Является ли ширком раздавать семь лепешек – шелпек?
Является ли ширком раздавать семь лепешек – шелпек?
9 лет назад 35554

Ассалам алейкум! Традиция печь и раздавать семь лепешек по пятницам, сохранившаяся со времен наших бабушек и уходящая корнями в далекое прошлое, существует и сейчас. Несомненно, сауаб, от прочитанного Корана в честь усопших, будет. Однако, насколько правильно печь лепешки и почему именно семь? Ведь некоторые убеждены в том, что это является обязательным? Очень жду ответ на свой вопрос. Да будет доволен вами Аллах. Заранее благодарю.

Ляззат

Уаалейкум ассалам! Точных сведений об истоках традиции печь лепешки по пятницам, прочно укоренившейся в казахском народе, мы не нашли. Однако, предполагаем, что за простым на первый взгляд действием как раздача лепешек, скрывается глубокий смысл. А именно, это вид садака, совершаемый за покойного. Раздавая еду (лепешки-шелпеки) от имени ушедшего в иной мир, люди надеятся, что  сауаб, будет записан на покойного и облегчит его участь в Вечной жизни. С этой точки зрения, данное действие не противоречит шариату. Потому что в Исламе принято совершать благие дела от имени усопших, посвящая их покойному, надеясь, что воздаяние за них будет покинувшему мир.

Но почему количество лепешек определено цифрой семь? Это может объясняться тем, что в Исламе немало постулатов, связанных с цифрой семь. Например, семь условий имана – вероубеждения, семикратный обход Каабы, семь раз же нужно помыть место, куда попала слюна собаки. И не исключено, что количество лепешек ассоциировано с перечисленными понятиями.

В любом случае, говорить о том, что жарить и раздавать лепешки – явный ширк и противоречит нашей религии, не приходится. Потому что раздающий их, совершает это, надеясь и прося за усопших родных и близких, и ни в коем случае не прося у ушедших в мир иной защиты или помощи. К тому же, шелпек является одним из блюд национальной кухни казахов.  И делиться с едой, посвящая воздаяние за садака покойным – благое дело. Истина же ведома  лишь Аллаху! 

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой