных данных;
Законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций" предусматривает и другие поправки в законодательство РК. Так, в его рамках предлагается разрешить рекламу пива, пивных напитков и вина в период с 22 часов до семи часов утра.
Стоит отметить, что законопроект еще находится в стадии обсуждения. Ранее министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев на своей странице в Facebook сообщил о том, что поправки пройдут широкое обсуждение. "Так, уже 2 ноября состоится заседание рабочей группы, в состав которой вошли журналисты, эксперты, общественные деятели и представители госорганов. Со списком ее членов можно ознакомиться по указанной ссылке", - сказал он.